Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследований, которые потрясли психологию секреты выдающихся экспериментов 29 страница




Заключение

 

Вольпе сразу заявил, что мысль о подобном пути преодоления страха и тревожности не нова. «Давно известно, что частое предъявление пугающего объекта пациенту может привести к постепенному исчезновению страха» (р. 200). Действительно, вы давно знаете об этом, даже если раньше и не читали о систематической десенсибилизации. Представьте ребенка примерно 13 лет с фобическим страхом собак. Возможно, этот страх связан с напугавшей его собакой, когда он был маленьким: большая собака могла на него наброситься, возможно, она его искусала, а может быть, кто-то из родителей боялся этих животных. (Фобии можно изучать методом моделирования. О процессе моделирования см. материал работы Альберта Бандуры в главе 3.) Из-за пережитого опыта у ребенка развивается ассоциация между собаками и страхом. Если вы хотите избавить ребенка от боязни собак, вам каким-то образом необходимо разрушить эту ассоциацию. Как бы вы могли это сделать? Обычно многие на этот вопрос отвечают так: «Купить ребенку щенка!» Если и вы такого мнения, значит, вы рекомендовали систематическую десенсибилизацию.

Литература

 

Fredrickson, В. (2000). Cultivating positive emotions to optimize health and well-being. Prevention and Treatment, 3 (article 00001a), 1-22. Available: http://www.journals.apa.org/prevention/volume3/pre0030001a.html Hellstrom, K.,& Ost, L. (1995). One-session therapist-directed exposure vs. two forms of manual directed self-exposure in treatment of spider phobia. Behaviour Research and Therapy, 33(8), 959-969.

 

Paul, G.L. (1969). Outcome of systematic desensitization: Controlled investigation of individual technique variations and current status. In C. Franks (Ed.), Behavior therapy: Appraisal and status. New York: McGraw-Hall.

 

Wolpe, J. (1958). Psychotherapy through reciprocal inhibition. Palo Alto, С A: Stanford University Press.

КТО МЫ ЕСТЬ: НАШИ ПРОЕКЦИИ

 

Базовые материалы:

 

Rorschach Н. (1942). Psychodiagnostics: A diagnostic test based on perception. New York: Grune & Stratton.

 

Представьте, что вы с другом в летний день отдыхаете на зеленом лугу. На небе только несколько легких облаков. Указывая на облако, вы говорите другу: «Посмотри, это облако похоже на женщину в свадебном платье с длинной фатой». В ответ на это друг спрашивает: «Где? Я не вижу этого. А мне форма этого облака напоминает вулкан с дымящейся шапкой на вершине». Пока вы пытаетесь убедить друг друга в своем восприятии одной и той же формы, воздушный поток меняет направление и превращает это облако в совершенно другую форму. Почему такая разница в том, что увидели вы оба? Вы смотрели на одну и ту же форму, а видели в ней два совершенно разных предмета.

 

Так как на восприятие каждого человека часто влияют психологические факторы, возможно, различные предметы, увиденные в форме облака, что-то раскрывают в личности наблюдающих. Иными словами, и вы, и ваш друг что-то вложили от себя в восприятие облаков на небе. Эти представления легли в основу разработанного Роршахом (Rorschach) теста восприятия формы, более известного как Тест чернильных пятен. Этот тест был одним из первых, представляющих так называемые проективные техники.

 

Два наиболее известных и широко применяемых проективных теста — это Тест чернильных пятен Роршаха и Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Обе эти методики являются основными тестами в истории клинической психологии. Так как тест Роршаха, впервые описанный в 1922 году, содержит прямые сравнения различных групп психических заболеваний и часто связывается с диагностикой психических расстройств, он мог бы быть отнесен еще и к разделу психопатологии. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) будет обсуждаться в следующей статье данного раздела по психотерапии, потому что он чаще применяется психотерапевтами как часть интервью врача с клиентами и для лечения.

