КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как достижение мировой цивилизации
Учение о правах человека НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ КАК ПРОБЛЕМА ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Всякая классификация или система наук строится на основе ответов на три главных вопроса: что познается? как познается? для чего, каких целей познается[2]? Такая постановка вопросов в полной мере относится к теории прав человека и ее правозащитного направления. В широком, общесоциальном, смысле права (свободы) человека — это его естественно-социальные притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), к удовлетворению которых он стремится и получению которых должны содействовать общество и государство[3]. Как явление общественной жизни права человека имеют философское, историческое, нравственное, юридическое и иные основания для научного познания. Каждая Наиболее важный, первостепенный, вопрос как для теории, так
История эволюции учения о государстве и обществе самым тесным образом связана с эволюцией знаний об истории, теории Оценивая исторический путь формирования представления Сразу следует оговориться, что в дальнейшем словосочетание «права человека» понималось по-разному, в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, поэтому значение этого термина не всегда совпадало с современным. Многие атрибуты прав человека, такие как неотчуждаемость, всеобщность и др., которые теперь представляются неотъемлемыми, на ранних этапах социально-политического развития человечества еще не были сформированы. Однако уже тогда появились первые права отдельных индивидов, принадлежащих к средней или высшей социальной прослойке, что, безусловно, следует рассматривать как начальные шаги на пути к формированию прав человека в современном их понимании.
Первое известное историко-правовой науке упоминание о свободе некоторых категорий индивидов относится к XXIV в. до н. э., «когда монарх Шумера “установил свободу” для своих подданных путем проведения чистки среди бессовестных сборщиков налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и прекращения практики закабаления храмовых слуг первосвященниками»[4]. Упоминание о правах человека можно также встретить в Ветхом Завете: десять заповедей, призывающих человека, в частности, соблюдать права окружающих людей и тем самым способствующих реализации его собственных прав[5]. Исторически идею о правах человека предвосхитили теоретические представления о человеке как о существе, обладающем свободной (самостоятельной) волей, о равенстве людей (эгалитаризм) Непосредственно же идея прав индивида (изначально только свободных граждан) появилась в древних полисах, в которых также впервые возникли идеи демократии и республиканизма, появился принцип гражданства[7]. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, например: право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесиях), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др.[8] Представление о гражданстве и связанном с ним наделении индивида определенным комплексом прав и свобод возникло в VI—V вв. до н. э. в регионах мира, где сформировалась наиболее высокая культурная традиция (Афины и Рим). Таким образом, не случайно, что впервые на осознанном уровне к идее о правах человека стали подходить именно древнегреческие мыслители. В то же время есть основания полагать, что нечто подобное античному гражданству существовало уже и в некоторых районах Древнего Египта (третья династия, XXVIII в. до н. э.), Китая, Финикии — там, где достаточно хорошо были развиты частное хозяйство и коммерция, а также имелось сильное купечество.
Философы досократовского периода, особенно последнего поколения (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит), подготовили идейную почву для софистов и сократовской философии, начавших рассматривать человека уже в качестве самостоятельного объекта изучения. Именно у Анаксагора и Демокрита «конечной целью жизни человека становится уже не государство как общее благо, а добродетель Также в конце досократовского периода встает и вопрос о сущности закона и права в целом, который решается учеником Анаксагора Архелаем следующим образом: справедливость и закон коренятся не в вечной природе вещей, а суть создания человеческой воли, ввиду чего объективных оснований под собой не имеют. Древнегреческие философы-софисты (Горгий, Фрасимах, Протагор и др.; V—IV вв. до н. э.) впервые обращают внимание на человека и его мировосприятие как на исходную точку в познании мироздания. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором. Известное высказывание философа В философско-правовой литературе утверждается, что именно Прорывом в философской мысли Древней Греции стало учение Сократа, современника софистов. Именно его взгляды придали древнегреческому философскому антропоцентризму новый, уже не волюнтаристский оттенок. По-прежнему в центре внимания находится человек, однако, в отличие от софистики, теперь декларируется существование всеобщего блага, и мало того, это всеобщее благо (неписаные, вечные божественные законы, всеобщая мораль) объявляется познаваемым. В познании высшей мудрости — суть
