Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские школы Древнего мира 9 страница




Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

44 Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в систему определенных взаимоотношений.

Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в чистом виде, оно объединяет эти индивиды в составе таких устойчивых объединений, как «народ», «нация» и «государство».

Народ – это всё население, как таковое, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества.

Нация – это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.

Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства.

Государство – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство.

Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что включает в себя не только эти три социальных объекта, но и вообще содержит в себе все бесчисленные отношения, которые существуют, как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.

Следовательно, общество – это единая система взаимодействия множества различных подсистем: социальных, производственных, политических, духовных, этнических, экономических, юридических, имущественных и других.

Особая специфика и особая сложность общества состоит в том, что его главным смысловым элементом является человек, в результате чего общество, в отличие от природных систем взаимодействия, обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития.

Благодаря этому, общественное развитие – это процесс настолько сложный, что его исследовательский анализ и теоретическое описание вызывают огромные трудности и сопровождаются безостановочными концептуальными дискуссиями, в результате которых возникали и возникают самые различные подходы к разработке гипотез, объясняющих, так или иначе, историю возникновения и развития общества.

Наиболее основательно разработаны два подхода к развитию общества:

1. Формационный подход.

Формационный подход разработан в рамках марксизма (исторический материализм) и характеризуется идеей о том, что общество в своём развитии проходит через определённые, закономерно сменяющие друг друга исторические этапы – общественно-экономические формации.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, который является базисом, основой данного типа общества, то есть определяет его основные черты.

Сам способ производства представляет собой единство двух элементов – производительных сил и производственных отношений.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ включают в себя:

1. Средства производства, состоящие из:

–предметов труда (то, на что направлен труд – земля, сырье, материалы),

–средств труда (то, чем обрабатываются предметы труда инструменты, техника, оборудование, здания).

2. Людей.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Согласно историческому материализму, существует закономерность:

производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, потому что средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве, совершенствуются, а производственные отношения отстают от их нового уровня.

Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил.

Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация меняется по определённым историческим ступеням, следующим друг за другом в закономерной последовательности:

–первобытнообщинный строй,

–рабовладельческий строй,

–феодализм,

–капитализм,

–коммунизм.

Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей в силу того, что смена формаций связана с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

2. Цивилизационный подход.

Цивилизация – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области.

В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой культуры.

В этой концепции развитие общества понимается как процесс изменений во времени следующих факторов:

–материального быта (производство, техника, жилищные условия, уровень питания и уровень потребления материальных благ и т.д.),

–социального быта (государственные порядки, сословно-классовое устройство общества, семья, здравоохранение, образование, политические движения и т.д.) и

–духовной культуры (наука, религия, искусство, философия, мораль и т.д.).

Существуют самые различные концепции развития цивилизации, среди которых можно выделить два основных блока:

1. Теории стадиального развития цивилизации.

Теории этого блока рассматривают цивилизацию как единый процесс общего прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы, стадии.

Стадия в цивилизационном подходе понимается как глобальное состояние культуры человечества на каком-либо историческом отрезке в аспекте всеобщих макрохарактеристик общества – уровень знаний, степень независимости от природы, основные формы хозяйственной деятельности, социальные и духовные стороны жизни, отражающие в себе главные, столбовые особенности общественного устройства.

То есть, при определении той или иной стадии учитывается не какой-либо один признак (уровень научного знания или степень социальной свободы, политическая организация или религиозные установки и т.д.), по которому можно было бы концептуально или хронологически очертить стадию, а берутся общие признаки, характеризующие состояние всех сторон общества.

С точки зрения стадиального подхода, история культуры человечества – это всеобщий и единый процесс, в пределах которого стадии сменяются под действием общечеловеческих законов развития, распространяющих своё влияние в той или иной форме абсолютно на все народы.