 

При использовании проективного теста человеку предъявляется набор неоднозначных стимулов и предполагается, что он будет проецировать на них свое бессознательное. В тесте Роршаха стимулами являются просто симметричные чернильные пятна, которые можно воспринять как любое количество объектов.

 

По Роршаху, то, что человек видит на чернильном пятне, часто многое открывает в его истинной психологической натуре. Он называл это явление интерпретацией случайных форм. Существует известный анекдот о чернильных пятнах Роршаха, в котором рассказывается о психотерапевте, тестирующем клиента. При предъявлении первой карточки с чернильными пятнами врач спрашивает: «Что вам это напоминает?» Клиент отвечает: «Секс». При показе второй карточки вновь задается этот же вопрос, на который клиент опять отвечает: «Секс». Когда на первые пять картинок получен один и тот же однословный ответ, психотерапевт замечает: «Похоже, что вы определенно сексуально озабочены!» На что удивленный клиент отвечает: «Я? Доктор, это вы озабочены, показывая все эти грязные картинки!» Конечно, подобная история слишком упрощает тест Роршаха. Хотя сами чернильные пятна отобраны так, что смутно напоминают какие-то предметы, чтобы поддержать активность интерпретации, сексуальная ориентация в ответах должна учитываться, но, в среднем, не более чем любая другая.

 

Роршах был уверен, что перед его проективной методикой стоят две основные цели. Во-первых, она должна применяться как исследовательский прием для выявления неосознанных аспектов личности. О другой цели Роршах объявил несколько позднее, она заключалась в том, что тест следует использовать при диагностике различных типов психопатологии.

Теоретические основания

 

Теоретической основой методики Роршаха являлось то, что в процессе интерпретации выбранного наугад чернильного пятна внимание индивида будет переключено таким образом, что ослабнут обычные защитные психологические механизмы. В ответ это позволит высвободиться скрытым сторонам психики. Когда воспринимаемый стимул неоднозначен (то есть имеет слишком мало ключевых признаков, чтобы понять, что же это такое в действительности), интерпретация стимула при его восприятии должна происходить исходя из внутренних особенностей человека (по этой теме см. материал о Тематическом апперцептивном тесте Мюррея (Murray)). По замыслу Роршаха, чернильные пятна были настолько неопределенными, что их трудно было понять, но они позволяли получить наибольшее количество проекций бессознательного.

Метод

 

При рассмотрении Теста чернильных пятен Роршаха можно выделить две его важные стороны: процесс создания оригинальных форм автором и методы, предназначенные для интерпретации и оценки ответов, сделанных клиентами.

 

Создание теста

 

Объяснение Роршахом, как создаются формы, очень похоже на план детской игры с изображениями: «Образование таких случайных форм очень простое: на лист бумаги капаются несколько крупных чернильных пятен, бумага складывается пополам, и чернила растекаются по обеим половинам листа» (р. 15). На этом, однако, простота заканчивается. Дальше Роршах продолжает объяснять, что эффективно могут использоваться только те рисунки, которые отвечают определенным требованиям.

 

Например, рисунок должен быть относительно простым, симметричным и слегка напоминать какие-то предметы. Роршах считал, что формы должны быть симметричными, потому что асимметричные чернильные пятна отвергаются субъектами как неподходящие для интерпретации. После длительного отбора Роршах остановился на 10 формах, которые вошли в его основной тест. Из 10 рисунков 5 были черно-белыми, 2 — черно-красными, а 3 — многоцветными. На рис. 9.4 представлены 3 фигуры из тех, какими пользовался Роршах.

 

Проведение теста и оценка

 

Тест Роршаха по интерпретации форм прост в проведении. Каждый тестируемый получает одно за другим все изображения фигур, и задается вопрос: «Что бы это могло быть?» Субъекты свободно могут перевернуть карточку в любое положение, могут держать ее близко к глазам или отдалить настолько, насколько им хочется. Исследователь или психотерапевт, проводящий тест, отмечает реакции индивидов на каждую фигуру, не подсказывая им. Время не ограничено.

