Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теорія «осевого часу» К. Ясперса




Немецкий философ Карл Ясперс (1883 - 1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Он во многом противостоял популярным культурологическим концепция своего времени – шпенглеровской и марксистской. Ясперс четко обозначает свою приверженность в объяснении культурно-исторического процесса религиозной традиции. По Ясперсу история имеет свое начало и свое смысловое завершение, т. е. Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.

Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода.

1 Прометеевская эпоха (до-история человечества), когда происходило «становление основных коститутивных свойств человеческого бытия», формирование человека как вида, закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому «докультурному» периоду относится «первое становление человека». Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс называет использование огня и орудий труда, появление речи, «формирующие человека способы насилия над самим собой» (такие, как табу), образование групп и сообществ, жизнь, которая формируется мифами. Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс определяет как то время, когда появляется передача опыта.

2 Эпоха великих культур древности – шумеровавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э., доарийская культура долины Инда ІІІ тысячелетия и архаический мир Китая ІІ тысячелетия до н. э. Черты этого культурного типа – наличие письменности и «специфической технической рационализации».

3 Эпоха духовной основы человеческого бытия, осевое время. Этот период является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества, когда происходит резкий рывок вперёд, духовное основоположение всех мировых культур. Этот период между 800 и 200 гг. до н. э., когда были разработаны основные категории, которыми люди мыслят по сей день, заложены основы мировых религий. Осевое время – это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию, прорыв мифологического миросозерцания, составляющего основу доосевых культур. Человек впервые пробуждается к ясному, отчётливому мышлению, возникает недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным. Человек начинает искать опору в самом себе, обогащается духовная жизнь, появляются аскеты, философы, пророки и т. д. В этот период живут Мо-Цзы и Ле-Цзы, в Индии возникают упанишады, а в Греции зарождаются новые философские движения, на которые так или иначе затем ссылаются все последующие поколения – скептицизм, нигилизм и т. д. В Иране живёт Заратустра, в Палестине зарождается Ветхий Завет. В это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до осевого времени имели место лиш истории различных локальных культур. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в ХХ в. на грани гибели, нужно, по мнению Ясперса, обновить свою связь с осевым временем и возвратиться к его «изначальности», подыскав для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые «шифры».

4 Эпоха развития техники по своей значимости соответствует прометеевской. Современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные прометеевской эпохе процессы, только на более высоком уровне. Это создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Эта эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности, а новые великие культуры в свою очередь заложат основы для второго осевого времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.