Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод бухгалтерского учета




Классификация активов организации

 

Для осуществления хозяйственной деятельности организации используют разнообразные экономические ресурсы.

Они являются активами хозяйственного органа и отражаются в учете в стоимостной оценке. Учет и контроль за движением ресурсов осуществляется по стадиям их кругооборота. Состав активов весьма разнообразен.

Для целей учета и анализа они могут быть сгруппированы по целому ряду признаков: по видам, местам эксплуатации, по времени в производственном процессе и источникам формирования.

 

Классификация активов организации по видам

Данная группировка показывает, какими ресурсами располагает хозяйствующий субъект.

При классификации активов по этому признаку их подразделяют на имущество и права (схема 4).

Под имуществом организаций понимают объекты, обладающие хозяйственной ценностью в силу их физических свойств.

Для целей учета и анализа различают имущество недвижимое и движимое.

К недвижимому имуществу относят основные средства и вложения в основные средства и нематериальные активы (схема 5).

Основные средства – это часть средств труда, с помощью которых человек воздействует в процессе производства на предмет труда с целью получения определенного продукта (работ, услуг).

Схема 4. Классификация активов хозяйствующего субъекта по видам

 

 

Схема 5. Состав недвижимого имущества

 

 

Главной особенностью основных средств является то, что они длительное время в неизменной натуральной форме функционируют в процессе производства и постепенно переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт в виде амортизационных отчислений.

В бухгалтерском учете к основным средствам относят часть средств труда, используемых в хозяйственном обороте более года независимо от стоимости. К ним относятся здания и сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и др.

Основные средства эксплуатируются в сфере производства, обращения и во внепроизводственной сфере, создавая благоприятные условия для воспроизводства рабочей силы.

Под вложениями в основные средства и нематериальные активы (капитальные вложения) понимаются затраты на их строительство или приобретение.

К движимому имуществу относят предметы труда, продукты труда, денежные средства.

Ко второй группе активов относятся предметы труда (схема 6). Предметы труда – это часть имущества, на которую воздействует человек в процессе труда при помощи средств труда.

Предметы труда однократно участвуют в процессе производства и целиком переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию.

К ним относятся сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, запасные части, тара.

Под сырьем принимают продукцию сельского хозяйства и добывающих отраслей промышленности, а под материалами – продукцию обрабатывающих отраслей.

Схема 6. Состав предметов труда

 

 

Материалы по их роли в процессе изготовления продукции делятся на две группы: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы.

Первая группа составляет вещественную основу продукта, а вторая – используется для выполнения определенных функций.

Например, вспомогательные материалы могут создавать нормальные условия работы для основных средств (смазочные материалы), изменять качественную характеристику предметов труда (красители), использоваться для хозяйственных целей.

Топливо относится к вспомогательным материалам, но, поскольку оно занимает большой удельный вес в себестоимости продукции и выполняет особые функции в процессе производства, в бухгалтерском учете его выделяют в отдельную группу.

Полуфабрикаты – предметы труда, которые прошли обработку в одном или нескольких цехах, но подлежат дальнейшей обработке на данном предприятии или вне его.

Незавершенное производство – предметы труда, находящиеся на обработке в цехах на рабочих местах.

Тара – часть предметов труда, использующихся для упаковки или хранения материалов, готовой продукции и т.д.

Запасные части – это предметы труда, предназначенные для ремонта и замены износившихся частей основных средств (узлы, детали и т.д.).

В составе предметов труда учитывается и часть средств труда, срок полезного использования которых менее одного года: инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности. Такой порядок принят в бухгалтерском учете с целью упрощения их воспроизводства.

Вторую группу движимого имущества составляют продукты труда (предметы обращения) (схема 7).

Схема 7. Состав продуктов труда

 

К продуктам труда относят готовую продукцию и товары отгруженные. В бухгалтерском учете эту часть имущества принято называть предметами обращения.

Под готовой понимают продукцию, находящуюся на складе организации и предназначенную для продажи.

Товары отгруженные – это готовая продукция, отправленная покупателям. Они учитываются в составе имущества организации до перехода к покупателю права собственности на них.

К группе денежные средства относятся средства на расчетных и других счетах организаций в банках.

С них ведутся расчеты с поставщиками и покупателями, с банками, финансовыми органами путем безналичных перечислений.