 

Роршах отмечал, что почти всегда тестируемые считали данный тест предназначенным для изучения воображения. Однако автор очень осторожно объяснял им, что это задание не является тестом воображения и что креативность воображения человека не оказывает значимого влияния на результаты.

 

Это, утверждал Роршах, тест восприятия, охватывающий процессы ощущения, памяти, сознательных и бессознательных ассоциаций между формой стимула и другими психологическими силами, которые таятся внутри индивида.

 

Роршах перечисляет следующие направления для оценки реакции людей на 10 чернильных пятен (р. 19).

 

1. Сколько было дано ответов? Каково время реакции, то есть как долго человек смотрит на фигуру перед тем, как ответить? Как часто он отказывается интерпретировать фигуру?

 

2. Была ли связана интерпретация только с формой фигуры или при восприятии учитывались цвет или движение?

 

3. Воспринималась ли фигура целиком или отдельными частями? Какие части были выделены и как они интерпретировались?

 

4. Что увидел субъект в данном изображении?

 

Рис. 9.4. Примеры случайных форм, используемых в Тесте интерпретации случайных форм Роршаха (Из книги Charles G. Morris, Understanding Psychology, 7th ed., p. 414, Copyright 1990. Перепечатанного с разрешения Prentice Hall)

 

Интересно отметить, что Роршах рассматривал содержание интерпретации как наименее важный фактор в реакциях, проявленных человеком на чернильные пятна. В следующем разделе обобщаются наблюдения Роршаха, связанные с четырьмя установками, приведенными выше, в отношении большого числа людей, имевших различные психологические признаки.

Результаты

 

Чтобы выяснить, чем отличаются различные группы людей при выполнении теста чернильных пятен, Роршах и его помощники проводили тест с представителями нескольких психологических групп. Эти группы включали психически здоровых людей с различным уровнем образования, больных шизофренией и пациентов с маниакально-депрессивным расстройством.

 

Таблица 9.2 представляет типичные ответы, полученные Роршахом при предъявлении испытуемым 10 форм чернильных пятен.

 

Таблица 9.2

 

Типичные ответы при восприятии чернильных пятен (психически здоровые люди)

 

Конечно, в каждой группе разные люди высказывались по-разному, но приведенные в таблице ответы служат примерами.

 

Роршах обнаружил, что пациенты дают от 15 до 30 ответов на 10 фигур. Пациенты с депрессией обычно давали меньше ответов; у благополучных людей ответов было больше; у больных шизофренией количество ответов имело значительные вариации в зависимости от пациента. Что касается времени реакций, то весь тест обычно занимал от 20 до 30 минут, у шизофреников тест занимал в среднем меньше времени. Психически здоровые субъекты почти никогда не затруднялись интерпретировать все фигуры, а пациенты с шизофренией часто отказывались отвечать.

 

Роршах был уверен, что та часть формы, которая получила интерпретацию субъекта, присутствовало ли в интерпретации движение и в какой степени интерпретация затрагивала цвет изображения, — все это крайне важно при анализе выполнения теста человеком. Рекомендации автора для оценки этих факторов достаточно сложны, и требуются тренировка и опыт, чтобы правильно анализировать ответы человека. Однако Глейтман (Gleitman, 1991) представил полезное и краткое обобщение:

 

Если чернильное пятно воспринимается целиком, это указывает на то, что мышление интегрированное, концептуальное, а если при интерпретации учитываются в большом количестве мелкие детали, то предполагается компульсивная ригидность. Относительно частое привлечение белого пространства можно принять за знак сопротивления и негативизма. Ответы с описанием людей в движении указывают на воображение и богатый внутренний мир, ответы, в которых преобладает цвет указывают на эмоциональность и импульсивность (р. 684).

 

И наконец, Роршах рекомендует для анализа ответов последнее направление: что конкретно видит человек в чернильном пятне? Наиболее обычная категория ответов связана с животными или насекомыми. Процент ответов о животных колеблется от 25 до 50%. Интересно, что пациенты с депрессией давали наиболее высокий процент ответов о животных, а люди художественных профессий реже всего называли животных.

