Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о первичных и вторичных качествах в теориях познания XIIX века




Первичные качества непосредственно присущи самим объектам (протяженность, движение, покой, плотность, форма,…) Эти качества удостоверяются многими органами чувств. Комплексный охват. Вторичные - вкус, цвет, запах, и т.д. не являются адекватными (соленые, пахучие, сладкие). То, что сахар сладкий, есть некоторая химическая формула, которая является определением материальной субстанции. Качества непрямо передают сам объект.

Джон Локк. Учение о первичных и вторичных качествах. Нет Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Вся информация от органов чувств. Пpинцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на которой постепенно отражается информация от органов чувств. «Hет ничего в разуме (чего не было бы в ощущении), кроме самого разума». Пpинцип эмпиpии - первичность ощущения перед разумом. Пpоблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Пpинцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта – идеи. Hет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный. Идеи, которые человек получает из внешнего мира основываются на первичных качествах объекта. Все познание - комплекс наших ощущений. Все качества первичны (объективны), они дают нам информацию об окружающем мире (материалистическое направление). Отвергает существование вторичных качеств. Лишь наше воображение создает иллюзию, что одни качества отличаются от других.

Беркли.Юм. Показали принципиальные ограничения человеческого разума. До Беркли и Юма человек познавал окружающий мир. Они стали сомневаться. Скептики рассуждали о достоверности знания. Человеческое познание ограничено из-за структуры самого познания. Это приводит к агностицизму, отрицанию возможности сознания и к соменсизму - с достоверностью можно говорить лишь о существовании самого себя (такая же позиция у Беркли). Беркли и Юм эмпирико-сенсуалисты - знание из чувств. Но у них, в отличие от Локка, идеалистическое направление; о воздействии внешнего мира на органы чувств они смотрят по-другому. У материалистов чувства дают верную информацию (первичные и вторичные качества). Беркли и Юм все свели к вторичным качествам, нет соответствия между нашими образами и реальными объектами.

Беркли был против деления качеств. Можно лишь оперировать идеями, имеющимися в сознании. Человек репрезентирует идеи в своем сознании. Представления о качествах объекта. Продолжил линию номинализма, воюет с абстракциями высокого уровня. Объекты - агрегаты их качеств, а о самих объектах ничего нельзя говорить. У яблока качества чувственные, если убрать эти качества, то пропадет сам объект. Существует лишь то, что воспринимается. Существовать для объекта - это значит быть комплексом наших ощущений. Человек остается наедине со своим собственным сознанием. Логически это опровергнуть нельзя. Насколько реален этот мир? Может быть нечто возрождает из небытия образы? Беркли оправдывал душевнобольных, так как неизвестно кто психически нормален. «Мы должны думать и рассуждать как ученые, а говорить как толпа». Движения Земли не существует, так как у нас нет комплекса ощущений, чтобы это почувствовать, но можно вообразить точку в космосе, с которой комплекс о движении Земли будет доступен. Потенциально духовные члены. Сам воспринимающий дух может быть актуальным и потенциальным. Память, например, о столе во мне сохраняется, и поэтому его жизнь продлевается. Стол будет оставаться в аудитории, пока последний человек его не забудет. Беркли решил доказать существование Бога по-другому. Я могу воспринимать и не воспринимать объект, но объект всегда существует, так как его воспринимает Бог. Беркли уважает внутренний опыт и в нем не сомневается. «Дух не субстанция, дух - идея, носитель наших ощущений». Берли был против абстракций, связанных с философией материалистов, против независимости существования материи, пространства, времени, движения, человека вообще от чувств человека. Как мы можем это воспринять? Беркли отсекает то, что не дает ощущений. Существует только то, что наблюдается. Физика во главе с Ньютоном выдвигала онтологические сущности, Беркли же это критиковал. Мы познаем феномены и не познаем объект сам по себе. наука может описывать связь между феноменами, но не глубинные причины, из-за которых происходит нечто. Почему огонь, например, причина нашей боли? Просто восприятие огня знак или метка для наступающей боли. Юм скажет: представление причинности подменяется идеалами после этого по причине этого. В опыте есть только временная последовательность, а мы судим о причине.

