Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты исследования. Программа «Ладья» направлена на первичную профилактику рискованного поведения среди подростков 13-17 лет




Программа «Ладья» направлена на первичную профилактику рискованного поведения среди подростков 13-17 лет. Предлагаемая программа обращается не к вопросам «ЧТО?», а к вопросу «ПОЧЕМУ?». В ее основу положены принципы неспецифической профилактики, направленные на формирование у подростков такой системы духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск начала развития рискованного поведения к минимуму.

Целью программы является первичная профилактика рискованного поведения и социально-значимых заболеваний среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров

Задачи программы:

· формирование представлений об этических общечеловеческих ценностях; создание условий для интериоризации этих представлений; обеспечение ассимиляции предлагаемых ценностей нравственным самосознанием подростков; развитие стремления опираться на них при осуществлении жизненных выборов;

· формирование психологической компетентности как важного ресурса духовно-нравственного роста (развитие у подростков навыков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения. формирование навыков осознания себя как уникальной и полноправной личности, со своими взглядами, убеждениями, ценностями, развитие умения устанавливать контакт и строить отношения на основе взаимопонимания, сотрудничества и поддержки, формирование навыков принятия ответственности за свои действия, отношения и свою жизнь, развитие самостоятельности, формирование навыков самопомощи и взаимопомощи в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения реализации стратегий рискованного поведения.

· информирование подростков о рискованном поведении и сопряженных с ним проблемах, развитие представлений об основных источниках риска.

Содержание программы структурировано вокруг категорий экзистенциально-нравственного плана, которые так или иначе связаны с проблематикой злоупотребления ПАВ (счастье, общение и дружба, мужчина и женщина, любовь, семья, культура, здоровье, жизнь, добро и зло, ценности, цели и смысл, свобода, выбор).

Каждая тема прорабатывается в рамках отдельного занятия, рассчитанного на 1,5 часа. Программа рассчитана на 23-24 занятия. Целевой аудиторией являются подростки 13-17 лет, составляющие группу из 10-20 человек

Принципы, на которых основана программа:

Ø Терпимость к религиозным и мировоззренческим убеждениям участников группы

Ø Мотивационная готовность.

Ø Целостность подхода.

Ø Учет возрастных особенностей.

Ø «От других к себе».

Ø Приоритет развития над обучением.

Ø Переход от осознаваемых проблем в отношениях с миром, другими людьми и самим собой к более трудным для осознания этическим и духовным проблемам.

Ø Учет особенностей естественной группы.

Основным методом работы является личностный тренинг, в ходе которого создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними духовно-нравственных изменений. В программе используются когнитивные и поведенческие модификации, беседы, дискуссии, «мозговые штурмы», мини-лекции, ролевые игры, элементы психодрамы и психогимнастические упражнения.

 

 

.

 


На основании анализа полученных данных можно говорить о следующих результатах (представлены процентное соотношение от общего количества данных ответов участниками исследования)

