Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация физической культуры и спорта. Чикуров 1 страница




 

Введение

Hits: 2630

 

Оглавление

 

1. Организация как функция управления.

 

1.1 Понятие «организация».

 

1.2 Структура организации.

 

1.3 Исторические предпосылки создания современной организационной системы управления

 

1.4 Классификация организаций системы физической культуры и спорта.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

 

2. Современная система организации физкультурно-спортивной направленности.

 

2.1 Организационная структура управления физкультурно-спортивным движением в России

 

2.2 Структура и функции государственных и общественных организаций.

 

2.2.1 Государственные организации.

 

2.2.2. Общественные организации.

 

2.2.3. Государственно-общественные организации.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

 

3. Современная система спортивных школ и подготовки спортивных резервов в России.

 

3.1. Определение и классификация спортивных резервов в Российской Федерации на современном этапе.

 

3.2. Организационная структура подготовки спортивных резервов.

 

3.4. Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

 

4. Система подготовки кадров в области физической культуры и спорта в России.

 

4.1. Формирование отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров.

 

4.2. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское пространство.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

 

5. Организационно-управленчексие аспекты развития профессионального коммерческого спорта.

 

5.1. Понятия «профессиональный спорт» и «профессиональный коммерческий спорт».

 

5.2. Характерные особенности и социальные функции профессионального коммерческого спорта.

 

5.3.Тенденции развития мирового профессионального спорта.

 

5.4. Национальные особенности профессионального спорта.

 

5.5. Становление российской модели профессионального коммерческого спорта.

 

5.5.1. Характеристика американской и европейской моделей развития профессионального спорта.

 

5.5.2. Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей развития профессионального спорта.

 

5.6. Деятельность спортивных федераций, лиг в сфере профессионального коммерческого спорта.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

 

Литература.

 

 

Введение

 

Современная физкультурно-спортивная отрасль является сложнейшим объектом управления. Организация физической культуры и спорта как дисциплина изучает организационную структуру управления отрасли в целом и отдельных субъектах в частности.

 

Для достижения поставленных целей в любой из отраслей народного хозяйства является оптимальная организационная структура управления на любом из этапов исторического развития.

 

Необходимо учитывать исторический опыт развития спортивной отрасли, несмотря на коренные социально-экономические преобразования в России. Современная система управления качественно новая, так как старая стала невозможной.

 

Экономические проблемы физической культуры и спорта, как и любой отрасли, напрямую зависят от правильности выбранной организационной структуры управления.

 

Говоря об организации физической культуры и спорта нельзя не отметить, что основным звеном является спортивная организация, которых на данный момент в России более 160 тысяч.

 

На основе организационной структуры выстраиваются пути и механизмы развития массового спорта среди различных социально-демографических групп населения, а также развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва.

 

Задача организаций физкультурно-спортивной направленности удовлетворять потребности и учитывать интересы школьников, дошкольников и студентов.

 

Целью данного пособия является попытка раскрыть сложную организационную структуру управления физической культуры и спорта, и ее интеграция в мировое физкультурно-спортивное сообщество.

 

Пособие предназначено для студентов вузов физкультурной направленности по специальностям 032101—Физическая культура и спорт, 032100 физическая культура бакалавры, а также аспирантам практикам, участвующим в управлении отечественной системой физической культурой и спортом.

 

1. Организация как функция управления

Hits: 8019

 

1. Организация как функция управления

1.1 Понятие «организация»

 

Спортивная организация выступает первичным компонентом в системе физической культуры и спорта. В России таких организаций сегодня насчитывается более 160 тыс.

 

Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений. Организациями являются государственные и частные учреждения, фирмы, объединения, их части или подразделении (1). Существуют понятия организация соревнований, митинга, субботника (2). В данном случае слово «организация» (означает процесс, в то же время организация - это и отдельный вид управления, его функция (3).

 

В теории управления в первом смысле этого слова организация рассматривается как группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Другими словами, это двое или больше людей, работающих совместно, стремящихся к общей цели, специализирующихся в выполнении определенных функций. В спорте во многих Видах два человека являются командой, от взаимодействия, поддержки, правильного распределения полномочий которых зависит успех организации (фигурное катание, парусный спорт, бобслей и др.).