 

Другая категория анализа, предложенная Роршахом, была названа «оригинальные ответы». Такие ответы случаются менее чем один раз из ста случаев. Оригинальные ответы наиболее часто отмечались у пациентов с диагнозом «шизофрения» и довольно редко у нормальных субъектов со средним уровнем умственного развития.

Обсуждение

 

При обсуждении своего теста интерпретации форм Роршах отмечал, что первоначально тест был разработан для изучения теоретических вопросов о бессознательной работе человеческого мозга и психики.

 

Случайно было обнаружено, что тест обладает потенциальной возможностью служить диагностическим средством. Роршах заявлял, что при помощи его теста часто оказывалось возможным выявить шизофренические наклонности, скрытые неврозы, предпосылки депрессии, характерные черты интроверсии по сравнению с экстраверсией, а также умственное развитие. Он, однако, не предлагал, чтобы Тест чернильных пятен заменил обычную практику клинического диагноза, скорее тест мог стать помощником в этом процессе. Роршах также предостерегал, что хотя тест может указывать на бессознательные тенденции, его нельзя использован для тщательного исследования бессознательных процессов. Автор допускал, что в то время для этих целей более подходящими методиками служили интерпретация снов и тест свободных ассоциаций.

Критические замечания и дальнейшие исследования

 

За десятилетия, прошедшие со времени разработки теста Роршахом, во многих исследованиях возникали вопросы ко многим выводам автора. Наиболее серьезная критика относилась к валидности теста — действительно ли тест измеряет то, о чем заявлял Роршах, то есть базовые личностные характеристики. Исследования показали, что выраженное разнообразие в ответах, которое Роршах относил на счет личностных факторов, можно объяснить проще: вербальными способностями, возрастом индивида, характеристиками умственного развития, уровнем образования, а также особенностями того, кто проводит тест. (Для подробного ознакомления с представленной критикой см. работу: Anastasi & Urbinai, 1996.)

 

В целом, научные исследования о тесте Роршаха не дали оптимистической картины в отношении его надежности или валидности в качестве личностного теста или диагностического инструмента. Тем не менее тест привычно используется клиническими психологами и психотерапевтами. Это явное противоречие можно объяснить тем, что в обычном употреблении методика чернильных пятен Роршаха используется не как формальный тест, а скорее как средство, помогающее психотерапевту понять индивидуальность клиента. По сути, это расширение вербального общения, которое обычно возникает между психотерапевтом и клиентом. При такой менее строгой интерпретации ответов на вопросы тест может способствовать более полному пониманию клиента для повышения эффективности психотерапии.

 

Одним из интересных видов использования теста Роршаха является предъявление фигур для интерпретации не одному человеку, а парам, семьям, сотрудникам, членам группы и т. д. Участников теста просят согласованно определить, что собой представляют фигуры. Подобное применение теста дает основание считать его методом для изучения и улучшения взаимоотношений людей (Aronow & Reznikoff, 1976).

Современные разработки

 

Обзор современной психологической и родственной литературы показывает, что валидность оценочных шкал Роршаха продолжает изучаться и обсуждаться. В некоторых обнадеживающих работах психоаналитической направленности указывается, что более новые методы проведения теста и оценки результатов могут повысить надежность шкал и способность определять диагноз и проводить разграничения между различными психологическими расстройствами. Например, Аренел-ла и Орндуфф (Arenella & Ornduff, 2000) в своей работе использовали метод чернильных пятен Роршаха, чтобы изучить отличия в образе своего тела у девушек, озабоченных сексуальными проблемами и не озабоченных ими; причем при наличии разного рода стрессовых ситуаций. Исследователи обнаружили, что «сексуально озабоченные» клиентки получили оценки по тесту Роршаха, указывающие, что девушки придавали большее значение своему телу, чем их не страдающие от сексуальных проблем сверстницы. Подобным образом другие исследователи получили результаты по тесту Роршаха для группы, включавшей 66 преступников мужского пола в возрасте от 14 до 17 лет, имевших психопатический склад личности (Loving & Russell, 2000).