Несмотря на существенные различия в образе жизни и уровне культуры различных народов, и несмотря на совершенно различные темпы и формы цивилизационных процессов у разных народов, все народы каждый по-своему, но проходят одинаковые стадии своего развития.

Перечень подобных стадий варьируется в зависимости от той или иной концепции. В частности, значительно распространена следующая классификация стадий:

1. Стадия дикости, на которой человек сделал первые шаги от дикости к культуре: начал приручать животных, приобрел первые ремесла, стал изготавливать орудия труда и охоты, освоил примитивные способы строительства, установил некоторые правила общежития, создал первые формы искусства, религиозные верования, обычаи и начал пользоваться огнем.

2. Стадия варварства, которая характеризуется переходом к земледелию или к скотоводству, что в корне меняет состояние человеческого общества, делая его достаточно независимым от природы и стимулирет развитие знания и ремесел – получение и обработка металла, астрономические знания, ирригация, кулинария, сложные религиозные воззрения и культы, мифология, насыщенная социальная иерархия, разделение обязанностей в обществе, политические объединения с выходом за пределы семьи или племени и т.д.

3. Непосредственно цивилизация. Начинается с изобретения письменности, поскольку именно письменность является орудием сохранения, распространения и передачи потомкам знаний и духовных ценностей.

С появлением подобного орудия (письменности) стал возможен процесс накопления интеллектуальных и духовных ценностей. Поскольку непосредственный смысл человеческой культуры состоит в его возвышении над природой, над её физическими законами, то цивилизация, как культура, начинается только тогда, когда умственные законы приобретают с появлением письменности силу и возможность развиваться до различных степеней своего возвышения над физическими законами.

В итоге процессов развития, цивилизация меняет своё состояние и приобретает те или иные новые доминирующие характеристики, то есть, сама стадия цивилизации в человеческой истории принимает ту или иную форму, в зависимости от складывающихся общественных условий и развития культуры.

Так, по применяемой иногда классификации человечество прошло стадию земледелия, затем стадию промышленного производства, затем техногенную стадию и теперь переходит в стадию информационной цивилизации.

2. Теории локальных цивилизаций.

Блок этих теорий исходит из того, что в истории человечества возникают и развиваются отдельные цивилизации, то есть некие большие исторические общности людей, которые занимают определённую территорию и имеют свои, присущие только им особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации составляют общий поток человеческой истории, оставаясь в нём обособленными элементами. Они могут замыкаться в границах отдельных государств (китайская цивилизация, русская цивилизация, индийская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация, латиноамериканская цивилизация, арабская цивилизация).

С течением времени локальные цивилизации меняются, как под действием внутренних процессов развития, так и отвечая на внешние вызовы со стороны других локальных цивилизаций, но в них остаётся некая основа, некое «ядро», благодаря которому каждая локальная цивилизация принципиально отличается от другой.

 

Таким образом, стадиальная теория видит в истории действие единых для всего человечества законов развития, а локальная теория концентрируется на индивидуальном разнообразии исторического процесса отдельных обществ.

Но обе эти цивилизационные теории главным фактором развития общества считают человека, его интеллект и его духовное развитие.

То есть цивилизационный подход характеризуется тем, что творцом человеческой истории является только сам человек, а не какие-либо неумолимые закономерности, которым человек вынужден подчиняться.

При этом все цивилизационные теории разделяют цивилизации по форме и по содержанию на два основных типа:

1. Традиционный тип. Общества этого типа направлены не на преобразование природы, а на адаптацию к ней. Исповедуя размеренный и неторопливый путь развития, не затрагивающий вековых традиций и ценностей, эти цивилизации не поощряют стремления целенаправленно менять производственные, социальные, религиозные, этнические и прочие формы своего состояния. Обычаи и ценностно-духовные приоритеты в этих обществах ставятся выше экономических (страны третьего мира, в основном в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке).