Юм. Он пошел дальше и последовательнее, чем Беркли. Юм структурирует опыт восприятия ощущений. Из чего состоит опыт? В нашем сознании мы имеем восприятия, что за ними - неизвестно, восприятиями чего являются наши восприятия? Мы не можем выскочить а наше восприятие. Могут быть впечатления, а могут быть идеи (в этом Юм следует Локку: простые и сложные идеи; простые - восприятие качеств). Бывает большая или меньшая степень ясности у впечатлений; у прошлого и настоящего разная красочность. За временной дистанцией идеи (бывшие свежие идеи). Оперирует внеидеями и идеями. Принцип репрезентации Юма: любая субстанция есть агрегат качеств, происходящих от неизвестного нечто. Юм не знает есть ли объект за впечатлениями, или они возникают сами в сознании (хоть некоторые). Принцип ассоциации - механизм комбинирования ассоциациями и идеями. Три механизма: 1. по смежности в пространстве (Эйфелева Башня и Париж), 2. по сходству и контрастности (портрет может напоминать живой объект; на этом принципе работают жесты), 3. ассоциации по времени. Мы не имеем права говорить о субстанциях и причинности. Пример: играем в бильярд. Попадая мы говорим, что хороший удар стал причиной попадания шара в лузу. Имеем пространственную смежность, видим последовательность событий, движение другого шара. Солнце всходит на Востоке, и мы верим, что и завтра оно встанет так же, верим в однородность событий. Мы сделали это заключение на основе принципа индукции, но это очень недостоверный способ получения информации. Это психическая привычка. Юм полностью проблематизирует эту сторону нашего опыта. Также он смотрел на субъект познания. На основе чего мы знаем о своем сознании? Наше сознание также неуловимо как и материя. Это тоже агрегат каких-то качеств, принадлежащих неизвестно чему. Человек переживает разные состояния, но субстанционального начала не существует. Где тот, кто спрашивает: кто такой Я? Вы постоянно себя отодвигаете дальше. Познать самого себя нельзя, потому что мы всегда за кадром. Что мы есть вообще в целом объяснить самому себе не дано. Впечатления о себе нанизываются как на штангу и дают некое представление. Тупик познания и во внутреннем мире и во внешнем. Физически невозможно узнать. Есть впечатления и идеи.

Беркли и Юм критиковали теорию общественного договора. Беркли говорит о сакральности власти (вредна теория, где говорится что власть от Бога). Юм стремился показать утопизм этой теории, он считал что власть это результат насилия одной группы людей над другими. Юм отказывается признать исходную данность религии. Произведение: «Естественная история религии». Эволюция религиозного сознания: идолопоклонство, фетишизм, политеизм, монотеизм. Причина возникновения религии в страхе и надежде людей. Человеческое сознание должно развиться, чтобы создать монотеистическую идею.

 

34.«В природе нет творения, а только порождение» (источник комментария).

Спиноза. Метафизика стала синонимом философии. Он строит свою метафизику, опираясь на метафизику Декарта. Декарт вводит три субстанции: Бог, материя и мышление. Материя протяженна и существует во времени. Мышление существует независимо от материи – теория дуализма. Теория синхронизма не устроила Спинозу, и он избрал теорию монизма (субстанция только одна), где в качестве субстанции - Бог и природа – синонимы. Бог – элемент природы. Бог вездесущ, существует в любой точке пространства и времени. Растворение Бога в природе – пантеизм. Спиноза – самый убедительный пантеист. Стоики Древней Греции также принимали позицию пантеизма, позднее Кузанский, Бруно. На утверждение «Если Бог растворен во всем, то нет места науке» он отвечает: «Чудес на свете не бывает, этот мир таков не по воле Бога, а по необходимости».

«В природе нет творения, а только порождение»

Деизм – Бог строит мир, задает законы и больше не вмешивается.

Бог в природе необходим – в этом состоит теория монизма. Замкнутый круг причинно-следственных связей. Атрибут субстанции. В этой субстанции (бог) атрибутов много. Наверняка известны два:

1. материальный атрибут

2. атрибут мышления

Спиноза занижает роль мышления и материи. Нет вопроса их взаимодействия. В любой субстанции существует и материальное и идеальное. Снимается проблема параллелизма.

Понятие модуса (конкретные вещи). Реальный мир дискретен и многообразен. Модус характеризует многообразие мира. Пирамида: субстанция (бог), атрибуты, модусы.

Спинозу упрекали в атеизме и фатализме. Фатализм отрицает свободу воли человека и наличие случайности. Свобода – есть познанная необходимость. Свобода состоит в осознании познанной необходимости. Жесткая причинно-следственная связь. В мире уже все свершилось, все события уже обозначены. Время – иллюзия. Все события – точки в мире. Мы передвигаемся от точки к точке.

Теория познания Спинозы.

