Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое мораль (нравственность) и каковы ее основные понятия?




Исследованию морали в философии посвящен специальный раздел – этика. Мораль (нравственность) – это сущностная составная духовной жизни личности и общества. Важнейшее отличительное качество морали состоит в том, что определяющим в ней является действие обобщенных требований (норм, принципов), выработанных в культуре, исполнение которых выступает как долг (обязанность) личности перед высшим началом в себе, идеалом личного совершенства, перед «Я-должный». Такая обязанность есть нравственный долг; следование ему повышает человеческое достоинство, нарушение долга – понижает. Мораль не образует отдельной области духовной деятельности. Нравственной оценке подлежат любые человеческие намерения, стремления, поступки и отношения. Никакая организация, никакое официальное лицо не имеет преимущественного права в вынесении моральных санкций, поскольку в морали, в конечном счете, каждый отвечает за себя. Поэтому лучше называть мораль не одной из сфер, а одним из измерений духовной жизни, одним их необходимых путей самоосуществления, самосовершенствования, самоуправления человека, поддержания и регулирования отношений между людьми. В этике иногда проводится различие между моралью и нравственностью. Тогда к морали, чаще всего, относят соответствующие общественные требования в их нормативно-идеальной форме, а к нравственности – практику исполнения долга перед собой в личной и общественной жизни. В отечественной этике сейчас преобладает взгляд на эти две стороны этического как равноценные и теснейшим образом переплетенные. Поэтому слова «мораль» и «нравственность», а также их производные, употребляются, в том числе и в данном тексте, в качестве взаимозаменимых.

В общественном плане мораль выступает как нормативная система наряду с правом, обычаем, религией и т.д. Специфика морали хорошо выявляется в сопоставлении ее с правом. Во-первых, нормы морали действуют, когда личность предъявляет их себе, контролирует и оценивает их исполнение. Как говорят этики, в личности субъект и объект нравственной нормы совпадают. В праве предъявление норм (законов) и контроль за их исполнением осуществляется особым институтом – юридическими органами государства, а действие законов распространяется на все общество. Здесь субъект и объект нормы не совпадают. Правовой авторитет зависит от официального положения человека. Моральное влияние (авторитет) человека определяется тем, насколько он сам нравственен. / Как говорится у Роберта Бернса (в переводе Маршака)[3]:

Король лакея своего

Назначит генералом,

Но он не может никого

Назначить честным малым./

Во-вторых, моральная норма есть обобщенно-ценностное требование, предполагающее дистанцию между должным (идеальным) и сущим. Применение нормы к конкретным условиям есть дело личного творчества. Правовая норма предусматривает реальные возможности и конкретные условия ее выполнения. В-третьих, моральные санкции – преимущественно внутренние, духовные, а право опирается на меры внешнего принуждения, включая физическое. При всем различии между моралью и правом, они способны дополнять и поддерживать друг друга. Наиболее значимые для обеспечения человеческого существования требования – не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй, не оскорбляй и др. – нормативно закрепляются, хотя и по-разному, моралью и правом./

Добро как высшая нравственная ценность есть благо, соединенное с особого рода долженствованием. Различаются добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро-средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к которому ты должен направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе. Можно сказать, что добро есть обязывающее благо, требующее исполнения долга перед собой – учреждения внутреннего закона и соблюдения его. В морали человек совершенствуется, устанавливая расхождение между сущим (реальным, наличным состоянием, непосредственными обстоятельствами) и должным (идеальным), делая свой выбор таким образом, чтобы отдалиться от недолжного и приблизить сущее к должному. Зло есть отдаление от добра, недостаток добра, – выбор в пользу недолжного.

Нравственным центром личности является совесть, которую Аристотель называл «внутренним судом». Образно говоря, совесть это «Я-должное, идеальное», воздействующее на «Я-сущее, реальное». В этом воздействии объединяются волевые, интеллектуальные, эмоциональные силы человека. В процессе формирования и совершенствования совести индивид осваивает общественные нормы и идеалы, расширяет личную автономию, свободу, принимая обязательства по отношению к себе в перспективе всей своей жизни. Развиваются добродетели – нравственно положительные качества человека – справедливость, мужество, умеренность, гуманность и т.д., идет борьба нравственно отрицательными качествами – пороками: несправедливостью, малодушием, невоздержанностью, бесчеловечностью и т.д. Совесть актуализируется, становится активной в условиях морального конфликта, когда надо делать ценностный выбор между сущим и должным, недолжным и должным, а обстоятельства затрудняют достижение должного. Она склоняет личность к исполнению морального долга, выносит оценки намерениям и поступкам (наказывает или поощряет), соизмеряя сущее с должным.

В отношениях между людьми наиболее общим нравственным требованием издревле считается так называемое «золотое правило». Его «отрицательная» формулировка: «не делай другому того, чего не желаешь себе», «положительная» – «поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Золотое правило обязывает практически признавать принципиальную равноценность тебя и другого, соотнесенность твоего достоинства и достоинства другого человека. Тем самым в отношениях между людьми утверждаются основания справедливости – применения адекватной ценностной меры. Кроме того, это правило устанавливает необходимость соединения сущего («не делай», «поступай») и должного («как (не) желал бы»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.