Вопрос анкеты До программы «Ладья» (2012) После программы «Ладья» (2013)
  Группа факторов «Семья»
    ГБОУ СОШ 418 ГБОУ СОШ 422 ГБОУ СОШ 418 ГБОУ СОШ 422
1. Каков уровень образования у ваших родителей? Мать: высшее и неп. высшее среднее и среднее специальное Отец: высшее и неп. высшее среднее и среднее специальное   52% 48% 57% 43%   40% 60% 20% 80%   50% 50% 57% 43%   45% 55% 27% 73%
2. Считаете ли вы свою семью благополучной? В материальном плане (ответ «ДА») В психологическом плане (ответ«ДА»)   67% 62%   73% 67 %   57% 64%   100% 73%
3. Как бы вы охарактеризовали образ жизни своих родителей? Деловой, упорядоченный Здоровый, спортивный Неупорядоченный и нездоровый     43% 27% 30%     47% 47% 6%     64% 29% 7%     73% 18% 9%
4. Как складываются ваши отношения с родителями? С отцом: полное взаимопонимание иногда бывают конфликты полное отсутствие взаимопонимания С матерью: полное взаимопонимание иногда бывают конфликты полное отсутствие взаимопонимания       52% 43% 5%   33% 67% 0%     40% 47% 13%   20% 80% 0%     40% 53% 7%   43% 57% 0%       55% 36% 9%   45% 55% 0%
5. Решая свои собственные проблемы, учитываете ли вы мнение …. Родителей (ответ «ДА») Друзей (ответ «ДА»)     33% 38%     13% 27%     31% 29%     27% 36%
6. В вашей семье существуют четкие правила и традиции? ДА и скорее ДА НЕТ и Скорее НЕТ     47% 53%     20% 80%     29 % 71%     55% 45%
7. Любите ли вы проводить свое свободное время с родителями? ДА Не всегда НЕТ     38% 52% 10%     20% 70% 10%     29% 71% 10%     45% 45% 10%
8. С каким отношением к себе вам чаще всего приходилось сталкиваться? В семье, со стороны родителей: - Подчеркивание Ваших способностей, успехов, достижений, положительная оценка черт Вашего характера, благоприятные прогнозы Вашего будущего - Замечания, недовольство, указание на отрицательные стороны Вашего характера и поведения, подчеркивание Ваших неудач и прогнозы неблагоприятного развития вашей будущей судьбы - Бывало и то и другое в зависимости от ситуации     38%   38%   24%     27%   13%   60%     43%   14%   43%     27%   9%   64%
  Группа факторов «Школа»
9. Как вы учитесь? Учусь хорошо Учусь удовлетворительно Учусь плохо   29% 71% 10%   27% 60% 13%   7% 79% 14%   27% 64% 9%
  Вы учитесь в учебном заведении, потому что... Это необходимо для Вашего будущего Учиться интересно Это требование родителей Так положено Здесь хорошая компания Учиться лучше, чем работать   47% 5% 5% 38% 5% 0%   60% 0% 27% 0% 13% 0%   57% 14% 14% 0% 0% 14%   82% 9% 9% 0% 0% 0%
10. Решая свои собственные проблемы, учитываете ли вы мнение …. Педагогов (ответ «ДА»)     5%       7%       14%       20%  
  С каким отношением к себе вам чаще всего приходилось сталкиваться? В школе, со стороны преподавателей: - Подчеркивание Ваших способностей, успехов, достижений, положительная оценка черт Вашего характера, благоприятные прогнозы Вашего будущего - Замечания, недовольство, указание на отрицательные стороны Вашего характера и поведения, подчеркивание Ваших неудач и прогнозы неблагоприятного развития вашей будущей судьбы - Бывало и то и другое в зависимости от ситуации   33%   38%   29%     13%   13%   73%     43%   14%   43%     36%   18%   45%  
11. Ощущаете ли вы важность и значимость школьной жизни, в которой вы участвуете? Постоянно Иногда Практически никогда     24% 62% 14%     7% 73% 20%     29% 50% 21%     55% 45% 0%
12. Насколько вам интересны большинство из школьных предметов? Очень интересные и развивающие Довольно интересные Не очень интересные Мало интересные Совсем не интересные       5% 62% 19% 14% 0%     0% 40% 33% 27% 0%     7% 29% 36% 28% 0%     27% 27% 9% 36% 0%
  Группа факторов «Личность»
13. С каким чувством вы смотрите в будущее? С чувством надежды и оптимизма Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду С тревогой и неуверенностью Скорее со страхом и отчаянием   47% 19% 29% 5%   40% 40% 20% 0%   79% 0% 21% 0%   64% 27% 9% 0%
14. Есть ли у вас жизненные планы на ближайшее будущее? Планы есть Планов нет     24% 76%     53% 47%     71% 29%     82% 18%
15. Бывают ли в вашей жизни ситуации, которые кажутся вам безвыходными?
  • Практически никогда
  • Иногда
  • Постоянно
    33% 72% 5%     44% 56% 0%     50% 43% 7%     27% 73% 0%