 

В этой работе было выявлено, что по крайней мере некоторые стандартные переменные Роршаха имели значимую связь с различными уровнями психопатологии. Авторы предположили, что метод Роршаха может стать ценным прогностическим средством в отношении того, кто из подростков может быть отнесен к группе риска в плане преступного поведения, и разработать стратегии профилактики.

 

Еше одним из современных приложений Теста чернильных пятен Роршаха было изучение опасности возникновения нарушений психики у членов различных культовых объединений (Aronoff, Lynn & Malinowski, 2000).

 

В этой работе при анализе ответов на Тест Роршаха и других измерений было выяснено, что новые члены культового объединения не испытывали каких-либо особых психологических нарушений, а постоянные члены, похоже, были психологически хорошо адаптированы. Однако исследователям удалось найти свидетельства значительных трудностей социальной и психологической адаптации после того, как субъекты переставали быть членами культовой группы.

 

Наконец, весьма изящно преломив понимание концепции проективного Теста чернильных пятен Роршаха, ученые разработали новое в индивидуальной и семейной терапии диагностическое средство креативности, которое они назвали «семейный альбом» (Yerushalmi & Yedidya, 1997). Клиента просят создать семейный альбом, произвольно комбинируя рисунки, фотографии, записки, воспоминания и любые материалы, какие клиент захочет включить. Получившийся коллаж затем вводится в психотерапевтический процесс таким же образом, как результаты теста Роршаха. Авторы так описывают этот альбом:

 

Этот способ помогает психотерапевту обойти сопротивление и «цензуру» клиентов, пользуясь прямым подходом к бессознательному миру клиента, создавая при этом диагностический и психотерапевтический канал. Этот семейный альбом-подлинник связан с восприятием клиентом взаимоотношений с родителями... это реальные конкретные отношения с родителями, с братьями и сестрами и перенос этих отношений на взаимодействие между супругами и детьми (р. 261).

 

Безусловно, валидность адаптированного таким образом Теста Роршаха в равной степени остается открытой для обсуждения, как и валидность первоначального теста, на котором основан этот способ. Однако эти исследования, наравне со многими другими, демонстрируют устойчивое влияние работы Роршаха и создают потенциальные возможности для разработки и применения проективных тестов, валидность и психотерапевтическая ценность которых может оказаться выше.

Литература

 

Anastasi, А. & Urbinai, S. (1996). Psychological testing(7th ed.). New

 

York: Macmillan.

 

Arenella, J., & Ornduff, S. (2000). Manifestations of bodily concern in sexually abused girls. Bulletin of the Menniger Clinic, 64(A), 530-542.

 

AronofT, J., Lynn, S., & Malinowski, P. (2000). Are cultic environments psychologically harmful? Clinical Psychology Review, 20(1), 91 — 111.

 

Aronow, E., & ReznikofT, M. (1976). Rorschach content interpretation.

 

New York: Grune & Stratton.

 

Gleitman, H. (1991). Psychology (3rd ed.). New York: Norton. Loving, J., & Russell, W. (2000). Selected Rorschach variables of psychopathic juvenile offenders. Journal of Personality Assessment, 75(1), 126-142.

 

Yerushalmi, H., & Yedidya, T. (1997). The family album. American Journal of Family Therapy, 25(3), 261—269.

ОПИШИ ЭТО!

 

Базовые материалы:

 

Murray Н. А. (1938). Exploration in personality (p. 531-545). New York: Oxford University Press.

 

В предыдущей статье обсуждался метод, которым пользуются клинические психологи для выявления базовых характеристик личности и который называется проективным тестом. Этот метод рассматривался в связи с Тестом чернильных пятен Роршаха. Как вы можете вспомнить, идея Теста Роршаха заключалась в том, чтобы дать возможность субъектам внести свою собственную интерпретацию в характеристику объективно бессмысленных и неструктурированных форм. Вы также можете вспомнить, что Роршах опирался на то, на каких частях формы фиксирует внимание клиент, каковы специфические черты этого расположения, что сообщает человек относительно воспринятого на пятне движения. Содержательные аспекты интерпретации тоже учитывались, но это имело второстепенное значение.