В понимании термина «личность» у Сократа на передний план выступает познающий высшую истину субъект, способный организовать жизнь на Земле сообразно божественным идеям, что и определяет главную цель жизни человека и его ценность как субъекта, стремящегося к реализации этой цели. Очевидно, что тенденция к повороту философской мысли от изучения окружающего мира и природы к изучению человека, наиболее ярко и оформленно проявившая себя в учении Сократа, не могла не отразиться и на воззрениях таких выдающихся мыслителей древности, как Платон и Аристотель. Их подход к проблеме оценки человека характеризуется усилением осознания обособленности человека от окружающей среды, общей массы живых существ и сопровождается наделением его новыми, совершенно особыми свойствами. Теперь человек — это высшее, совершеннейшее существо, которое занимает посредствующее положение между двумя мирами: В работах указанных философов при характеристике взаимоотношений между государством и личностью можно встретить упоминание некоторых прав граждан, например право участвовать Следующим этапом в становлении идей о человеке и праве является стоицизм — учение периода поздней античности или эллино-римской эпохи (III—IV вв. н. э.). Новое теоретическое обоснование естественно-правовых идей, касающихся, в частности, и вопроса прав человека (в античном понимании этого выражения), было дано древнегреческими и древнеримскими стоиками в их учениях о государственном праве (Зенон, Сенека, император Марк Аврелий и др.). Они полагали, что человек должен жить в гармонии с природой, честно, согласно разуму, естественному (или общему) закону мироздания. Это касается и государства. Государство и законы, согласно Сенеке, подчинены природному праву. Естественно-правовые взгляды стоиков оказали заметное влияние на последующее развитие аналогичных представлений римских юристов, в частности Полибия и Цицерона (II—I вв. до н. э.). Раннее христианство как доминирующая религия в Римской империи конца IV в. н. э. внесло дальнейший вклад и в развитие представлений о правах человека. Первые христиане проповедовали идею всеобщего равенства людей «перед Богом» независимо от их этнической и государственной принадлежности, социального статуса и имущественного положения. В рамках христианского мировоззрения также впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как она создана «по образу и подобию Божию». Особенно важен для становления идеи прав человека тот факт, что христианский «личностный подход» к человеку шел рука об руку Идеи свободы и равенства всех членов общества продолжали развиваться в период средневековья в творчестве религиозных авторов, философов, в работах юристов, причем преобладает религиозно-философский подход. Так, именно в этот период развитие протестантизма (в первую очередь в средневековой Англии) привело Таким образом, в рамках христианства процесс становления идеи прав человека приобрел следующую характерную особенность: права, обеспеченные законодательно, выводились из обязанности перед Богом. В то же время, характеризуя атмосферу средних веков, необходимо отметить, что в бытовом понимании права человека воспринимались как привилегии, дарованные сеньорами своим вассалам. О реальных правах широких слоев общества еще не могло быть Идейная борьба за свободу совести в Западной Европе началась с учения П. Абеляра (1079—1142), который в своем «Диалоге между
философом, иудеем и христианином» впервые выдвинул идею веротерпимости. Плюрализм вероисповеданий проложил дорогу надконфессиональной идее прав человека[16]. Необходимо отметить, что упрочение идеи о веротерпимости Таким образом, следует заключить, что именно средневековые кодексы прав, отразившие процесс медленного разложения феодального строя и модификации внутри христианского учения, заложили основы обязательств государственной власти по отношению В эпоху Ренессанса, религиозной Реформации и европейского Просвещения восприятие человеческой свободы как некоторой В целом основным направлением правовой мысли этого периода были теории естественного права, согласно которым, как уже говорилось, права и свободы принадлежат человеку с момента его рождения, а становясь членами общества, люди обретают гражданские права. Таким образом, сторонники школы естественного права предполагали наличие у человека как социального существа определенных прав — право на жизнь, свободу, равенство, семью, собственность и др. Источником этих прав они считали саму природу человека — мать естественного права[19]. Ярким теоретиком и талантливым пропагандистом учения о природе человека и основах гражданского общества был Томас Пейн (1737—1809). Благодаря его труду «Права человека» широкие слои общества смогли ознакомиться с идеями Французской революции, После революций XVIII в. разработку идеи прав человека продолжили Б. Констан, Дж. Миль, А. Дайси и др. Значительное влияние на указанную доктрину в дальнейшем оказывало учение В XVIII в. впервые права человека получили юридическое выражение в национальных юридических документах. В этих источниках указан и субъект — государство, которое не просто имеет право, а обязано обеспечить права человека. Одним из аспектов такого обеспечения прав человека и является его деятельность по приданию им юридической формы, т. е. формы закона. В Декларации прав Вирджинии 1776 г. впервые была юридически закреплена формулировка прав человека. В этой Декларации прав записано: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они – при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление Благодаря Великой французской революции идея прав человека была абсолютизирована, мало того – закрепилась традиция внесения прав человека в публичное законодательство. Во французской Декларации прав человека и гражданина (1789) было провозглашено: «Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность и сопротивление угнетению»[24]. Основным правам и свободам человека приписывались атрибуты, принадлежавшие ранее лишь высшему божественному закону: вечность, священность и т. д. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. была пронизана идеей самоочевидности и неотчуждаемости прав личности. В целом необходимо отметить, что идея прав человека, многое унаследовав от идей и практики предыдущих поколений, в конце XVIII — начале XIX в. получила воплощение в законодательствах целого ряда европейских стран в виде провозглашения социально-экономических прав человека и гражданина.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |