Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкально-театральное искусство




Национальный театр у угнетенных европейских народов в эпоху романтизма имел важное общественно-политическое значение. Он содействовал общему росту национального сознания и довольно часто служил трибуной политической и идейной борьбы. Это касается и украинской культуры XIX ст. В Украине из-за неблагоприятных исторических условий существовали сложности с возникновением национального театра, который сформировался лишь во второй половине XIX ст., но уже в первых десятилетиях XIX ст. появились произведения, которые начали новое украинское национальное музыкально-театральное искусство. К ним принадлежат музыкально-театральные произведения И.Котляревского "Наталка Полтавка", "Москаль-волшебник", Г. Квитки-Основьяненка "Сватанье на Гончарівці", "Бой-женщина" и др.

Как известно, давняя украинская драматургия - школьная драма разрабатывала преимущественно религиозные сюжеты; странствующие (распространенные во многих странах) мотивы использовались в светских комедийных интермедиях и только иногда появлялись народные сюжеты и народные персонажи (примером этого является второе действие вертепа). Новаторство нового музыкально-театрального искусства состояло в его народности, сознательном стремлении писателей и композиторов к воплощению народной жизни и народных образов.

Оперная драматургия с использованием разговорных диалогов была характерна для определенного круга опер конца XVIII - начала XIX ст., распространенных как в Западной Европе (французская комическая опера, немецкий зингшпиль, водевиль), так и в славянских странах: российская комическая опера и водевили; первые польские и чешские национальные оперы.

И.Котляревский начал становление украинского национального музыкально-театрального искусства. К сожалению, сохранились лишь словесные тексты этих произведений и некоторые напечатанные музыкальные номера. Новаторство Котляревского заключается в том, что у него впервые в "серьезном" театральном жанре выведены положительными персонажами простые люди из народа: Наталка, ее любимый Петр и его приятель Николай. им противопоставляются представители городской и сельской власти: Возний (Тетерваковский), который ухаживает за Наталкой, и Выборный села (Макогоненко), который ему помогает.

Традиции Котляревского продолжил Г. Квитка-Основьяненко в музыкально-театральных произведениях "Сватанье на Гончарівці" и "Бой-женщина". Самую большую популярность имела опера "Сватанье на Гончарівці". Она была написана 1835 г. Новым явлением было включение в оперу обрядовых хоров. В сцене сватанья девушки поют песни из свадебного обряда ("И ты, душечко, наша Ульяна!", " Ой почему, почему в семь новом доме").

Итак, в первой трети XIX ст. происходило становление украинской национальной диалогической народно-бытовой оперы ("Наталка Полтавка", "Сватанье на Гончарівці") и водевиля ("Москаль-Волшебник", "Бой-женщина"). Первые музыкально-театральные произведения свидетельствуют о сознательном стремлении их авторов раскрыть отдельные стороны народного жизни и воплотить народные образы. С народной жизнью чаще всего связан сюжетный мотив о любви молодых, на препятствии которого выступает сословное неравенство и стремление родителей к обогащению. В этой тематике писатели ставят проблему о праве человека на личное счастье.

В музыкально-театральных произведениях выводятся простые народные персонажи, наделенные высокими моральными качествами. Им противопоставляются богатеи, представители власти, городские писари с них аморальным поведением, которое авторы осуждают. В воплощении таких персонажей прослеживаются комические и сатирические черты.

Конфликтные ситуации в произведениях всегда имеют счастливую развязку, а в конце или в середине произведений автор часто дает нравственно-воспитательный вывод: для счастливой жизни людей нужны согласие, мир и любовь между ними.

В создании опер и водевилей на этом этапе основную роль играли писатели, которые были хорошо знакомы с фольклором, им принадлежит и составление музыкальной драматургии этих произведений.