Небольшие суммы наличных денег могут находиться в кассе хозяйствующего субъекта в пределах установленного лимита.

Права организации для целей бухгалтерского учета подразделяются на овеществленные и неовеществленные.

Овеществленные права связаны с владением ценными бумагами, дающими право на получение дохода. К ним относят долгосрочные (сроком более года) и краткосрочные (сроком до одного года) финансовые вложения.

Финансовые вложения – вложения денежных средств или иного имущества в другие организации с целью получения дохода или контроля за их деятельностью. К ним относятся вложения в уставные капиталы, акции, облигации и другие ценные бумаги.

К неовеществленным правам относят долговые требования, исключительные и прочие права.

Под долговыми требованиями понимают задолженность других организаций и лиц данному хозяйствующему субъекту. Такая задолженность называется дебиторской, а сами должники – дебиторами.

Дебиторская задолженность возникает в результате действующих форм расчетов за продукцию, работы и услуги в том случае, когда их передача покупателю и платежи за них не совпадают во времени. Дебиторами могут быть и работники организации. Таких должников называют подотчетными лицами.

К исключительным правам относятся нематериальные активы.

Нематериальные активы (НМА) – учетные объекты, не обладающие физическими свойствами, но обеспечивающие организации получение дохода постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации.

К нематериальным активам относятся:

  • исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • авторское право на программные продукты для ЭВМ, базы данных;
  • исключительное право владельца на товарный знак, наименования места происхождения товара.
  • деловая репутация фирмы.

Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою стоимость на готовый продукт частями в виде амортизационных отчислений. Используются они в сфере производства и в сфере обращения.

Прочие права связаны с незаконченными хозяйственными операциями или неполученными доходами.

К ним можно отнести расходы будущих периодов, оплату периодических изданий (подписка организации на газеты и журналы).

Группировка активов по местам их эксплуатации показывает, где используются ресурсы хозяйствующего субъекта (схема 8).

Все активы организации при их группировке по местам эксплуатации можно разделить на активы, используемые в сфере производства (основные средства, нематериальные активы, производственные запасы); в сфере обращения (основные средства и НМА, обслуживающие сферу обращения, денежные средства, продукты труда и средства в расчетах) и др.

Схема 8. Классификация активов организации по местам эксплуатации

 

 

Группировка активов по времени использования предполагает деление их на долгосрочные и текущие активы.

Данная группировка имеет большое значение в контроле за формированием себестоимости продукции, работ, услуг.

 

Долгосрочные активы – это часть экономических ресурсов хозяйствующего субъекта, используемых в течение длительного времени.

К ним относятся основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, капитальные вложения.

К текущим относятся активы, срок использования которых не превышает 12 месяцев.

В состав текущих активов включаются предметы труда, денежные средства, продукты труда, долговые требования, краткосрочные финансовые вложения.

Они функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Группировка активов по времени использования представлена на схеме 9.

 

Схема 9. Классификация активов организации по времени использования

Экономические ресурсы (активы) хозяйствующего органа формируются за счет привлечения из различных источников, в связи с чем у хозяйствующего субъекта возникают обязательства перед организациями и лицами-кредиторами (схема 10).

В зависимости от механизма образования и использования обязательств различают собственный капитал и обязательства.

Собственный капитал – важнейший источник образования активов хозяйства. К собственному капиталу относят уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль, целевое финансирование.

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд) – это первоначально инвестированный капитал. Под ним понимается стоимость имущества, внесенного владельцами или акционерами (участниками) на момент создания хозяйственного органа (вклады учредителей, стоимость основных средств, нематериальных и других активов), необходимого для обеспечения его уставной деятельности. Уставный капитал может изменяться.

Добавочный капитал – собственный капитал организации, образовавшийся в результате дополнительного внесения собственниками средств сверх зарегистрированного уставного капитала и изменения стоимости активов.

Резервный капитал (фонд) формируется за счет части прибыли хозяйствующего субъекта, используется для покрытия потерь, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств, выплаты дивидендов и доходов при недостаточности прибыли.

Нераспределенная прибыль часть прибыли организации, оставшейся в ее распоряжении в качестве источника финансирования.

Убытки это потеря части активов в результате нерационального хозяйствования или стихийных бедствий. Их рассматривают как уменьшение собственного капитала организации. Хозяйствующие субъекты осуществляют контроль за убытками по времени возникновения и порядком их покрытия.