16. Что в сложных жизненных ситуациях вы обычно предпринимаете? Обращаюсь за помощью к родителям или родственникам Обращаюсь за помощью к друзьям или знакомым Обращаюсь к каким-либо специалистам Обращаюсь в религиозную общину Рассчитываю только на себя и самостоятельно ищу выход     43%     43% 0% 0% 14%     20%   60% 0% 0% 20%     43%   7% 0% 0% 50%     64%     9% 0% 0% 27%  
17. Есть ли у вас любимое занятие (хобби) в свободное время? Да, есть Нет     76% 24%     73% 27%     71% 29%     91% 9%
18. Можете ли вы признать себя верующим человеком? Да В какой-то степени Нет     29% 57% 14%     27% 67% 7%     29% 43% 29%     18% 73% 9%
19. Как часто вы посещаете церковные службы и другие мероприятия религиозной направленности? Примерно раз в неделю 1-2 раза в месяц Редко Никогда   0% 9% 67% 24%   0% 7% 67% 26%   0% 14% 36% 50%   0% 9% 73% 18%
20. Являетесь ли вы участником какой-либо неформальной тусовки/ объединения? ДА НЕТ     10% 90%     14% 86%     7% 93%     18% 72%
21. Какие из перечисленных проблем затрагивают лично вас, вашу семью, общество в целом? (по степени значимости) Наркомания, преступность, распространение СПИДа Коррупция, наркомания, бедность Безработица, экология, преступность, нестабильность Наркомания, бедность, безработица
  Группа факторов «Здоровье»
22. Как вы относитесь к своему здоровью? Стараюсь вести себя разумно и делаю все для его поддержания и укрепления В целом, не безразличен к своему здоровью, но не особо за себя опасаюсь Практически не думаю об этом и совершаю довольно много такого, что может навредить моему здоровью   66%     34%   0%   27%     60%   13%   57%     29%   14%   73%     18%   9%
23. Как вы оцениваете состояние вашего здоровья? Как очень хорошее и хорошее Удовлетворительное и плохое     90% 10%     73% 27%     50% 50%     73% 27%
24. Как вы считаете, от кого больше всего зависит хорошее состояние вашего здоровья? от врачей от преподавателей от родителей от меня самого     10% 0% 0% 90%     10% 0% 10% 80%     0% 0% 0% 100%     0% 0% 0% 100%
25. Какие темы о здоровье вас больше всего интересуют?(по степени значимости) Прав. питание, хор. физ. форма, вред курения и алкоголя Прав. питание, хор. физ. форма, вред курения и алкоголя Хор. физ форма, душевное здоровье, питание Хор. физ форма, душевное здоровье, психология
26. Подчеркните 3 основных для вас источника информации о здоровье? (по степени значимости) Родители, врачи, друзья, тв Родители, врачи,тв Интернет, Родители, врачи Интернет, Родители, врачи
  Группа факторов «Рискованное поведение и употребление ПАВ»
27. Каково ваше отношение к следующим фактам?(ответ «неприемлемо для меня») Курение Употребление алкогольных напитков Употребление наркотиков Ненормативное поведение (хулиганство) Бессодержательное времяпрепровождение в компании Начало половой жизни в Вашем возрасте Отстаивание своих интересов с применением физической силы     62% 71% 81% 62% 38%   38% 38%     74% 47% 74% 54% 34%   27% 34%     73% 86% 92% 79% 57 %     86% 71%       91% 91% 100% 55% 73%   91% 37%
28. Насколько вы считаете себя информированным в вопросах сексуальной (интимной) жизни? Не очень информированным Достаточно информированным Хорошо информированным   43% 48% 9%   20% 47% 33%   28% 29% 43%   9% 55% 45%
29. Как вы считаете, обязательно ли хранить супружескую верность?(ответ «ДА») 95% 100% 100% 100%
30. Зависит ли ваше отношение к человеку от его национальности, цвета кожи и разреза глаз? ДА НЕТ     33% 67%     13% 87%     14% 86%     36% 64%
31. КАК ЧАСТО ВЫ…(ответ «никогда») - Делаете что-либо нехорошее? - Совершаете рискованные поступки, если кто-то проверяет Вас «на слабо»? - Делаете сумасшедшие вещи, даже если это опасно?   14% 38%   57%   20% 33%   53%   36% 71%   64%   27% 82%   55%
32. В каком возрасте, с вашей точки зрения, можно начинать интимную жизнь? 13-14 лет 15-16 лет 17-18 лет и старше     0% 52% 48%     0% 53% 47%     0% 29% 71%     0% 27% 73%
33. Курили ли вы сигареты в течение прошлого года? · Вообще не курил
  • Один или два раза
  • Курю время от времени, но не регулярно
  • Регулярно курил в прошлом
  • Регулярно курю в настоящем
    29% 44% 5% 14% 10%     34% 40% 7% 7% 14%     42% 14% 7% 21% 7%       55% 27% 0% 18% 0%
