Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язычество и развитие древнерусской государственности




Язычество как обожествление сил природы

Религиозное мировоззрение, называемое в русской православной традиции языческим, суммарно обозначает многообразие вероучений, обожествляющих природные стихии и противостоящих религии единого, запредельного миру, Живого и Духовного Бога, Бога-Личности. В своей сущности язычество – вера в самодовлеющий природный порядок, в круговорот смертей и рождений, определяющий единство космоса. Языческие боги – проявления стихий природы. Отсюда вытекает их безличность и сравнительная грубость даже в наиболее развитой древнегреческой политеистической мифологии.

По остроумной характеристике Арнольда Тойнби, боги античных греков были подобны военной группировке сверхчеловечески могучих варваров, пользующихся дурной славой. Обосновавшись на горе Олимп, они господствовали над миром из этого разбойничьего гнезда.

Образцовым типом язычества служит натуралистическое многобожие (или политеизм, от греч. «поли» – много + «теос» – Бог), свойственное греческой и римской культурам античного периода.

Русский термин «язычество», происходит от славянского «яз[ы]цы» (народы). По первоначальному смыслу он подразумевает политеистические верования и культы первобытных племен, не дошедших до христианского учения о едином личностном Божестве.

Поскольку язычество – религия самобытной природы, которая сама по себе становится божеством, постольку языческая духовность проникнута магией безличного соединения человека с природной реальностью, мистикой растворения в ней человеческой души. Языческая этика – это этика индивидуального подчинения безличному космическому порядку.

- Попытка великого Киевского князя Владимира Святославича первоначально опереться на язычество в деле культурно-духовного сплочения восточнославянских племён.

Возвращаясь к историческим реалиям Руси X века, необходимо отметить, что именно на язычество первоначально попытался опереться великий князь Владимир I в политике сплочения племён, организовав общегосударственный религиозный культ путём отбора и упорядочения определённых богов из ряда наличествующих.Около 980 г., сразу же после насильственного овладения великокняжеским престолом, юный Владимир предпринял «языческую реформу», установив новых идолов не на отдаленном холме, как стоял Перун во времена князя Игоря, а рядом со своим двором, в самом центре киевской крепости. Согласно исследованию академика Б.А. Рыбакова, во главе комплекса идолов был поставленПерун, получивший общегосударственное значение владыки мира, покровителя князей, воинов, оружия и войн. Второе место занял Стрибог, далее шли Даждьбог, Макошь, Симаргл и Хорос, представлявший некое дополнение Даждьбога. Восемь лет простояли в великокняжеской крепости идолы, предназначенные сплотить восточных славян единством культа, однако не выполнили своего предназначения соединить внешне объединенных государственной властью восточных славян общей духовной верой, не давала возможностей развития высокой нравственной культуры. Они не консолидировали вокруг Киева ни славянские племена, ни правящий слой вокруг великого князя, так как. Языческая реформа затруднила международные связи Киевской Руси, поскольку большинство соседних стран в это время уже приняло христианство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.