 

Спустя несколько лет после того, как был создан тест Роршаха, в Гарвардской психологической клинике Генри А. Мюррей (Henry A. Murray) со своей сотрудницей Кристианой Д. Морган (Christiana D. Morgan) разработали совершенно новую форму проективного теста и назвали его Тематический апперцептивный тест, или ТАТ, в котором главное внимание уделялось содержанию интерпретации. В отличие от бесформенных фигур, таких как чернильные пятна Роршаха, ТАТ составляют черно-белые изображения людей, представленных в различных неопределенных ситуациях. Клиента просят составить рассказ по этим рисункам. Затем рассказы анализируются психотерапевтом или исследователем, чтобы выявить скрытые бессознательные конфликты (апперцепция — это осознанное восприятие).

 

Теоретическое обоснование ТАТ заключалось в том, что когда вы наблюдаете за поведением человека либо на картинке, либо в реальной жизни, вы будете интерпретировать это поведение в соответствии с нитями, связывающими его с ситуацией. Когда причины, вызывающие поведение, ясны, то ваша интерпретация будет не только правильной, но в значительной степени соответствующей восприятию других наблюдающих. Однако когда смысл ситуации непонятен и трудно найти причины того или иного поведения, ваша интерпретация будет скорее отражать что-то о вас самих — о ваших страхах, желаниях, конфликтах и т. д. Например, представьте, что вы видите лица мужчины и женщины, смотрящих на небо, но с разными выражениями лица: у него на лице ужас, а она улыбается. По мере того как вы наблюдаете за ситуацией, вы понимаете, что они ждут очереди, чтобы прокатиться на самом высоком аттракционе американских горок, который расположен на «Волшебной горе» в Калифорнии.

 

В данной ситуации нетрудно интерпретировать поведение этой пары, и, возможно, ваш анализ будет более или менее таким же, как у других наблюдающих. Теперь представьте, что вы видите те же выражения лиц, но люди находятся «в изоляции», без подсказывающей ситуации, объясняющей поведение. Если бы вас спросили: «Чем занимаются эти люди?», ваш ответ зависел бы от внутренней интерпретации, и он мог бы открыть больше сведений о вас, чем о людях, которых вы наблюдали. Более того, из-за необычности изолированного поведения ответы различных наблюдающих сильно отличались бы друг от друга (то есть они наблюдают за НЛО; спуск лыжников; смотрят, как маленькие дети играют на высокой горке; наблюдают за приближающимся торнадо). Такова идея Тематического апперцептивного теста, созданного Морган и Мюрреем; и до настоящего времени этот тест является очень популярной психотерапевтической методикой помощи клиентам.

Теоретические положения

 

Теоретические основы ТАТ, как и Теста Роршаха, заключались в основном втом, что поведение человека управляется бессознательными силами. Фактически, принимаются принципы психодинамической психологии, первоначально разработанные Фрейдом (см. материал о теориях Фрейда). С этой точки зрения бессознательные конфликты должны представлять интерес для постановки точного диагноза и успешного лечения имеющихся психологических проблем. Это было причиной разработки теста чернильных пятен, который обсуждался в предыдущей статье, такая же цель была и у Мюррея при создании ТАТ. Морган и Мюррей писали: «Цель этой процедуры заключается в том, чтобы стимулировать словесное творчество, пробуждая этим фантазии, которые открывают скрытые и бессознательные комплексы» (р. 530). По замыслу авторов, процесс заключался втом, что индивиду должны были показать рисунки неопределенного содержания с изображением проявлений человеческого поведения. При попытке объяснить ситуацию субъект в меньшей степени осознает ситуацию как имеющую отношение к нему и меньше беспокоится, что за ним наблюдает психотерапевт. Это, в свою очередь, должно стать причиной, чтобы человек меньше сопротивлялся и открыл внутренние желания, страхи, свой прошлый опыт, что до этого могло быть вытеснено. Мюррей отмечал также, что часть теоретического обоснования теста составляло объяснение, что «большинство произведений художественной литературы является сознательным или бессознательным выражением жизненного опыта или фантазий автора» (р. 531).

