КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V. Развитие связной реги
Игра: «Подбери нужное слово». Педагог: - Листья пожелтели, значит наступила... (осень). - Подул ветер, и на землю полетели кленовые, березовые, осиновые... (листья). — Колхозники собрали с полей хороший... (урожай). Педагог: Наступила осень какая? —Наступила золотая осень. —Наступила дождливая, пасмурная осень. - Наступила дождливая, пасмурная, холодная осень. • Педагог дает рекомендации по оснащению предметно- Например: • На ковролине дети моделируют картину «Осень в городе». • Предложить детям рассказать, что изображено на картинке? (Ведется запись рассказов детей.) • Предложить детям подобрать слова к слову осень: Осень какая? — Золотая, дождливая, урожайная... • Предложить детям нарисовать осенние листочки и украсить рисунками зону «Творчество детей». • Подвесная среда: на нитях различной длины, прикрепленных к потолку, висят листочки. Воспитатель предлагает де- _______________________ ВОПРОС 20 ______________________ 149 тям вспомнить, как соединить в одно слово два слова листья падают. Какое слово получится? (ЛИСТОПАД) • Развитие мелкой моторики: обводка и штриховка изображения листьев, овощей, фруктов. • В уголке книги — иллюстрации об осени, картинки, загадки, раскраски. • В уголке природы — «Дневник наблюдений» (с записью об изменениях в живой и неживой природе). Например: 20.09.— Появились первые желтые листочки (заметила Таня).
27.09.— Настя увидела синицу под кустом. 29.09. — Коля попал с мамой под сильный, проливной дождь. «Дневник наблюдений» позволяет развивать у детей наблюдательность, интерес к изменениям в природе. Дети учатся четко передавать свои наблюдения. В тетради связи логопеда с педагогами планируется индивидуальная работа с каждым ребенком на неделю. Например: 150 ___________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДО У Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата! Посещения педагогами занятия логопеда расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет'I специалист. Характеристики личностных качеств ребенка (авторский комментарий Е. Г. Юдиной)* Компетентность — качество личности, которое отождествляется не только со знаниями, умениями и навыками. Компетентность представляет собой лигностную характеристику, предполагающую, что индивид не просто информирован и умеет применить эту информацию, но и использует ее в качестве основы для принятия собственных решений. Компетентность — качество, которым обладает ребенок уже к концу дошкольного периода развития. Творгеские способности (креативность) — категория, подразумевающая не набор каких-то специальных способностей, которые в этом возрасте могут еще не проявиться, а лишь общее отношение ребенка к окружающему миру как к объекту преобразования и открытия. В этом отношении творческие способности, безусловно, соприкасаются с такой качественной характеристикой ребенка, как любознательность. Любознательность (исследовательский интерес) — качество личности, свойственное ребенку дошкольного возраста. Недаром детей называют «почемучками». Как показывают современные исследования, это естественное свойство детей.
В то же время именно любознательность лежит в основе общей познавательной активности человека. Развитие мыслящего человека невозможно без живого, активного интереса к окружающему миру, который доставляет необходимую исход- * Юдина Е. Г. Для чего нужен государственный стандарт дошкольного образования // Дошкольная педагогика. Июль-август. № 3. 2002. 152_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ ную информацию для мышления, причем информация эта должна быть открыта самим объектом, а не предоставлена ему в готовом виде. Постоянная готовность педагогов в дошкольных учреждениях давать детям информацию, опережая желание ребенка получить ее, а также исключение для ребенка возможности совершить ошибку приводят к исчезновению обычных детских вопросов. Развитие любознательности, несмотря на природную естественность этого детского свойства личности, требует сложных, отточенных педагогических технологий и тонкого понимания психологии этого возраста. Инициативность (самостоятельность, свобода, независимость) характеризует те черты личности, которые обеспечивают ей наибольшие потенциальные возможности с точки зрения перспективы развития. Психологи утверждают, что очень важно обеспечить ребенку такое образование, чтобы он сам был активным участником — субъектом деятельности. Только в такой деятельности происходит развитие главных психических свойств ребенка, развитие его личности. Если педагог постоянно стремится показать ребенку, как надо что-то сделать, то в этой деятельности главный субъект — педагог, ребенок в ней не свободен и ничего не определяет. В конце концов ребенок приучается действовать только по подсказке, не может принять самостоятельное решение, перестает верить в собственные силы. Он утрачивает одно из фундаментальных свойств личности — способности проявлять инициативу. Свобода и независимость ребенка являются необходимыми условиями его развития как личности. Разумеется, под независимостью и свободой понимается личная свобода человека, которая, естественно, ограничена свободой и независимостью других людей. Для развития у ребенка чувства собственного достоинства совершенно необходимым является воспитание у него толерантности к мнениям, суждениям и оценкам других людей.
