Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Веласкес и профессия живописца




В 1621 году умирает Филипп III и ему наследует
Филипп IV, который отдает правление в руки графа-
герцога Оливареса, принадлежащего к самому знат-
ному роду Андалузии—к роду Гусманов. Граф-герцог
собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в боль-
шинстве севильцев. Ранняя слава, приобретенная Вела-
скесом в Севилье, способствовала тому, что и он при-
зван в Мадрид. Было ему тогда двадцать три года. Он
столь удачно исполнил тут портрет короля, что был
немедленно назначен королевским живописцем и очень
скоро получил во дворце и мастерскую и жилье. Это
определило его судьбу. До смерти своей он будет
царедворцем, близким другом короля. Трудно вооб-
разить более монотонное и будничное существование.
От родителей Веласкес унаследовал кое-какое состоя-
ние, которое в сочетании с казенным жалованьем со-
вершенно освобождало его от заказных работ. Думаю,
что во всей истории живописи не бывало подобного
случая: художник, который, по сути, не занимается
живописью как профессией. Единственной его обязан-
ностью было писать портреты монарха и его близких.
Однако к этому минимуму обязанностей очень скоро
прибавилось положение личного друга короля. Надо

 


ВВЕДЕНИЕ К ВЕЛАСКЕСУ

заметить, что король весьма редко просил Веласкеса
написать какую-нибудь определенную картину. Изве-
стно, например, что он заказал Веласкесу знаменитого
«Христа»14 для монастыря Сан Пласидо и «Коронова-
,ние Святой девы»15 для покоев королевы. Возможно
также, некоторые портреты, вроде поясного портрета
герцога де Модена или утраченного портрета гер-
цогини де Шеврез, созданы по прямому указанию ко-
роля. В других случаях его вмешательство не имело
характера заказа, а было просто дружеским пожелани-
ем. Когда кое-кто из художников, например итальянец
Кардуччи, пытается из зависти умалить славу Веласке-
са, говоря, что он умеет только писать портреты,
Филипп IV устраивает конкурс на тему изгнания мори-
сков и настаивает, чтобы Веласкес принял в нем уча-
стие. Полотно это, первая большая композиция в его
творчестве, также утеряно, однако Веласкес победил
в конкурсе. Кардуччи, вероятно, скрежетал зубами,
когда ему пришлось в своей книге писать о «неожидан-
ном «Изгнании морисков»17.

С этим странным внешним положением живописца,
который не занимается живописью как профессией,
сочетается у Веласкеса крайне любопытный склад ду-
шевный. Его семья, имевшая по линии Сильва де
Опорто португальские корни, была исполнена аристо-
кратических претензий. Она полагала, что происходит
не более не менее как от Энея Сильвия. Быть аристок-
ратом — вот что Веласкес как бы ощущает своим под-
линным призванием, а так как степень аристократизма
в эпоху абсолютной монархии измеряется для при-
дворного близостью к особе короля, то для Веласкеса
главной его карьерой была череда дворцовых долж-
ностей, на которые его назначает и кульминацией
которых явилось награждение орденом Сантьяго. Ког-
да во время второй поездки в Рим, в 1649 году, он
пишет портрет Иннокентия X и папа жалует ему золо-
тую цепь, Веласкес возвращает ее, давая понять, что он
не живописец, но слуга короля, которому, когда прика-
зано, он служит своей кистью.

В результате такого внешнего положения и душе-
вного склада Веласкес писал чрезвычайно мало. Мно-
гие его произведения утеряны, но, если б они и со-
хранились, число их было бы поразительно невелико.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.