34. Употребляли ли вы алкоголь (пиво, коктейли, вино, водку и др.) в течение своей жизни? Пиво
  • Ни разу
  • 1-2 раза
  • Выпиваю по случаю, но не чаще одного раза в месяц
  • Выпивал регулярно, но в прошлом
  • Выпиваю регулярно
Баночные коктейли
  • Ни разу
  • 1-2 раза
  • Выпиваю по случаю, но не чаще одного раза в месяц
  • Выпивал регулярно, но в прошлом
  • Выпиваю регулярно
Вино
  • Ни разу
  • 1-2 раза
  • Выпиваю по случаю, но не чаще одного раза в месяц
  • Выпивал регулярно, но в прошлом
  • Выпиваю регулярно
Водка, коньяк и др. крепкие алкогольные напитки
  • Ни разу
  • 1-2 раза
  • Выпиваю по случаю, но не чаще одного раза в месяц
  • Выпивал регулярно, но в прошлом
  • Выпиваю регулярно
  33% 43%   19%   5% 0%     76% 14% 10%   0% 0%   33% 38%   29%   0% 0%   57% 24%   14%   5% 0%   27% 60%   7%   0% 7%     60% 27% 13%   0% 0%   27% 47%   20%   7% 0%   60% 27%   7%   7% 0%   19% 36%   29%   16% 0%     64% 29% 5%   0% 0%   7% 43%   43%   7% 0%   50% 29%   0%   21% 0%   18% 55%   27%   0% 0%     91% 9% 0%   0% 0%   27% 55%   18%   0% 0%   64% 27%   9%   0% 0%
35. Как часто вы находились в состоянии сильного алкогольного опьянения в течение последних 12 месяцев? · Ни разу · Один – два раза · Три – пять раз · Шесть – восемь раз · Более восьми раз   67% 14% 14% 0% 0% 5%   74% 13% 13% 0% 0% 0%   86% 14% 0% 0% 0% 0%   91% 9% 0% 0% 0% 0%
36. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотики?(ответ «нет») 90% 100% 100% 100%
37. Предлагали ли вам наркотики? · Ни разу
  • Один раз
  • Два – четыре раза
  • Пять и более раз
  57% 38% 0% 5%   80% 7% 13% 0%   50% 29% 10% 10%   55% 27% 18% 0%
38. Насколько велика вероятность для вас лично?(ответ «такой вероятности нет»)
  • Приобретения наркотической зависимости
  • Приобретения алкогольной зависимости
  • Совершения правонарушений
  • Возникновения проблем, связанных с половой жизнью (нежелательная беременность, заражение ВИЧ-инфекции, венерическими болезнями)
  • Подвергнуться агрессивным действиям, нападению или насилию со стороны взрослых или сверстников
  • “Впасть в депрессию”, не справиться со стрессовым состоянием
  • Оказаться в одиночестве, без поддержки друзей
    90% 81% 48% 86%     62%     52%     62%     93%. 80% 40% 87%     60%     53%     60%     93% 79% 50% 93%     57%     36%     36%     100% 91% 27% 100%     82%     45%     45%
  Группа факторов «Ценности»
39. Насколько для вас важно (ответы «СКОРЕЕ НЕ ВАЖНО» и «НЕТ, НЕ ВАЖНО»):
  • Получить высшее образование
  • Тщательно планировать свою семейную жизнь
  • Иметь супругу (супруга) из семьи высокого социального положения
  • Чтобы Ваша работа не противоречила Вашим жизненным принципам
  • Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом
  • Чтобы Ваша будущая семья обладала высоким уровнем материального благосостояния
  • Чтобы Ваша будущая семья обладала высоким уровнем душевного благополучия
  • Сохранять в будущей семье полную свободу и независимость от Ваших родителей
    14% 0%   52%     10%   24%   14%   14%   14%     20% 7%   33%     0%   20%   20%   7%   7%     21% 29%   79%     14%   71%   43%   7%   57%     0% 0%   9%     0%   9%   0%   0%   18%  
40. Согласны ли вы со следующими утверждениями(ответы «ДА» и «Скорее ДА»):
  • Человек может сам построить свое счастье
  • В моей жизни было больше положительных событий, чем отрицательных
  • Человек имеет право на уважение в любом возрасте
  • Я умею контролировать свои чувства и поведение
  • Друг – это человек, ради которого можно пожертвовать многим
  • Верность между мужем и женой – залог длительных отношений
  • Лучше начинать интимные отношения после регистрации брака
  • Для меня важно знать историю своей семьи
  • Родителям можно все простить
  • Жизнь в гражданском браке имеет много минусов
  • Свобода всегда предполагает ответственность
  • Важно быть честным с другими людьми, даже если вслед за этим последует конфликт или наказание
    90% 86%   95%   76%   86%   81%     19%   71%   71% 24%   67%     90%     93 % 80%   100%   87%   87%   87%     33%   73%   73% 13%   80%     73%     86% 79%   86%     71%   79%   93%     64%   86%   64% 50%   79%     64%       100% 100%   100%   82%   91%   91%     73%   82%   100% 82%   100%     64%

