Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средство режиссуры




РЕЖИССУРА КАК ПРОФЕССИЯ

Предполагает управление актерами, представлениями, определение репертуара, распределение ролей и размещение декораций.

«Режиссер — творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кинематографической постановки или зрелищных программ... На основе собственного творческого замысла режиссер создает новую сценическую реальность, объединяя в работе над спектаклем всех участников — актеров, художника, композитора. Режиссер первый истолковывает сценарий и доносит свое видение до отряда исполнителей, управляя ими, создает неповторимую стилистику зрелища».

Когда Станиславский начинал свою профессиональную деятельность, режиссуры не было. В большинстве театров спектакли разыгрывались на фоне стандартных писаных декораций, и актеры действовали сами по себе. Как актер поймет текст роли, так он и играет. Задача режиссера сводилась к упорядочению действий актера, распределению их, по сцене и т. д. Режиссер намечал некоторые входы и выходы, передвижение по сцене, оставляя в основном мизансцену на усмотрение самого актера, и лишь иногда позволял себе вмешиваться в исполнение текста. Станиславский установил основные функции режиссера: понимание пьесы, поиск для этого толкования необходимого зрелищного решения и подчинение работы актеров сценическому замыслу. «В режиссере скрыты многообразные способности... а) режиссер-администратор, который может вести спектакль; поддерживать систематическую работу и порядок... б) режиссер-постановщик, это тот, который умеет говорить с декоратором, с рабочими, который может провести в жизнь свою или чужую... постановку; в) режиссер-литератор, который может повести пьесу и спектакль по верной литературной линии; г) режиссер-художник, который сам может создать... художественную сторону спектакля; д) режиссер-психолог, который может провести верно внутреннюю линию; е) режиссер-учитель, который может поправлять и воспитывать актеров».

Задача режиссера не столько в том, чтобы расшифровать замысел драматурга, сколько в том, чтобы быть соавтором в процессе художественного творчества. Выразительными средствами режиссуры выступают мизансцена, атмосфера и темпо-ритм.

Мизансцена (размещение на сцене) — это элемент режиссуры, который заключается в способности мыслить пластическими образами. Мизансцена — это композиционная организация сценического пространства. Она обязательно исходит от режиссерской идеи. Образная мизансцена является следствием решения основной задачи, воплощением авторской идеи. Ее главная особенность — действенность, динамичность. Мизансцена строится вокруг события; до события мизансцена одна, после — другая. Строя центральные, узловые мизансцены, режиссер в действии раскрывает этапы борьбы и в то же время добивается того, чтобы мизансцена пластически, живописно выразила идею спектакля.

В массовой мизансцене поведение каждого исполнителя подчинено центральному событию и строится именно от него в той форме, которая соответствует режиссерскому решению. Массовая мизансцена формируется из чередования различных сцен, их взаимосвязи, ритмического контраста, цветового решения и т. д. В «зрелищной» режиссуре, где мизансцены могут быть глубинные и плоскостные, построенные по вертикали и по горизонтали, по кругу и спирали, симметричные и асимметричные, они являются процессом, переходом одной пластической формы в другую. Подобно скульптору, режиссер лепит на сцене сочетания человеческих фигур, создает поток непрерывно сменяющих друг друга пластических форм, чтобы передать жизнь во всем богатстве ее пластических проявлений.

Особенно специфично мизансценирование стадионных зрелищ, где необходимо построение с учетом обозрения с четырех сторон. Выразительное решение действия складывается из пластического сочетания разных точек зрения, на огромном пространстве становится существенным размещение игровых площадок, опорных точек действия, возможности использования воздуха и пр. Иного пластического решения требует уличжое шествие или массовый праздник на площади, где учитываются все выходы — улицы, проходы, проезды и т. д. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, номере, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. То есть в празднике вы ищете большое количество центров, чтобы дать возможность массе людей, которые приходят сюда, рассредоточиться.

Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют простора для проявления веселья, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в объемных театральных костюмах, тем более, если используются «ростовые» куклы; прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное действие. Все это подчиняется единой воле, если четко определены коммуникации, связывающие между собой все части праздника.

Итак, образно-пластическое решение театрализованного представления — это одна из важнейших задач режиссуры, а мизансцена — одно из самых мощных выразительных средств режиссуры. «Театральные постановки на больших открытых сценах для больших аудиторий имеют свои особые зоны и принципы, новые ритмы и темпы в решении групповых сцен». Основное внимание режиссуры обращается на изобразительную часть, в которой актер присутствует в качестве одного из компонентов зрелищности. «Если в театре режиссер ищет индивидуальных актерских действий, движений психологических нюансов, то в массовом празднике чаще всего основным предметом режиссуры является массовое действо. Действенная задача актера укрупняется множеством, количеством физических единиц многих актеров, находящихся на сцене. И если все-таки актер находится на сцене один, то одно это подчас является специфическим режиссерским приемом. Таким образом, от актера театрализованного представления требуется укрупнение жеста, обостренность и повышенная пластическая выразительность».

