Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные проблемы психологии труда




Психические свойства, состояния и особенности психических процессов у трудящихся различны, а их производственная деятельность требует определенных качеств. Возникает противоречие между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения. Отсюда появляется необходимость отбора лиц, у которых либо уже есть природные, либо могут быть развиты в процессе профессионального обучения и практической деятельности требующиеся для осваиваемого вида труда личные качества работника, и вместе с этим приспособления процесса труда, технологии и технических средств производства к общим психическим свойствам человека. Снятие противоречий между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения — первая основная проблема психологии труда, над решением которой работают не только специалисты-психологи, но и инженеры, техники, рабочие-новаторы и педагоги профессионально-технического образования.

Решение этой проблемы усложняется тем, что требования зависят от технических средств и технологии производства, которые не остаются постоянными, а претерпевают существенные преобразования, изменяя вместе с тем и требования к психике рабочих, которая тоже меняется по мере повышения образования, опыта и в результате изменений отношений личности.
Производственная среда, с которой взаимодействует рабочий, это прежде всего совместно с ним работающие люди, находящиеся в одном с ним производственном звене, бригаде и общем производственном коллективе. Коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные требования, которые должны постоянно удовлетворяться каждой личностью. Из взаимоотношений коллектива и личности возникает вторая важная проблема психологии труда, проблема оптимальных межличностных отношений в процессе производства и создания благоприятного социального психологического климата на предприятии.

Внешняя среда — это материальные и эстетические условия труда и технические средства производства, с которыми рабочий постоянно взаимодействует. Температурные условия работы, освещенность и окраска материальных предметов непосредственно воздействуют на его психическое состояние и течение психических процессов, положительно или отрицательно влияя на его дееспособность, а следовательно, и на производительность труда. Технические средства производства, которыми он управляет, влияют на его психику своей сложностью, трудоемкостью, подвижностью, исправностью или неисправностью, удобствами или неудобствами управления ими и даже внешним видом. Но это взаимодействие влияний технических средств зависит и от того, в каком состоянии рабочий их содержит и как управляет ими. Приведение внешней среды в оптимальное состояние, обеспечивающее наиболее высокую дееспособность рабочего, — третья из главнейших проблем психологии труда.

Дееспособность труженика зависит также от физической, умственной и нервной нагрузки на него, обусловленной характером его работы: темпом, ритмом, чередованием труда и отдыха и взаимодействием с совместно выполняющими технологические процессы членами трудового коллектива. Все это обеспечивается системой организации производственного труда. Психологическое обоснование организации трудовых процессов с целью обеспечения высокой дееспособности тружеников и повышения их производительности труда — четвертая из важнейших проблем психологии труда.

В решении своих проблем психология труда использует закономерности общей психологии для повышения качества и облегчения трудовой деятельности и для успешного профессионального обучения и воспитания трудящихся, лучшего обеспечения выбора и освоения ими профессии. Вместе с тем психология труда открывает свои специфические закономерности и разрабатывает принципы изучения и использования психических явлений в труде и формирования личности рабочего, обогащая тем самым общую психологическую науку. Тесно связана психология труда и с социальной психологией, самостоятельной отраслью которой она является.

За время своего развития психология труда накопила много психологических знаний о труде, приведя их в стройную систему. Продуманное их использование в трудовых процессах дает большой эффект в повышении дееспособности тружеников и производительности их труда, поэтому в современных условиях психология труда стала не только наукой, накапливающей и систематизирующей психологические знания о труде, но и одной из производительных сил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.