Низшее – чувственное познание. Максимальный контакт внешнего мира с человеком через органы чувств. Несовершенство чувств ограничивает человека.

Рассудочное (разумное) познание. Знание основано на словах и на языке. Мы знаем, что Земля круглая, но сами этого не видели. Фундамент науки в интеллектуальной интуиции – очевидные истины разума. В полной мере проявляется рационализм Спинозы.

Этика Спинозы.

Когда человек свободен, единственной целью станет познание мира. Человек не будет чувствителен к аффектам и желаниям. Надежда и страх. Надежда на исполнение желания – глупо. Ничего нельзя изменить. Не плачь и не смейся, а понимай. Страх перед смертью – глупый страх, вредит человеку. Только человек рабской души думает о смерти, а свободный человек думает о жизни. Смерть вплетена в естественный ход событий полностью человек никогда не умирает. Что-то остается. Отдельный модус человеческой жизни сольется с атрибутом мышления. Человек вольется в космос. Все связи в мире подчиняются логике – панлогицизм.

35.«Все к лучшему в этом лучшем из Миров» (источник комментария).

Метафизика Лейбница.

Лейбниц – первый плюралист, органицист (оппозиция механицистам, которые считали, что мир – живой организм), деист. Лейбниц вводит бесконечно много субстанций – монады. Среди монад есть иерархия. Монада всех монад – бог. Он единственный может создать и уничтожить монады. В каждой монаде есть материальное и идеальное, степени духовности различны. Сознание человека - высшая степень духовности. Вводит понятие самосознания (апперцепции) – сознание того, что у тебя есть сознание.

Монады составляют все и вся. Монады находятся в связи друг с другом – европейская диалектика. Монады не образуют непрерывной массы – мир дискретен и континуален. Принцип близкодействия (в отличие от принципа дальнодействия Ньютона. Природа не делает скачков. Монады не общаются друг с другом. Каждая монада автономна. У них нет ока, чтобы подглядывать за другими. Противоречивость монад не взаимоисключение, а теоретическая дополняемость (созданы Богом, но творчески активны; автономны, но выполняют общую задачу).

Гармония: задается поведение монад – бесконечное число синхронизирующих часов. Творческая активность монад с одной стороны, и возможность коллективного действия с другой стороны.

«Все к лучшему в этом лучшем из миров» - Лейбниц. Есть везде материальное и духовное, дискретность и континуальность, творческая активность и коллективное действие монад.

Шопенгауэр: «Все к худшему в этом худшем из миров».

 

Теория познания Лейбница.

Разделяет рационализм Декарта и Спинозы, но трансцендентальные истины он заменяет некоторыми потенциями, которые существуют в человеческом разуме. Диспозиционные структуры к истинам. Глыба мрамора, а в ней прожилки – рациональные диспозиции, их можно увидеть и поработать, чтобы другие тоже увидели в них что-то красивое.

Развивает логическую теорию силлогизмов Аристотеля. Вводит закон достаточного обоснования: в этом мире все должно иметь достаточное обоснование, чтобы появиться на свет – принцип бытия. Легче не существовать, чем существовать – принцип аннигиляции. Важно не только появиться, но и ужиться с тем, что уже существовало – закон достаточного основания: все, что появляется на свет, должно идеально вписываться в то, что уже есть. Почему же тогда мир существует и развивается? Всегда существует то, что появилось до тебя – принцип соподчинения и сосуществования.

Так же в логике – важна достаточность. Где достаточность доказательства? Математика поможет найти достаточность.

Лейбниц различает истины:

1. истины фактические (здесь и сейчас за окном идет дождь)

2. истины вечные.

Галилей: в экстенсивном плане знает все. Человек возвышается к истинам вечным (интенсивные). Вечные истины – математические (сумма углов треугольника). Лейбниц считает, что все научные истины сводятся к одной истине.

Основной вопрос «Теодицеи»: почему Бог создал мир таким, где много зла?

1. Онтологический аргумент: сущность есть, а существования нет. В Боге суть и сущность едины.

2. Космический аргумент: бесконечность космоса – свидетельство того, что должен существовать источник – Бог.

3. Логический аргумент: зло должно существовать, потому что существует добро, они познаются в оппозиции.

4. Гносеологический аргумент: зло видим потому, что не понимаем. С других позиций это зло может казаться добром.

5. Этический аргумент: добра в любом случае больше, чем зла. Добра хватит на всех. Зло – отсутствие добра. Зло и добро неравномощны. В итоге добро победить зло.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.