Следующим выразительным средством режиссуры является культурно-психологическая атмосфера, то есть та знаково-символическая среда, в которой живет актерский образ (звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи и пр.). Атмосфера зависит от характера событий, от места и времени действия, являясь причиной и следствием этих событий.
Особый характер постановочного решения массовых зрелищ предполагает и необычный характер декораций и реквизита. Декорации, например, могут быть неподвижными или, напротив, движущимися, укрепленными на автомобилях, мотоциклах, разного рода фурках и т. д. Огромную роль при создании атмосферы играет звук и свет, с помощью которых можно выразить практически любую идею. Естественно, что в масштабах массового зрелища они требуют инженерного решения, особенно когда необходимо создать так называемый эффект присутствия. В массовом действе «живописным полем» художника является большое пространство, которое организуется в поэтический хронотоп, приведя многочисленные компоненты в единую стройную систему.
Изобразительность зрелища получает выразительный характер и путем использования цветовой гаммы, обуславливающей ассоциативность зрительского восприятия. Это может быть белый цвет как символ чистоты, свежести, парадности, красный — как знак приподнятости, активности, огненной стихии или зеленый — как образ молодости, весны и т. д. Особенно важно, чтобы изобретенная художником-постановщиком общая стилевая фактура зрелища ассоциативно гармонировала с языком режиссера, особенностями авторского замысла. Таково же значение музыки в создании атмосферы массового зрелища. Благодаря своим качествам — предельной яркости, эмоциональности, выразительности — музыка является носителем нескольких функций: прежде всего это фон; затем это и самостоятельно созданный образ и, наконец, это возможность участия в конфликте действия. Если в театральном спектакле музыка играет вспомогательную роль, то в театрализованном празднике музыка становится едва ли не основным связующим все эпизоды компонентом представления.
Таким образом, атмосфера жизни массового зрелища зависит от визуальной и музыкальной форм, созданных в соответствии с замыслом режиссера, само зрелище являет собой синтетический культурно-эстетический образ действия участников-зрителей, состоящий из разных видов искусства, что и является специфической чертой массового зрелища.
Режиссерский метод создания зрелища имеет структурный характер, постановка каждого спектакля — это полифония всех частей зрелища, условного по своей природе и безусловного в своем выражении. Еще одной из непременных особенностей театрализованного массового зрелища является необходимость острой смены темпа иритма внутри каждого эпизода и в самом действии в целом.
Такое выразительное средство режиссуры, как темпоритм, вбирает в себя скорость и частоту повторения сцен или событий во времени. Учитывая, что ритм может быть внешним (физическим) и внутренним (психологическим), понятно, что механический ритм действует на нашу внутреннюю жизнь, на наше чувство и переживание. «Ритм — огромнейшая сила, которая обуславливает организацию действия, он не есть что-то отвлеченное. Он вытекает глубоко из природы образа, связанного со всей средой, в которой рождается вещь, ритм есть результат сознательной, глубокой организации, которая вносит в вещь художественность.
Так же как мизансцена и атмосфера, темпоритм способствует реализации авторского замысла. Поэтому одна из главных проблем режиссуры — нахождение верного ритма действия. Каждый эпизод должен строиться на собственной ритмике, но необходимо, чтобы она логично влилась в общий ритм зрелища. Ритм предполагает развитие действия с перерывами и постепенностями, при большом количестве динамических событий, нужно делать остановки, которые позволяют охарактеризовать героев и осмыслить значение событий227. Ритм — мера, течение жизненных явлений во времени, ощущение времени.
Характеристиками темпоритмического рисунка любого театрализованного представления являются продолжительность каждого эпизода и представления; ритмичность и аритмичность временных отрезков, следующих друг за другом эпизодов; контрастность эпизодов по режиссерскому решению и выбору выразительных средств; темп как количество действий в единицу времени.
«Действенность темпоритма, то есть создание эмоционального настроя у зрителей на активное восприятие представления, во многом зависит от продолжительности зрелища {не более 1,5—2 часа), разнообразия и интенсивности событий». Если режиссером взят верный темпоритм, то чувства и переживания зрителя создаются сами собой (К.С. Станиславский).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 7223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.