Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещение и наука в Римской империи




В Риме и провинциальных городах было организовано обучение детей. Частные учителя обычно у себя дома, а иногда в каком-либо портике или обществен­ном саду собирали группы детей и за плату обучали их чтению, письму и счету. В начальной школе учились с 7 до 12 лет. Следующим звеном школы была «грамматика», в которой курс обучения продолжался четыре года. Помещение школы украшали бюстами писателей и философов. Учащиеся читали и комментировали отрывки из произведений поэтов и писателей, делали письменные упражнения. Изучение греческой и латинской литературы происходило ра­здельно. С 16 лет ученики переходили в школу «риторики». Это было подобие современной высшей школы. Несмотря на упадок обще­ственной жизни, что было следствием всё возраставшего деспотизма императорской власти, в Римской империи высоко ценилось искусство красноречия.

Некоторые императоры ассигновали кру­пные суммы на содержание специальных школ латинской и греческой риторики. «Ри­торы» - учителя красноречия - были желанными гостями в домах знати. Они учили своих слушателей искусству построения фраз, остроумию, изысканности речи, орга­низовывали соревнование слушателей; побе­дителю дарили книгу.

Центрами научной деятельности в Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Пергам, Родос, Афины, Карфа­ген, Массилия. В Александрии продолжали функционировать Музейон и библиотека, в Афинах - философские школы, основанные Платоном (Академия) и Аристотелем (Ликейон). Крупными культурными центрами оставались Пергам и Родос, куда приезжали многие знатные римляне завершать свое образование. Подле Пергама возник важный научно-медицинский центр - Асклепион.

Технический прогресс выразился в появле­нии специальных руководств по технике стро­ительства. Одно из них написал современник Августа Витрувий Поллион. В конце 1 в. н. э. Фронтин написал сочинение «Об акведуках».

Большое значение придавалось в это время географическим знаниям, что и вызвало появление нескольких научных трактатов по географии и этнографии. Первым из них был капитальный труд Страбона «География», опубликованный около 20 г. н. э. К I-II вв. н. э. относятся трактаты по географии, написанные Помпонием Мелой и Клавдием Птолемеем. Во второй половине I в. н.э. Плиний Секунд создал большую «Естественную исто­рию», являвшуюся энциклопедией по физиче­ской географии, ботанике, зоологии, минера­логии. К концу I - началу II в. н. э. отно­сятся работы замечательного римского исто­рика Тацита, описавшего в двух сочинениях - «Деяния Публия Валерия Агриколы» и «Гер­мания» - быт и общественный строй племен Центральной Европы, сохранивших свою независимость от Римской империи.

Успехи сделала медицинская наука. В период правле­ния Августа в Риме была создана школа для подготовки врачей; такие же школы функцио­нировали в Малой Азии. В конце II в. н. э. славился врач Гален, производивший опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга.

Однако наряду с открытиями в области естественных наук и техническими достижениями ужево II в. н. э стали заметны ипризнаки культурного регресса. Так, например, в области астрономии Клав­дий Птолемей отказался от гелиоцентриче­ской теории Аристарха Самосского. Взамен этого Птолемей предложил теорию, согла­сно которой центром Солнечной системы являлась Земля, а Солнце и другие небесные тела вращались вокруг нее. Эта теория позднее была заимствована христиан­скими богословами и. стала основой средневе­кового понимания строения Вселенной. Во II и особенно в III в. н. э. в Римской империи была популярна астрология, за­несенная из Месопотамии. По мере обостре­ния политических и социальных противоречий среди различных слоев общества Римской империи появились упадочные настроения, страх перед будущим. В этих условиях астро­логи получили широкую популярность.

Центром изучения философиив I-II вв.н.э. продолжали оставаться Афины. Господ­ствующими течениями философской мысли в эпоху ранней Империи были стоицизм и эпи­курейство. Широкое распространение среди римской знати получил стоицизм. Его ви­дным представителем был политический дея­тель Анней Сенека (1-65 гг. н. э.). Во II в. н.э. идеологом стоической философии вы­ступил император Марк Аврелий, написав­ший философский трактат «К самому себе». Среди низших слоев общества большой попу­лярностью пользовались бродячие философы-киники, зачастую выступавшие с резкой критикой представителей господствующего класса.

Наиболее видным представителем фило­софского скептицизма во II в. н. э. был уроженец малоазийского города Самосаты - Лукиан (ок. 120-180 г. н. э.), поселившийся в Афинах. В коротких трактатах, иногда напи­санных в форме диалогов («Диалоги богов», «Диалоги в царстве мертвых»), Лукиан беспо­щадно осмеивал всякого рода суеверия, рели­гиозный фанатизм. Он высоко ставил фило­софию Эпикура - человека, по его мнению, познавшего природу.

Литература.

