Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование речевой регуляции двигательного акта




До сих пор мы описывали методики, направленные на то, чтобы показать степень сохранности отдельных ≪технических≫ условий, позволяющих осуществлять сложные произвольные движения. Однако существует еще одна сторона организации двигательного акта, исследование которой имеет не меньшее значение. Речь идет об адекватности двигательного акта, иначе говоря, о соответствии двигательного акта той наглядной или словесной инструкции, которая дается больному.

Если в силу каких-либо причин это соответствие пропадает, движение теряет свою избирательность. Такое нарушение избирательности двигательного акта обычно указывает на значительную патологию мозговой деятельности.

Нарушение избирательности двигательного акта может быть обусловлено разными причинами. В ряде случаев оно является результатом того, что зрительная или словесная инструкция не удерживается больным, и тогда нарушение в выполнении требуемого движения должно быть отнесено за счет той слабости следов, которая может иметь место при патологическом состоянии соответствующих отделов зрительной или слуховой (точнее слухо-речевой) коры. Особенный интерес, однако, представляют те случаи, когда связи, сформированные инструкцией, сами по себе сохраняются, но теряют свое регулирующее, детерминирующее значение. В таких случаях, характерных для поражения лобных отделов мозга, влияние побочных раздражителей или повышенной инертности раз возникшего двигательного стереотипа оказывается достаточным для того, чтобы действие потеряло свое соответствие инструкции и приобрело неизбирательный, недетерминированный характер.

Исследование того, насколько действие может сохранять свой избирательный (соответствующий инструкции) характер, следует проводить так, чтобы не только факт потери избирательности, но и условия, при которых эта потеря возникает, были выявлены максимально отчетливо.

Это исследование должно начинаться с опытов, в которых инструкция (наглядная или словесная) непосредственно вызывала бы соответствующее действие, и продолжаться в опытах, где соответствующее действие (или серия действий) направлялась бы следами данной инструкции.

 

Исследование избирательности действия по инструкции лучше всего начинать с выполнения задания на срисовывание простых фигурок (круг, крест, квадрат), которые по отдельности предъявляются испытуемому. Это срисовывание может носить характер наглядного копирования или протекать ≪по следам≫ (когда фигуры экспонируют некоторое время, а потом их убирают).

В случае грубого нарушения регулирующей роли наглядной инструкции (например, у больных с тяжелым поражением лобных долей мозга) выполнение этого простого действия может оказаться нарушенным, и больной, начавший воспроизводить фигуру, либо тут же теряет избирательность своего действия (например, продолжает безостановочно вычерчивать круг или крест), либо быстро переходит к персевераторному воспроизведению прежней фигуры.

Если эта проба не выявляет сколько-нибудь грубого нарушения избирательности действия, исследователь может усложнить задание и предложить больному воспроизвести серию простых фигур (например,__ Д О О— или П П Л +), которая предъявляется на некоторый срок (от 20" до 30") и затем убирается.

Типичное нарушение, встречающееся у больных с мозговым поражением, заключается в том, что они либо забывают конец этой серии, либо же (если имеется подлинное нарушение регулирующей роли инструкции, что чаще всего бывает при поражении лобных долей мозга) относительно легко воспроизводят первую серию, а при воспроизведении второй персевераторно заменяют часть входящих в нее элементов теми элементами, которые входили в первый стереотип.

Для того чтобы точнее квалифицировать имеющееся нарушение, полезно перейти от воспроизведения одной фигуры или серии фигур по наглядному образцу к выполнению ее по словесной инструкции. Для этой цели больному предлагают последовательно рисовать отдельно называемые фигуры: ≪круг≫, ≪крест≫, ≪квадрат≫ и т.д., или же нарисовать сразу серию называемых фигур, например ≪два кружка, крест, точка≫ или ≪треугольник, два минуса, крест≫; для усложнения условий можно увеличить серию называемых фигур до четырех (редко — до пяти) элементов.

Как правило, больные с нарушением лобных и лобно-височных систем обнаруживают в этой серии опытов особенно резкие затруднения. При менее грубых нарушениях они правильно повторяют как новую, так и старую инструкцию, но, правильно выполняя первую из них, извращают выполнение второй инструкции.

Больной с поражением височных отделов мозга, плохо выполняя серию с рисованием фигур по словесной инструкции, может продолжать безошибочно выполнять ту же серию при воспроизведении фигур по наглядно предъявленным образцам. Хорошим приемом, позволяющим уточнить механизмы наблюдаемых дефектов, является введение в опыт проговаривания инструкции самим больным. Как правило, такое укрепление инструкции существенно облегчает ее выполнение в тех случаях, когда регулирующая функция речи достаточно сохранна, но не оказывает сколько-нибудь существенного влияния в тех случаях, когда она первично нарушена.

Поэтому введение проговаривания инструкции (типа самокоманды) может значительно улучшить выполнение опыта при общемозговых поражениях и при поражениях височных отделов мозга, но часто не улучшает выполнение инструкции больными с тяжелым ≪лобным синдромом≫.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.