 

Исходя из приведенных выше определений, можно выделить три характерные особенности, которые определяют любую организацию независимо от ее масштабов и сферы деятельности. Это люди (не менее двух), объединенные общей целью, и фактор, который координирует и мобилизует их усилия для достижения этой цели, - управление. Объединение людей в группы оправданно и понятно, так как совместные усилия дают больший результат. Но в этом случае для достижения общих целей люди добровольно отдают часть своих личных свобод и теряют независимость. Поведенческий аспект важен при рассмотрении роли менеджера в организации и его функций и для понимания того, что в каждой формальной организации существует неформальная. Группы людей возникают на основе контактов, общих интересов, потребности в общении, более полного удовлетворения своей духовной, эмоциональной и творческой сферы - всего того, что рамки формальных отношений предоставить им не могут. Неформальная организация может иметь свою структуру, лидеров-руководителей, цели и направления деятельности.

 

Организации имеют различные, часто сложные, цели, но тем не менее обладают общими характеристиками и признками. К первым относятся:

использование ресурсов,

неразрывная связь и зависимость от внешней среды,

внутренняя среда организации,

необходимость управления.

 

В общих чертах цель организаций - преобразование ресурсов для достижения результатов. Ресурсы - это люди (так называемые человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация. Этот процесс легче всего прослеживается в производственных организациях. В сфере физической культуры и спорта также используются все вышеперечисленные виды ресурсов. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организация полностью зависит от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей и т.д. Под «внешней средой» понимают внешние по отношению к организации силы, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

 

Сюда относятся экономические условия, правительственные акты и законодательство, потребители и общественные организации (профсоюзы и т.п.), конкурирующие организации, система ценностей в обществе, общественные взгляды, традиции, техника и технологии, международная обстановка и др. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все то, что происходит внутри организации. Внешние факторы можно разделить на две основные группы - прямого и косвенного воздействия.

 

Факторы прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают, в свою очередь, на себе прямое влияние этой деятельности. К ним следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

 

Факторы косвенного воздействия - те, которые могут не оказывать немедленного воздействия на организацию, но тем менее играют важную роль. К ним следует отнести состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов, международную обстановку и др. Внешняя среда характеризуется следующими чертами:взаимосвязанностью факторов внешней среды, сложностью внешней среды, подвижностью и неопределенностью среды.

 

Хотя организация и зависит полностью от внешней среды, Последняя, как правило, находится вне пределов ее влияния. Даже самые процветающие компании не могут ничего противопоставить прогрессу в сфере их деятельности, более того, они сами вынуждены активно работать в этом направлении, выискивая для себя новые возможности. Чтобы добиться успеха, руководителю любого уровня приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды. Подразделения, как и целая организация, представляют собой группы людей, деятельность которых направляется и координируется для достижения общей цели. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Для успешной работы, например, спортивного клуба деятельность его Отдельных подразделений должна быть скоординирована для реализации главной цели - эффективной подготовки спортсмена (команды) и достижения запланированных результатов определенные сроки. Без координации усилий всех подразделений эта цель достигнута не будет. Разделение управленческого труда имеет две формы.

 

Первая - это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда,которое реализуется через создание подразделений. Вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию от действий исполнителей.

 

Зависимость от внешней среды делает организацию открытой системой. Система представляет собой совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство. Выделяют материальные и абстрактные системы. Первые разделяются на системы неорганической природы (физические, геологические, химические и др.) и живые системы (биологические системы, организмы, популяции, экосистемы); особый класс материальных живых систем - социальные системы (от простейших социальных объединений до социально-экономических структур общества). Абстрактные системы - понятия, гипотезы, теории и др.

 

Любая организация как открытая система обладает двумя основными свойствами - границами и окружающей средой, а также состоит из отдельных подсистем различных уровней, относительно обособленных и связанных между собой. В свою очередь, подсистема может быть рассмотрена как самостоятельная система. Так, спортивный клуб как открытая система может включать в себя следующие подсистемы: административный аппарат, тренерский состав, обслуживающий или технический персонал, команды спортсменов и т.д., каждая из вышеназванных подсистем, в свою очередь, может быть представлена в виде открытой системы, но уже другого уровня.