Прек­ращение гражданских войн и установление спокойствия в центральных районах Среди­земноморья способствовало восстановлению культурной жизни в Риме и Италии. Август и его окружение, победив соперников в борьбе за власть, стремились использовать выдаю­щихся поэтов и писателей для укрепления своего морального авторитета. Выполнял эту миссию приближенный Авгус­та - Гай Цильний Меценат (ок. 74-8 гг. до н. э.). Его дом в Риме и пригородные поместья сделались центром литературной жизни римского общества. Меценат собирал, поддерживал матери­ально и опекал всех талантливых поэтов своей эпохи. Членами его кружка были Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.), Гораций Флакк (65-8 гг. до н. э.), Секст Проперций (50-15 гг. до н. э.) и др.

Наибольшей литера­турной славы еще при жизни достиг Верги­лий. Находясь в зависимости от Мецената, Вергилий создавал свои произведения, прислушиваясь к советам своего покровителя. Из-под его пера вышло десять «пастушеских песен» (по-гречески «эклог»), прославлявших простоту сельской жизни и нравов. Позднее, в середине века, особенную известность получила четвертая эклога. В ней Вергилий, намекая на Августа, предрекал наступление новой эпохи счастья и процветания. Средневековые же монахи-фа­натики видели в этой эклоге пророчество о «пришествии мессии», т. е. Христа. Позднее, также по просьбе Мецената, Вергилий написал поэму о земледелии «Георгики», а в последние годы жизни создавал, по желанию Августа, большую эпическую поэму, которая должна была бы быть для римлян произведением, аналогичным поэмам Гомера у греков. Вергилий написал поэму «Энеиду», но умер, не успев окончательно отработать ее. В «Энеиде», подражая сюжетам поэм Гомера, Вергилий описывал странствия и по­явление в Италии, после захвата ахейцами Трои, троянца Энея - сына героя Анхиза и богини Афродиты (Венеры), мифического родоначальника римского патрицианского рода Юлиев, из которого происходил Юлий Цезарь. «Энеида» считалась «венцом» латин­ской поэзии: ни один поэт в Риме, ни до, ни после Вергилия, не создавал такого звучного и сильного стиха, столь ярких поэтических образов.

В творчестве другого поэта кружка Мецена­та - Горация Флакка латинская поэзия достигла своего высшего по форме развития. Взяв за образец греческих лирических поэтов, особенно Алкея, Гораций создал несколько сборников песен (од). В них он прославлял личность и деятельность Августа, римское оружие, а также радости любви и дружбы и созерцательную тихую жизнь поэта-философа. В одной из наиболее изве­стных своих од, называемой «Памятник», Гораций прославлял творчество поэта. Кроме од Гораций написал ряд сатириче­ских стихотворений, в которых живо воспро­изводя современные ему быт и нравы, критиковал пороки. Наряду с сатирами, где критиковались общественные нравы и поро­ки, Гораций создал также книгу «Эпод», содержавшую упреки по адресу отдельных лиц. Наконец, им написан ряд стихотворений в форме писем - «Посланий».

Современниками Вергилия и Горация были лирические поэты Альбий Тибулл (60-19 гг. до н. э.) и Секст Проперций (50-15 гг. до н. э.), воспевавшие личные переживания, ра­дости тихой сельской жизни. По мнению Тибулла, по-настоящему были счастливы лишь древние (первобытные) люди, без труда и вражды пользовавшиеся дарами природы. Как Тибулл, так и Проперций стремились подражать александрийской поэзии.

Выдающимся поэтом эпохи Августа был Овидий Назон (43 г. до н.э. - 17 г. н.э.). Овидий начал писать легкие стихи о любви. Его первый сборник содержал элегии на темы переживаний влю­бленного. Позднее он создал поэму «Герои­ни», содержащую вымышленную поэтом пе­реписку между героинями эпоса и их возлюбленными (Дидона и Эней, Елена и Парис и т. д.) Своеобразной, инструкцией влюблен­ным о том, как добиться взаимности, яви­лась поэма Овидия «Искусство любви», а поэма «Фасты» описывает ста­ринные римские обряды и легенды. Овидий создал два сборника - «Скорби» и «Послания с Понта», в которых он описывал окружавшую его природу, людей, скорбел о разлуке с близкими и с ро­дным краем. Во всех стихах Овидия сказыва­ется его блестящее поэтическое дарование; все написанное им - это выдающиеся классиче­ские произведения латинской поэзии. Историки римской литературы дали времени Авгус­та, в которое творили выдающиеся поэты, название «золотой век латинской поэзии».

В последующем римская поэзия и проза получают широкое распространение. Среди высших слоев римского общества многие, в том числе и императоры I-II вв. н.э., опробовали свои силы на литературном по­прище. Однако из многочисленных предста­вителей римской поэзии и прозы лишь немногие сохранились в памяти последующих поколений. Ко времени правления Нерона относится творчество поэта Марка Аннея Лукана (39-65 гг. н.э.). Он написал поэму «Фарсалия, или Поэма о гра­жданской войне», в которой воспевал Помпея и порицал Юлия Цезаря.