2. Западный тип. Общества этого типа направлены на подчинение себе природы, на развитие массового производства, на ускорение темпов развития, на постоянное преобразование социальных отношений, традиций и обычаев жизни. Ценностно-духовные приоритеты подчинены экономическим, а безусловной ценностью является научное знание и научно-техническое совершенствование.

Если в традиционном типе общества превалирует аграрное и натуральное хозяйство, то в западном типе хозяйство базируется на разделении труда, на специализации форм производства, на механизации и автоматизации промышленности, на подчинении всех достижений общества развитию промышленной индустрии и финансового сектора.

Преобладающим типом современного общества выступает западный тип индустриального общества, которое переходит в постиндустриальную свою стадию, где к решающим факторам развития – к деньгам и доступу к сырью – добавляется такой фактор, как высокий уровень менеджмента, знаний и систем управления.

В дальнейшем, как предполагается, постиндустриальный этап западного типа сменится информационной цивилизацией, характеризующейся доминированием систем информационного управления всеми жизненно важными системами общества.

45 1. Основные точки зрения на исторический процесс, подходы.

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);

те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов.

Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):

формационный подход;

цивилизационный подход;

культурологический подход.

Имеются также и иные подходы.

2. Формационный подход Маркса, Энгельса, Ленина.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.

Ключевое понятие, используемое при формационным подходе – общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента-базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

 

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная;

рабовладельческая;

феодальная;

капиталистическая;

коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически – шестую формацию) – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном – ручной индивидуальный труд, изредка – коллективный (охота, земледелие);

отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;

равенством и личной свободой;

отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

слабой общественной организацией – отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

ирригационное земледелие как основу экономики;

отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

государственную собственность на землю и средства производства;

массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:

 

возникла частная собственность на средства производства, в том числе «живые», «говорящие» - рабов;

социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

труде свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян;

особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

основную роль в экономике начинает играть промышленность;

усложняются средства производства – механизация, объединение труда;

промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

отсутствием частной собственности на средства производства;

государственной (общественной) собственностью на средства производства;

трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационной подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других фактов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

3. Цивилизационный подход Тойнби.

 

Цивилизованный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся (относились):

шумерская;

вавилонская;

минойская;

эллинская (греческая);

китайская;

индусская;

исламская;

христианская;

некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т.д.).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

ответ цивилизации в целом на вызов;

деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Развитие всей истории строится по схеме «вызов-ответ».

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

творческого меньшинства;

инертного большинства.

 

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.

Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.

Цивилизации кончены в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

зарождение;

рост;

надлом;

дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

4. Культурологический подход Шпенглера.

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936).

Центральное понятие данного подхода – культура.

Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

индийская;

китайская;

вавилонская;

египетская;

античная;

арабская;

русская;

западноевропейская.

 

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине ХХ в.

5. Иные подходы к историческому процессу.

Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.

Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

восточный (Китай, Египет и др.) – осознает себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы;

античный (Греция, Рис, средневековье) – осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»; все остальные служат ей и зависят от нее;

германский – осознают себя и свободны все.

Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение.

Позитивисты (Огюст Конт) выделили следующие стадии развития общества:

традиционную;

доиндустриальную;

индустриальную.

На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:

традиционного;

доиндустриального (аграрного);

индустриального;

постиндустриального общества.

46 Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон: 1) Первая сторона определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: - обстоятельства возникновения данной связи; - об основных этапах развития данной связи; - каковы перспективы развития связи между природой и обществом. 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний день природа и общество являются двумя составными или основными элементами системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко структурируется. В настоящее время обозначена более менее четко структура системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы. 1) Сам человек как биосоциальное существо; 2)Это экологическая природа; 3) ноосфера; 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя научную, эстетическую и этическую ценность. Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время. Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше.

Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества. 1. Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища). 2. Допромышленный этап — экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры). 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука. 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). В XX столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.

47 Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

 

Критериями выделения глобальных проблем является следующее:

повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;

неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;

разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.

Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.