Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Струнная музыка




Музыку для скрипки, в частности и виртуозные произведения с украинской народно-песенной основой, писал величайший украинский скрипач первых десятилетий XIX ст. Гаврила Андреевич Рачинский. Он был наилучшим к тому времени скрипачом-виртуозом в Украине и в России. Гаврила Рачинский - сын известного украинского композитора, зачинателя духовного хорового концерта (второй половины XVIII ст.) Андрея Рачинского, который определенное время был регентом капеллы гетмана, графа К.Г.Розумовского. К нашему времени дошло мало произведений Г.Рачинского. Этот композитор написал много вариаций на темы украинских и российских народных песен. Среди них вариации на такие украинские народные песни: "Веют ветра, веют буйные", "Ой кряче, кряче молоденький ворон", "Чом, цыган, не пашешь?" и т.п. Кроме того, Рачинский писал полонезы, вальсы и другие произведения для скрипки.

Из виолончельной музыки до нашего времени дошла соната для виолончели Ильи Ивановича Лизогуба (1787-1867). Илья Лизогуб был братом пианиста и композитора Александра Лизогуба.

 

Подытожим найхарактернейшие особенности и тенденции развития украинского музыкального искусства первой трети XIX ст.

Основное направление развития украинского музыкального искусства в первой трети XIX ст. преимущественно совпадало с теми процессами перехода от классицизма к романтизму, которые наблюдались и в европейской музыке в целом. Композиторы усваивали достижение западноевропейской романтической музыки, которое наиболее ярко проявилось в фортепьянном творчестве. В воплощении внутреннего мира человека усиливается субъективно-лирическое начало. Есть основания считать, что в первой трети XIX ст. зарождается сознательное стремление художников к воплощению народной сферы, ориентация на фольклор, которое наиболее ярко проявилось в музыкально-драматических произведениях и в песне-романсе. Из фольклорных источников чаще всего использовались лирические и шуточно-танцевальные песни, танцы, городская песня-романс - в основном тот пласт фольклора, который распространился в городской среде. В музыкальном искусстве проявилась романтизация народной лирической песни и танца.

В этот период часто прослеживается цитатное использование фольклора, но встречается и авторский тематизм с инкрустированными фольклорными элементами.

Значительную роль в музыкальном искусстве играла песня-романс, которая хоть и принадлежала к авторскому творчеству, однако в этот период была преимущественно анонимная. Она имела устное распространение, из-за чего попала в первые украинские сборники народных песен. Своей образностью, интонационной сферой, напевной мелодикой песня-романс влияла на оперу, камерно-инструментальную и симфоническую музыку.

В первой трети XIX ст. происходит становление национальной оперы, созданной в жанре диалогической народно-бытовой оперы, и водевиля.

В музыкально-драматических произведениях (операх и водевилях) использовался народный украинский язык, народно-песенные источники; народной была тематика, положительными героями выводились простые люди из народа, что и придавало операм яркие национальные признаки.

Новым явлением в украинском музыкальном искусстве первого десятилетия XIX ст. была фортепьянная музыка, в которой композиторы, усваивая достижение западноевропейской музыки, воплощали романтическое субъективно-лирическое мироощущение. Зарождаются романтические миниатюры (ноктюрн, мазурка, полонез). В этот период появилось первое виолончельное произведение – соната и для виолончели с фортепиано И.Лизогуба. В фортепьянной и скрипичной музыке также прослеживается тенденция обращения к народно-песенным источникам и созданию на их основе вариаций. Но, в отличие от конца XVIII ст., композиторы чаще обращаются к лирическим песням, песням-романсов, что содействовало лиризации вариаций.

В камерно-инструментальной музыке заметны черты раннего романтизма. В симфонии неизвестного автора еще доминирует классический стиль, но уже есть признаки и романтического стиля. В инструментальной музыке прослеживается тенденция контаминации "чужого" и "своего", в частности, в симфонии неизвестного автора, фортепьянных вариациях на народные темы.

Таким образом, общекультурные тенденции национального возрождения конца XVIII - первой трети XIX ст. проявились и в музыкальном искусстве, которое использовало народный язык, воплощало народную образность, привлекало народно-песенные источники, которое содействовало усилению его национальной специфики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.