Метод

 

По первоначальному замыслу, человека просили предположить, какие события происходят в сцене, изображенной на рисунке, а также сказать, что он думает о том, чем должна закончиться сцена. После проверки нового метода было решено, что можно значительно больше узнать о психологии человека, если просто попросить его составить по картинке рассказ.

 

Сами рисунки были выполнены таким образом, чтобы стимулировать фантазии субъекта о конфликтах и важных событиях из личного жизненного опыта. Поэтому было решено, что каждый рисунок должен включать изображение по крайней мере одного человека, с которым тестируемый мог бы легко отождествлять себя. Методом проб и ошибок с использованием сотен рисунков был составлен окончательный набор из 20 рисунков. Так как ТАТ широко применятся в настоящее время, многие считают, что широко распространенная публикация используемых рисунков может снизить их валидность. Однако трудно понять смысл такого теста без возможности увидеть, какого типа рисунки предлагаются. Поэтому рис. 9.5 представляет один из первоначальных вариантов, который использовался, но не попал в окончательный набор из 20 рисунков.

 

На ранних этапах тест проводили Морган и Мюррей, сообщения о тестах помещены в книге Мюррея, изданной в 1938 году. Книга была названа в начале этой главы.

 

Испытуемые, принимавшие участие в исследовании, были в возрасте от 20 до 30 лет. Каждый сидел в удобном кресле, повернувшись спиной к экспериментатору (как обычно практикуется психотерапевтами при проведении ТАТ). Цитируемую ниже инструкцию получал каждый испытуемый:

 

Это тест творческого воображения. Я покажу вам картинку и прошу вас предложить план сюжета или придумать рассказ, к которому этот рисунок подошел бы как иллюстрация. Каковы отношения персонажей на рисунке? Что с ними случилось? О чем они думают и что чувствуют? Чем все закончится? Постарайтесь, пожалуйста. Так как я прошу вас подключить ваше литературное воображение, то рассказ может быть таким длинным и подробным, как вы захотите (р. 532)

 

Экспериментатор вручал испытуемому поочередно каждый рисунок и делал пометки, что именно о каждом из них говорил человек. Каждому тестируемому отводился 1 час времени.

 

Рис. 9.5. Адаптировано из: Henry A. Murray, Thematic Apperception Test. Cambridge, MA. Harvard University Press. Copyright © 1943 by the President and Fellows of Harvard College © 1971 by Henry A. Murray. Публикуется с разрешения издателей

 

Поскольку время было ограничено, то большинство могли полностью закончить рассказы для 15 из 20 рисунков.

 

Через несколько дней испытуемых принимали вновь и беседовали с ними об их рассказах. Чтобы скрыть истинную цель исследования, участникам говорили, что хотели сравнить их творческие возможности со способностями известных писателей. Людям Напоминали об их реакциях на рисунки и просили объяснить, чем они руководствовались при составлении рассказов. Им также предлагался тест свободных ассоциаций, при проведении которого они должны были говорить первое, что придет в голову, в ответ на слова, названные экспериментатором.

 

Эти пробы проводились для того, чтобы определить, в какой степени составленные рассказы отражали личный опыт, конфликты, желания и т. д.

Результаты и обсуждение

 

Мюррей и Морган сообщали о двух открытиях, полученных в ранний период работы с ТАТ. Первое относилось к тому, что рассказы, составленные испытуемыми по рисункам, имели четыре источника: 1) книги и кинофильмы; 2) реальные события из жизни друга или родственника; 3) личный опыт; 4) сознательные или бессознательные фантазии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.