Резервы предстоящих расходов создаются с целью равномерного включения в расходы отчетного периода затрат на оплату отпусков работников, выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, ремонт основных средств.

Целевое финансирование как источник образования активов поступает со стороны государства и других организаций и используется на покрытие расходов, связанных с проведением целевых мероприятий.

При недостаточности собственного капитала для формирования активов привлекаются заемные источники.

Привлеченные (заемные) источники – это обязательства (долги) данной организации перед другими хозяйствующими субъектами и лицами.

Организации и лица, предоставившие данному хозяйственному органу в долг активы, называются кредиторами, а обязательства, возникшие в связи с их получением, кредиторской задолженностью.

Схема 10. Группировка активов хозяйствующего субъекта по источникам образования

 

В зависимости от сроков погашения обязательств различают долгосрочные и краткосрочные обязательства.

К долгосрочным обязательствам относятся кредиты банков и займы.

Долгосрочные кредиты это суммы средств, полученные от банков на срок более одного года на финансирование капитальных вложений в основные средства, передовые технологии и т.д.

К долгосрочным займам относятся суммы средств, полученные от выпуска и продажи акций трудового коллектива, облигации.

Краткосрочные обязательства по механизму образования могут быть объединены в несколько групп.

Краткосрочные кредиты и займы обязательства перед банками и другими организациями по полученным кредитам и займам, срок погашения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты.

Все кредиты, выдаваемые банками, являются платными, возвратными, срочными и имеют целевой характер.

 

Кредиторская задолженность это долги организации за товары и услуги, по выданным векселям.

К этой же группе относится задолженность своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате, возникающая в связи с тем, что момент ее начисления и выплаты не совпадает во времени.

Таков же механизм образования задолженности перед органами социального страхования и обеспечения, перед бюджетом.

Доходы будущих периодов это средства, полученные авансом, погашение задолженности по которым ожидается в следующих отчетных периодах (получение аванса за объект, который будет возводиться несколько отчетных периодов).

 

 

Предмет бухгалтерского учета – это отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов деятельности хозяйствующего субъекта.

Наиболее ярко содержание предмета раскрывается через объекты бухгалтерского учета: имущество, права, капитал, обязательства и операции, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т. е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее.

Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учету, а это вызывает изменение его приемов и способов.

Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съема информации.

Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из сущности и особенностей бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для финансовых операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Инвентаризация способ проверки соответствия фактического наличия активов хозяйства в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета – средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения, поэтому инвентаризация служит дополнением документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка – способ, с помощью которого активы организации получают денежное выражение. Их оценка базируется на фактической себестоимости. Этим достигается реальность оценки.

Для руководства хозяйственными процессами требуется знать все затраты, связанные с их осуществлением. При этом исчисляется не только величина каждого вида затрат, но и общая их сумма, относящаяся к определенному объекту, т.е. определяется себестоимость учитываемых объектов. Себестоимость объектов учета исчисляется при помощи калькуляции, используемой для контроля за величиной затрат.

Для постоянного контроля за хозяйственными процессами организации, за состоянием имущества и прав, а также источников их образования необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно по отдельным стадиям, в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных активов.

В бухгалтерском учете такое отражение активов и хозяйственных операций производится путем наблюдения за изменениями, происходящими с различными видами имущества и источниками его образования, за всеми затратами, производимыми в том или ином хозяйственном процессе.

Экономическая группировка объектов бухгалтерского учета, позволяющая получать о них показатели, необходимые для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью, обеспечивается также системой счетов.

Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета.

Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется при помощи двойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями. Например, на счетах бухгалтерского учета процесс поступления в организацию купленных материалов увязывается с расходованием денежных средств, уплаченных продавцу этих материалов. Такой способ записей раскрывает их экономическое содержание, позволяет более глубоко изучать хозяйственную деятельность организаций.

Контроль за всей совокупностью объектов в бухгалтерском учете производится путем сопоставления хозяйственных средств с источниками их образования.

Такое сопоставление носит название балансового обобщения.

Балансовое обобщение характеризуется равенством общей суммы видов имущества и прав и суммы источников их образования.

Равенство это сохраняется постоянно.

Балансовое обобщение позволяет осуществлять строгий контроль за наличием и использованием активов любого хозяйствующего субъекта.

Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности.

Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.