Также ко времени Нерона относится и яркое сатирическое произведение «Сатирикон», приписываемый одному из приближенных императора - Петронию. Описывая путеше­ствие по Италии двух бездомных бродяг, автор дает сатирическое изображение быта различных слоев современного ему общества.

Поэт Марциал (ок. 42-102 гг. н.э.) резко критиковал нравы окружавшего его римского обще­ства. Марциал создал до 1200 эпиграмм, в ко­торых описывал нищету массы населения и высокомерие, бессердечие и жестокость рим­ской знати.

Сатириком, обличителем нравов римского общества был и Юний Ювенал (ок. 55-132 гг. н. э.). Он написал 16 сатир, в которых более остро, чем Марциал, рисовал отрицательные стороны жизни римского общества своего времени.

Видным писателемII в. н.э. был Апулей (род. ок. 124г. н. э.). Славу и па­мять у потомства получил а роман «Метаморфозы, или Золотой осел», содержащий фантастический рассказ о чудесном превращении юноши Луция в осла и его последующих приключени­ях. Наряду с яркими бытовыми сценами это произведение содержит проповедь дикого суе­верия - веры в колдовство, магические превращения и в другие чудеса.

В конце II - начале III в. н.э. появляется ряд своеобразных приключенческих романов. Это повести о влюбленных, счастье которых подвергается тяжелым испытаниям, - они переживают разлуку, пленение и продажу в рабство, получают ложное известие о смерти, но в конечном счете счастливо сочетаются браком. К подобному типу романа принадле­жат «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопика» Гелиодора и др. Характерной особенностью античной литературы в эпоху Римской импе­рии является отсутствие драматических про­изведений; они писались не для театральных постановок, а лишь для прочтения,чтопривело к полному упадку этого литературно­го жанра. Исключение составляют лишь тра­гедии Сенеки.

Историческая проза этого времени пред­ставлена рядом выдающихся произведений. В эпоху Августа Тит Ливий создал «Историю Рима от основания города» в 142 книгах; она написана превосходным латинским языком. В те же годы Николай Дамасский написал «Всемирную историю» в 144 книгах. «Все­мирная история» была создана и Помпеем Трогом.

В конце I в. до н.э. появилась «Римская археология» Дионисия Галикарнасского, стремившегося доказать этническую близость греков с римлянами: он легко и занимательно изложил материал. Позднее Веллей Патеркул написал краткую римскую историю с древнейших времен до 30 г. н.э. Большое историческое сочинение создал Кремуций Корд, но оно было уничтожено по приказа­нию императора Тиберия за восхваление Брута и Кассия.

Во второй половине I в. н. э. большие исторические работы написали Плиний Стар­ший и Иосиф Флавий. В своих трудах «О иудейской войне» и «Иудейские древно­сти» Иосиф Флавий дает интересный матери­ал по истории Иудеи, эллинистических госу­дарств и Римской империи.

Крупнейший из римских и мировых истори­ков - Корнелий Тацит (ок. 54-120 гг. н.э.) описал историю Римской империи в I в. н.э. Тацит, сочувствовавший старой римской се­натской знати, идеализировал республикан­ский строй и враждебно относился к полити­ческим порядкам своего времени. Написанные образным языком, полные драматических эпизодов, сочинения Тацита оказали большое влияние на последующих историков.

К этомуже времени относится и литературная деятельность Плутарха (около 46-126 гг. н.э.), создавшего «Рассуждения о морали», «Трактат о музыке» и большую серию биографий важнейших исторических деятелей Греции и Рима, которые он объеди­нял попарно.

Светоний Транквилл (ок. 70-160 гг. н. э.) написал ряд трактатов: «О ругательствах», «О детских играх у гре­ков», «О Риме, римских обычаях и нравах», «О знаменитых людях». Известность он при­обрел благодаря своему сочинению «Жизнь двенадцати Цезарей» - сборника биографий императоров от Юлия Цезаря до Домициана Флавия.

Ко II веку относится жизнь и литера­турная деятельность Аппиана (ум. в 170-х годах), ви­дного римского администратора, написавше­го на.греческом языке «Римскую историю». Труд Аппиана своеобразен: он написан не в хронологической, а в тематической последо­вательности. Это отдельные обзоры истории установления власти римлян в различных частях Средиземноморья. Подробно изложе­на Аппианом история гражданских войн в Ри­ме в период поздней Республики.

Среди авторов III столетия выделяется Кассий Дион (155-235 гг. н. э.). Он написал большую «Римскую историю», в которой подробно освещены события I в. до н.э. - II в. н.э.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.