 

Сложнее установить границы системы. Это связано прежде всего с тем, с каких позиций рассматривать деятельность организации. Так, спортивное сооружение, с точки зрения менеджера спортивного клуба, представляет собой систему, границы которой определяются, в первую очередь, его расположением, составом входящих в него спортивных объектов и вспомогательных помещений, количеством мест для зрителей и т.д. С точки зрения менеджера спортивного сооружения в качестве границ будет выступать необходимость дальнейшего строительства и реконструкции. Все, что выходит за границы системы, является ее окружающей средой (внешней средой).

 

Таким образом, организация, как открытая система, вступает во взаимоотношения с окружающей средой. Эти взаимоотношения характеризуются, по крайней мере, тремя понятиями:

потребление (получение сырья и ресурсов из внешней среды);

расходы, связанные с переработкой и трансформацией ресурсов в целях производства товаров и услуг,

производство продукта (товаров и услуг).

 

Другими словами, любая организация осуществляет три взаимосвязанных процесса: получение сырья и ресурсов из (из окружающей среды, их переработку (преобразование) в проект и передачу продукта во внешнюю среду. Поскольку организация представляет собой систему, созданную людьми для достижения общих целей, то внутренняя среда, в основном, является результатом их управленческих решений и действий.

 

Особого внимания руководства требуют цели, структура, задачи, технология, кадры и организационная культура организации. Эти факторы - внутренние переменные параметры любой организации.

 

Цель - конкретные конечные состояния или желаемый результаты, которого стремится добиться группа, работая вместе.

 

Структура организации - логические взаимоотношения уровней управления и функциональных элементов организации (системы), обеспечивающие достижение поставленных целей.

 

Задачи - предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, работа с предметами и работа с информацией. Управленческая деятельность - это, в основном, работа с людьми и информацией.

 

Под технологией понимают средство преобразования сырья будь то люди, информация или физические материалы, в продукты и услуги. Люди являются основой любой организации, они создают конечный продукт, от них зависит качество, они формируют культуру организации, ее климат. Организационная культура складывается из норм поведения, принципов менеджмента, используемых руководством организации, смысла ее деятельности. Носителями организационной культуры являются люди.

 

Составляющими параметрами внутренней среды организации являются ее миссия, цель, организационная структура.

 

Четко выраженная причина существования организации обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для реализации миссии и служат критериями для последующего процесса принятия управленческих решений. Миссия детализирует статус организации, обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных управленческих уровнях. Так, например, основной миссией спортивного клуба может быть удовлетворение потребности общества в подготовке спортсменов. Для ее выполнения руководство должно, прежде всего, подобрать квалифицированный тренерский состав, создать условия для подготовки атлетов высокого класса, обеспечить процесс их подготовки обслуживающим персоналом.

 

Выбор миссии находится в прямой зависимости от возможностей организации, ее ресурсов, внешних факторов. Опасность для организаций, особенно малых, заключается в выборе слишком сложных миссий. Учитывая, что генеральную цель организации формулирует высшее руководство, их личностные ценности и цели накладывают определенный отпечаток на выбор и формулировку миссии. Общие цели формируются на основе миссии организации и определенных ценностей, на которые ориентируется руководство. Эти цели должны обладать рядом характеристик, чтобы внести необходимый вклад в успех организации.

 

Во-первых, они должны быть конкретными и измеримыми. В сфере физической культуры и спорта такому требованию отвечают многие составляющие этой деятельности: количество видов спорта и объем упражнений, динамика количественных и качественных характеристик тренировочного процесса, спортивные результаты, материальное и социальное обеспечение тренеров, спортсменов и т.д.

 

Во-вторых, цели должны быть ориентированы во времени. Они могут быть долгосрочными (в спорте это, как правило, 4-летний цикл), среднесрочными - от 1 года до 4 лет - и краткосрочными - до 1 года.

 

В-третьих, цель должна быть достижимой, чтобы способствовать повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации, может вызвать негативные последствия. Так, планирование неоправданно высокого рейтинга для спортивной организации (команды) может привести к блокированию стремлений спортсменов к успеху, и их мотивация значительно снизится.

 

Достижение главной цели организации невозможно без решения ряда текущих и оперативных целей, которые, как правило, открыто не декларируются. Их формирование предусматривает следующее. Во-первых, в совокупности они должны составлять главную цель организации и ни одна из них не должна вступать в противоречие с последней; во-вторых, несмотря на схожесть текущих целей, некоторые из них могут в конфликт друг с другом; в-третьих, решения, которые принимаются для реализации оперативных целей, оказывают влияние на сущность организации и отличают ее от других организаций с подобной миссией и целью.

 

Чтобы достичь стоящие перед ней цели, организация должна быть определенным образом структурирована, т.е. иметь организационную структуру, которая является отражением внутренней формы любой системы.

 

 

1.2 Структура организации

 

Даже детально продуманный и составленный план еще не может гарантировать успешного достижения поставленных перед спортивной организацией целей. Для их достижения необходима мобилизация всех ресурсов. Важную роль при этом играет рациональная постановка дела, суть которой сводится к построению структуры организации и адекватному распределению полномочий среди исполнителей и сотрудников. В теории управления именно эти аспекты составляют основное содержание функции организации.

 

Как известно, определяющим фактором жизнедеятельности организации является внешняя среда, изменение факторов которой решающим образом сказывается на стратегии руководства организации. В то же время сами стратегические планы являются первичными по отношению к структуре организации. В отдельных случаях построение организации может стать частью стратегического плана, но, в принципе, стратегия определяет структуру организации, а поскольку стратегические альтернативы подвержены регулярным изменениям, то, стало быть, такой же нестабильностью обладают и структуры организаций.

 

Под структурой организации понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого (Жолдак В.И., Сейранов С.Г., 2006). Структура организации характеризуется наличием связей между ее элементами: горизонтальные связи носят характер согласования.Вертикальные связи - связи подчинения - возникают при наличии нескольких уровней управления. Они могут носить линейный и функциональный характер.

 

Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, функциональные - имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю. При разработке структуры организации необходимо:

 

- определить задачи организации (в соответствии с миссией и целями);

 

- увязать эти задачи с системой функций, полномочий и ответственности;

 

- организационно оформить связи по горизонтали управления, что обеспечит координацию деятельности подразделений;

 

- адаптировать содержание потоков информации и каналов их движения к моделям информационного обеспечения соответствующих подразделений;

 

- приспособить содержание потоков информации и каналов их движения к потребностям, связанным с принятием решений (Уколов В.Ф., 2006).

 

Любая организационная структура представляет собой форму объединения людей. Поэтому внимание следует уделить уровню подготовки и квалификации кадров, их способностям и возможностям. Подчас именно по причине несовершенства кадров организационная структура оказывается консервативной по отношению к прогрессивным нововведениям. Обычно люди привыкают к существующим структурам и неодобрительно встречают реформы. Поэтому важно их своевременно подготовить к благожелательному восприятию организационных изменений. На практике существует множество разнообразных структур построения организаций, тем не менее принципиальных альтернативных вариантов организационных структур немного. Разнообразие организационных структур связано с различиями в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении организаций.

 

Варианты организационных структур

 

1. Бюрократическая структура

 

Концепция бюрократии была сформулирована немецким ученым М. Вебером в начале XX в. Основные ее параметры:

Четкое разделение труда (что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов).

Подчинение нижестоящего уровня управления вышестоящему (что создает иерархию управления).

Наличие формальных правил, стандартов (что обеспечит однородность выполнения членами организации обязанностей и задач).

Обезличенность выполнения сотрудниками своих обязанностей.

Осуществление приема на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защита от произвольных увольнений (обеспечивает подбор кадров по профессиональным качествам).

 

Вместе с достоинствами бюрократическая структура имеет недостатки, которые можно свести к следующему:

 

а) преувеличение значимости стандартных правил может принести к потере гибкости поведения сотрудников, а значит, организации в целом;

 

б) строгое соблюдение правил имеет тенденцию порождать проблемы взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями;

 

в) эта структура обладает инертностью и не способна быстро реагировать на изменения внешней среды.

 

2. Функциональная структура

 

Ее специфической особенностью является деление организации на отдельные функциональные элементы (подразделения), каждый из которых имеет конкретную задачу. Создание такой структуры приводит к группировке сотрудников организации по задачам. Скажем, в армии это традиционное деление на авиацию, пехоту, артиллерию, ракетные войска и т.п. В коммерческих организациях деление на подразделения, занимающиеся производством, маркетингом, финансами; в спортивных - деление по видам спорта. В крупных организациях функциональные отделы распределяются, в свою очередь, на более мелкие подразделения. К достоинствам структуры относятся специализация сотрудников и высокая степень координации деятельности организации.