Коммуникативность (социальные навыки), образ «Я» (базовое доверие, гувство защищенности). Коммуникативность, связанная с социальными навыками ребенка, объединена со сферой развития у ребенка образа «Я», представления о себе. Ребенку жизненно необходимо чувствовать позитивное отношение к нему со стороны окружающих (особенно близких ______________________ ВОПРОС 21 ________________________ 153 взрослых). Это позитивное отношение рождает у него положительный образ «Я», который дает ему возможность жить и развиваться дальше. «Меня любят, и у меня все получается» — такое самоощущение ребенка является совершенно необходимым для развития. Это самоощущение рождается очень рано, еще в младенческом возрасте, и называется чувством базового доверия. Э. Эриксон утверждает, что возникающее на первом году жизни ребенка доверие к себе и к миру лежит в основе всего его дальнейшего эмоционально-личностного и социального развития и в очень сильной степени определяет направление и качество этого развития. Если у ребенка не возникает доверия к окружающему миру, его развитие искажается и принимает неблагоприятные формы, которые потом бывает чрезвычайно трудно исправить. Ответственность — качество личности, которое можно охарактеризовать как обратную сторону инициативности и независимости. Ребенок, который способен проявлять инициативу, отнюдь не всегда понимает, что она налагает на него определенные обязательства: довести дело до конца, постараться сделать его хорошо, сдержать данное слово. В развитых формах это чувство ответственности за себя как субъекта, разумеется, может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой ответственности закладываются уже к концу дошкольного детства и нуждаются в помощи педагога. Частой педагогической ошибкой является отождествление чувства ответственности и дисциплинированности. Основное отличие этих качеств заключается в том, что ответственность — результат личной инициативы ребенка и следствие принятого им самим решения, в то время как дисциплинированность вполне может быть присуща безынициативному, пассивному человеку, но очень добросовестному и исполнительному.
Однако именно ответственность, а не дисциплинированность — основа осознания человеком себя как свободной личности. Произвольность — является качеством личности, дополняющим чувство ответственности в дошкольном возрасте и обес- 154 _______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ печивающим ребенку возможность осуществления основных видов деятельности. Произвольность в отечественной психологии рассматривается как следствие способности человека к соподчинению мотивов. В дошкольном возрасте такое соподчинение уже существует в виде фундаментальной способности ребенка к принятию правил. К концу дошкольного возраста эта способность развита вполне достаточно, чтобы заниматься с ребенком как субъектом учебной деятельности. Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Цель совместной работы — активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным. Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им: • преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; • относиться к ребенку как к равному; • понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, если сегодня он что-то сделал хуже, чем вчера, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи; • знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их; • проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей; • установить хорошие, доверительные отношения с ребенком. течение учебного года: • установить партнерские отношения с семьей каждого вос 156 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПВДА ДОУ • повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка; • формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений; • помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и | защищенность в семье; • воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания. Учитель-логопед в работе с семьей использует традиционные и нетрадиционные методы. Формы и методы: • групповые собрания; • индивидуальные беседы; • консультации; • анкетирование; • наглядная информация; • открытые занятия логопеда с детьми; • День открытых дверей; • приглашение родителей на праздники; • совместные мероприятия.
160 «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ _______________ _
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |