Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дегуманизация искусства продолжается




Новые художники наложили табу на любые попыт-
ки привить искусству «человеческое». «Человеческое»,
комплекс элементов, составляющих наш привычный
мир, предполагает иерархию трех уровней. Высший —
это ранг личности, далее—живых существ и, наконец,
неорганических вещей. Ну что же, вето нового искус-
ства осуществляется с энергией, пропорциональной ие-
рархической высоте предмета. Личность, будучи са-
мым человеческим, отвергается новым искусством
решительнее всего. Это особенно ясно на примере
музыки и поэзии.


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ-

От Бетховена до Вагнера основной темой музыки
было выражение личных чувств. Лирический художник
возводил великие музыкальные здания, с тем чтобы
заселить их своим жизнеописанием. В большей или
меньшей степени искусство было исповедью. Поэтому
эстетическое наслаждение было неочищенным. В музы-
ке, говорил еще Ницше, страсти наслаждаются самими
собою. Вагнер привносит в «Тристана» свой адюльтер
с Везендонк, и, если мы хотим получить удовольствие
от его творения, у нас нет другого средства, как самим,
на пару часов, превратиться в любовников. Эта музы-
ка потрясает нас, и, чтобы наслаждаться ею, нам нуж-
но плакать, тосковать или таять в неге. Вся музыка от
Бетховена до Вагнера—это мелодрама.

Это нечестно, сказал бы нынешний художник. Это
значит пользоваться благородной человеческой слабо-
стью, благодаря которой мы способны заражаться
скорбью или радостью ближнего. Однако способность
заражаться вовсе не духовного порядка, это механичес-
кий отклик, наподобие того, как царапанье ножом по
стеклу механически вызывает в нас неприятное, судо-
рожное ощущение. Дело тут в автоматическом эффек-
те, не больше. Не следует смех от щекотки путать
с подлинным весельем. Романтик, охотится с манком:
он бесчестно пользуется ревностью птицы, чтобы вса-
дить в нее дробинки своих звуков. Искусство не может
основываться на психическом заражении,— это инсти-
нктивный бессознательный феномен, а искусство
должно быть абсолютной проясненностью, полуднем
разумения. Смех и слезы эстетически суть обман, наду-
вательство. Выражение прекрасного не должно перехо-
дить границы улыбки или грусти. А еще лучше — не
доходить до этих границ. «Toute maitrise jette le froid»16
(Малларме).

Подобные рассуждения молодого художника пред-
ставляются мне достаточно основательными. Эстети-
ческое удовольствие должно быть удовольствием ра-
зумным. Так же как бывают наслаждения слепые, бы-
вают и зрячие. Радость пьяницы слепа; хотя, как все на
свете, она имеет свою причину—алкоголь,— но пово-
да для нее нет. Выигравший в лотерею тоже радуется,
но радуется иначе—чему-то определенному. Весе-
лость пьянчужки закупорена, замкнута, в себе самой —

 


ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

это веселость, неизвестно откуда взявшаяся, для нее,
как говорится, нет оснований. Выигравший, напротив,
ликует именно оттого, что отдает отчет в вызвавшем
радость событии, его радость оправданна. Он знает,
отчего он веселится,—это зрячая радость, она живет
своей мотивировкой; кажется, что она излучается от
предмета к человеку *.

Все, что стремится быть духовным, а не механичес-
ким, должно обладать разумным и глубоко обосно-
ванным характером. Романтическое творение вызыва-
ет удовольствие, которое едва ли связано с его сущ-
ностью. Что общего у музыкальной красоты, которая
должна находиться как бы вне, меня, там, где рожда-
ются звуки, с тем блаженным томлением, которое,
быть может, она во мне вызовет и от которого млеет
романтическая публика? Нет ли здесь идеального quid
pro quo17? Вместо того чтобы наслаждаться художест-
венным произведением, субъект наслаждается самим
собой: произведение искусства было только возбуди-
телем, тем алкоголем, который вызвал чувство удово-
льствия. И так будет всегда, пока искусство будет
сводиться главным образом к демонстрации жиз-
ненных реальностей. Эти реальности неизбежно заста-
ют нас врасплох, провоцируя на сочувствие, которое
мешает созерцать их в объективной чистоте.

Видение—это акт, связанный с отдаленностью,
с дистанцией. Каждое из искусств обладает проекцион-
ным аппаратом, который отдаляет предметы и преоб-
ражает их. На магическом экране мы созерцаем их как
представителей недоступных звездных миров, предель-
но далеких от нас. Когда же подобной дереализации не
хватает, мы роковым образом приходим в состояние
нерешительности, не зная, переживать нам вещи или
созерцать их.

Рассматривая восковые фигуры, все мы чувствуем
какое-то внутреннее беспокойство. Это происходит из-
за некой тревожной двусмысленности, живущей в них
и мешающей нам в их присутствии чувствовать себя
уверенно и спокойно. Если мы пытаемся видеть в них

 

* Причинность и мотивация суть, стало быть, два совершенно различных
комплекса. Причины состояний нашего сознания не составляют с ними едино-
го целого,—их выявляет наука. Напротив, мотивы чувств, волевых актов
я убеждений нерасторжимы с последними.


ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ

живые-существа, они насмехаются над нами, обнару-
живая мертвенность манекена; но, если мы смотрим на
них как на фикции, они словно содрогаются от негодо-
вания. Невозможно свести их к предметам реальнос-
ти. Когда мы смотрим на них, нам начинает чудить-
ся, что это они рассматривают нас. В итоге мы испы-
тываем отвращение к этой разновидности взятых
напрокат трупов. Восковая фигура-—это чистая мело-
драма.

Мне думается, что новое художественное воспри-
ятие руководится чувством отвращения к «человечес-
кому» в искусстве—чувством весьма сходным с тем,
которое ощущает человек наедине с восковыми фигу-
рами. В противовес этому мрачный юмор восковых
фигур всегда приводил в восторг простонародье.
В данной связи зададимся дерзким вопросом, не наде-
ясь сразу на него ответить: что означает это отвраще-
ние к «человеческому» в искусстве? Отвращение ли это
к «человеческому» в жизни, к самой действительности
или же как раз обратное—уважение к жизни и раз-
дражение при виде того, как она смешивается с искус-
ством, с вещью столь второстепенной, как искусство?
Но что значит приписать «второстепенную» роль ис-
кусству— божественному искусству, славе цивилиза-
ции, гордости культуры и т, д? Я уже сказал, чита-
тель,—слишком дерзко об этом спрашивать, и пока
что оставим это.

У Вагнера мелодрама достигает безмерной экзаль-
тации. И, как всегда, форма, достигнув высшей точки,
начинает превращаться в свою противоположность.
Уже у Вагнера человеческий голос перестает быть цен-
тром внимания и тонет в космическом. Однако на этом
пути неизбежной была еще более радикальная рефор-
ма. Необходимо было изгнать из музыки личные пере-
живания, очистить ее, довести до образцовой объек-
тивности. Этот подвиг совершил Дебюсси. Только по-
сле него стало - возможно слушать музыку
невозмутимо, не упиваясь и.не рыдая. Все про-
граммные изменения, которые произошли в музыке за
последние десятилетия, выросли в этом новом, над-
мирном мире, гениально завоеванном Дебюсси. Это
превращение субъективного в объективное настолько
важно, что перед ним бледнеют последующие диф-

 


ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА

ференциации *. Дебюсси дегуманизировал музыку,
и поэтому с него начинается новая эра звукового
искусства.

То же самое произошло и в лирике. Следовало
освободить поэзию, которая под грузом человеческой
материи превратилась в нечто неподъемное и тащи-
лась по земле, цепляясь за деревья и задевая за крыши,
подобно поврежденному воздушному шару. Здесь
освободителем стал Малларме, который вернул по-
эзии способность летать и возвышающую силу. Сам
он, может быть, и не осуществил того, что хотел, но он
был капитаном новых исследовательских полетов
в эфире, именно он отдал приказ к решающему манев-
ру—сбросить балласт.

Вспомним, какова была тема романтического века.
Поэт с возможной изысканностью посвящал нас в при-
ватные чувства доброго буржуа, в свои беды, большие
и малые, открывая нам свою тоску, политические и ре-
лигиозные симпатии, а если он англичанин,—то и гре-
зы за трубкой табака. Поэт всячески стремился рас-
трогать нас своим повседневным существованием.
Правда, гении, который время от времени появлялся,
допускал, чтобы вокруг «человеческого» ядра поэмы
воссияла фотосфера, состоящая из более тонко ор-
ганизованной материи,—таков, например, Бодлер. Од-
нако подобный ореол возникал непреднамеренно. Поэт же всегда хотел быть человеком.

И это представляется молодежи скверным, спросит,
сдерживая возмущение, некто к ней не принадлежа-
щий. Чего же они хотят? Чтобы поэт был птахой,
ихтиозавром, додекаэдром?

Не знаю, не знаю; но мне думается, что поэт нового
поколения, когда он пишет стихи, стремится быть
только поэтом. Мы еще увидим, каким образом все
новое искусство, совпадая в этом с новой наукой,
политикой, новой жизнью, ликвидирует наконец рас-
плывчатость границ. Желать, чтобы границы между
вещами были строго определены, есть признак мыс-
лительной опрятности. Жизнь—это одно, Поэзия —

 

* С более тщательным анализом того, что значит Дебюсси на фоне
романтической музыки, можно познакомиться в моем эссе «Musicalia», пере-
печатанном из журнала «El Espectador», в т. 2 настоящего собрания сочине-
ний.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.