 

Эта структура в основном используется в организациях, действующих в стабильных внешних условиях. Для крупных организаций, работающих в динамичных условиях внешней среды, связанных с международной деятельностью, такая структура не подходит.

 

3. Дивизионная структура

 

Создание организаций с дивизионной структурой относится к началу XX в. К этому времени появляются крупные организации, ведущие бизнес не в одной, а в нескольких отраслях, выпускающие продукцию, рассчитанную на различные группы покупателей. Для дивизионной структуры характерно деление организации по видам товара, услуг, группам потребителей, географическим районам. В соответствии с этими признаками дивизионная структура имеет подвиды: продуктовая, организационная и региональная.

 

Продуктовая - подразделения организации создаются в соответствии с основными видами ее продукции; при этом руководство производством и сбытом одного вида товара или услуги передается, как правило, одному руководителю. Такое положение дел позволяет крупной организации уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько небольшая фирма, специализирующаяся на выпуске одного товара, оперативно реагировать на действия конкурентов, изменения технологии и спроса.

 

Организационная - ориентирована в первую очередь на потребителя. Подразделения организации группируются вокруг определенных групп потребителей. Такая структура, например, характерна для издательств, специализирующихся на литературе для взрослых, детей, учащихся (школьников и студентов). Аналогичную структуру используют крупные банки, ориентируясь на отдельные группы клиентов: частные лица, организации, банки и т.п.

 

В основе построения региональной структуры лежит территориальный принцип. Такое построение организации облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями в той или иной местности, стране, регионе. В качестве примера можно привести структуру МОК, который через национальные олимпийские комитеты проводит свою политику в разных странах мира. Другой пример использования региональной структуры - МИД России, имеющее посольства во многих странах планеты.

 

4. Проектные организации

 

Жизнь способствует появлению новых структур организаций. Одной из них являются проектные организации с временной структурой, создаваемые для решения крупномасштабной задачи. В качестве примера можно привести Организационный комитет Олимпиады-80 или Оргкомитет «Сочи-2014». После решения поставленной задачи проектные организации прекращают свое существование. Современные организации (в том числе и в сфере спорта) имеют, как правило, сложную структуру, сочетающую в себе различные виды описанных структур. На практике весьма сложно найти организацию, которая бы придерживалась только одного вида структуры, чаще организации имеют смешанную структуру.

 

5. Линейно-функциональная структура

 

Создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по задачам, которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т.п.). Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации. В тех случаях, когда функциональная структура используется частично, одна из функций (например, финансирование) осуществляется либо на более высоком уровне управления, либо на одном уровне с подразделениями, структурированными по продукту, заказчику или территориальному признаку. В чистом виде функциональная структура практически не применяется. Она используется в органическом сочетании с линейной структурой, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена управления высшему.

 

Например, функциональная структура фитнес-клуба предполагает наличие подразделений, отвечающих за узкоспециализированные участки работы: тренировочный процесс, т.е. производство физкультурно-оздоровительных услуг, бухгалтерский и финансовый учет, маркетинг.

 

Построение структуры организации при ее создании включает три основных вида управленческих работ:

Деление организации на горизонтальные блоки по важнейшим направлениям деятельности. Определение видов деятельности, осуществляемых линейными подразделениями.

Установление соотношения полномочий между различными должностями.

Определение должностных обязанностей сотрудников организации.

 

 

1.3 Исторические предпосылки создания современной организационной системы управления

 

Как и во многих других странах, система управления физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Государственное управление физическим воспитанием и спортом в начале XX в. находилось в ведении двух ведомств: военного министерства и министерства просвещения. Общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. Создание государственных органов управления физической культурой и спортом в России датируется 1913 г., когда по указу царя Николая II была создана Канцелярия Главнонаблюдающего за развитием физического воспитания народонаселения Российской империи. В 1914 г. при этой организации был создан Временныйсовет, в компетенцию которого входили разработка государственных программ физического воспитания и проведение комплексных российских соревнований. В 1911 г. был учрежден Российский олимпийский комитет, занимавшийся вопросами подготовки команды России к Играм V Олимпиады (1912 г., Стокгольм).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.