Основные выводы по результатам исследования.

В среде опрошенных наиболее распространенными видами психоактивных веществ является алкоголь, употребляемый, прежде всего, в виде напитков с относительно низким содержанием спирта, и курение табака, как устойчивая форма поведения характерная для незначительной части респондентов. В течение года проведения программы наблюдается устойчивая тенденция изменения отношения к употреблению алкоголя и курения сигарет (снижение количества случаев употребления алкоголя и сигарет, употребление алкоголя со смещением в сторону более слабоалкогольных напитков, отношение к употреблению психоактивных веществ, сокращение случаев сильного алкогольного опьянения и т.д.)

Опыт употребления наркотиков на момент опроса имели менее 5% опрошенных. В итоговом исследовании никто из участников не упомянул об употреблении наркотиков. Между тем, исследование показало значительный рост предложения наркотиков учащимся (так, в 418 и 422 50% и 45 % учащихся поступали предложения попробовать наркотические вещества). Наибольшее распространение имеют препараты конопли и стимуляторы, приобретаемые или получаемые другими способами через друзей и знакомых.

Отмечена позитивная динамика среди опрошенных по владению навыками структурирования своего времени как в перспективе будущего, так и в плане организации досуга.

Большинство опрошенных занимают активную позицию по отношению к своему здоровью. Безразличие к нему высказывает лишь каждый десятый опрошенный. Обращает на себя внимание заинтересованность учащихся в различных мероприятиях, посвященных здоровью, в рамках учебной жизни, при сравнительно низкой оценке эффективности тех мероприятий, которые реально проводятся в учебных заведениях. В течение года по ответам респондентов изменились источники получения информации о здоровье. На первое место со значительным отрывом вышел Интернет, затем родители, врачи, друзья. У подавляющего количества участников сформирована позиция личной ответственности за собственное здоровье. Кроме этого, среди тем, интересующих респондентов, появилась тема душевного здоровья и вопросов его сохранения.

Вызывают настороженность полученные данные о том, что более 80 % опрошенных так или иначе попадают в своей жизни в ситуации, которые кажутся им безвыходными. Основными ресурсами помощи выступают либо родители или родственники (реже друзья), однако в значительном количестве случаев респондентам приходится рассчитывать только на себя. Четко выражен страх остаться в одиночестве, без поддержки, не справиться со стрессовыми состояниями. При решении проблем чаще учитывается мнение родителей и друзей, в то время как педагоги практически не воспринимаются как значимый ресурс помощи.

За время эксперимента можно говорить, что у респондентов изменилось отношение к учебе как необходимому условию будущей успешной жизни, повысилась мотивация на участие в школьной жизни.

Большинство опрошенных считают себя достаточно хорошо информированными в вопросах интимной жизни. В этой связи принципиально важными являются с точки зрения профилактики ВИЧ и др. социально-опасных заболеваний результаты исследования, демонстрирующие тенденцию к стремлению отсрочить начало половой жизни на возраст старше 17-18 лет и после вступления в брак, восприятие «гражданского» брака как брака со множеством минусов, убеждение, что для счастливой жизни обязательно хранить супружескую верность, повышение авторитета идей брака, семья.

В целом, за время реализации программы «Ладья» в 2012-2013 годах можно говорить об усилении действия следующих факторов защиты, препятствующих развитию различных форм рискованного поведения в следующих областях:

· отношение к употреблению психоактивных веществ;

· мотивация к учебе и участию в школьной жизни;

· развитие взаимосвязи институтов семьи и школы;

· удовлетворенность процессом и результатом основной (в данном случае учебной) деятельности;

· отношение к собственному здоровью;

· структурирования своего времени в перспективе будущего;

· сформированность позитивного образа собственного будущего;

· наличие четких жизненных планов;

· организация собственного досуга;

· половая жизнь и сексуальный дебют

· сформированность ценностных ориентаций, определяющих модель поведения;

· авторитет ценностей брака, семьи, детей, профессии;

· отношение к религии и вере;

· отношение к различным формам рискованного поведения.

Факторы, которые продемонстрировали разнонаправленную динамику:

· социально-психологический климат в семье и учебном заведении

· информированность о ресурсах помощи в сложных жизненных ситуациях

· уровень взаимоотношений дети-педагоги, дети-родители

· вероятность стать жертвой насилия со стороны сверстников или взрослых

· наличие стрессовых, проблемных ситуаций и владение навыками их преодоления

· межнациональное и межрелигиозное взаимоуважение

 

Таким образом, по итогам 2012-2013 годов в группах учащихся, очевидно, прослеживается позитивная динамика снижения факторов, способствующих развитию различных форм рискованного поведения. Можно предположить, что одним из моментов, способствующих этому, послужила реализация программы «Ладья», направленная на первичную профилактику рискованного поведения и социально-значимых заболеваний среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.