Музыкальная часть составлялась из нескольких сольных номеров, ансамблей; изредка пел хор (преимущественно в конце оперы). Есть указания, что играл и оркестр. Через песню давалась характеристика персонажей. Значительную драматургическую роль играли вокальные ансамбли (особенно в театральных произведениях Г. Квитки-Основ'яненка). Писатели включали в спектакли народные песни (чаще всего лирические, танцевально-шутливые, реже - лирико-эпические, обрядовые), популярные образцы городской песни-романса, канты. Они использовали фольклорные образцы, песню-романс или канты как цитаты (с аутентичным текстом или его изменениями) или как мелодичную основу для авторского текста.

Симфония неизвестного автора

Украинская симфоническая музыка появилась во второй половине XVIII ст., а, достоверно, в начале XIX ст. возникла симфония неизвестного автора. На копии партитуры этой симфонии указано, что это 21-я симфония М.Д. Овсяникова-Куликовского, которая исполнялась на открытии Одесского театра в 1809 г. Вопрос авторства этой симфонии перерос в детективную историю. Скрипач и известный одесский коллекционер М.Гольдштейн, который нашел эту симфонию, утверждал, что она происходит с начала XIX ст. и ее автором является М.Д. Овсянико-Куликовский, но оригинала этой симфонии исследователи в архивах не отыскали. Со временем М.Гольдштейн объявил симфонию своей подделкой. Созданная специальная комиссия пришла к выводу, что М.Гольдштейн не мог написать такое произведение. Украинские музыковеды сходятся на том, что эта симфония - не подделка, а произведение неизвестного композитора начала XIX ст

Симфония, которая ориентировочно была написана в 1809 г., является высокохудожественным и профессионально-художественным произведением. В ней есть общеевропейская стилевая тенденция начала XIX ст. - зарождение в классическом стиле отдельных признаков романтизма.

В лирической музыкальной образности симфонии с ее эмоциональной выразительностью наиболее ярко проявились передромантические черты. В лирическом тематизме ощутимы жанровые источники украинской песни-романса, что и предоставило ему напевности. Такой тематизм с выразительной национальной спецификой есть в каждой с четырех частей и часто контрастирует с другими темами симфонии. Это прослеживается в медленном вступлении, которое в начале является тематически самостоятельным и контрастирует с темами первой части, хотя во вступлении прослеживается и зарождение интонаций главной партии. Контраст между медленным вступлением и главными темами первой части больший, чем между главной и побочной партиями. Отдельные лирические интонации вступления "вторгаются" в репризу первой части, затормаживая ее быстрое движение. С І частью контрастирует II часть - "Романс", в которой особенно ярко ощутимы связи с украинской песней-романсом. Напевно-лирический тематизм с мелодикой в вальсовом ритме (народная песня "Ой под горой, под перевозом") есть и в трио менуэта (III часть); он тоже контрастирует с крайними частями 3-частной формы. В IV части также прослеживается контраст между темой рефрена молодецько- рьяного характера и эпизодом, написанным в ре-миноре. Хоть этот эпизод ассоциируется с плавным девичьим танцем, однако его тематизму тоже присуща напевная лиричность; он приобретает яркую эмоциональную выразительность в процессе развития.

Украинская национальная специфика проявилась и в воплощении народно-жанрового танцевального начала. Традиционный жанр менуэта в III части приобрел украинский народный колорит. Но наиболее ярко этот колорит выступает в искристо-темпераментном финале - "Козачке". Этот финал воспринимается как народно-жанровая картина.

Композитор использует приемы классической полифонии (двойное фугато в эпизоде IV части), а также приемы народного многоголосия с подголосочным ведением голосов, которое свидетельствует об интеграции общеевропейской техники с народными средствами виразительности.

Благодаря обновлению содержания симфонии модифицировался классический цикл: медленная часть стала романсом, а танцевальный финал - казачком. В симфонии неизвестного автора начала XIX ст. кристаллизовались те черты украинского симфонизма, которые приобретут развитие во второй половине XIX ст.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.