Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры




ТЕМА 6. 4. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

 

6.4.1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.

6.4.2. Мораль, искусство и религия.

6.4.3. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия. Заключение.

 

Концептуальным каркасом данного раздела являются следующие философские понятия или ключевые слова: культура, аксиологический, деятельностный, игровой, семиотический, структуралистский подходы к культуре, общественное сознание, структура общественного сознания, типы, сферы, уровни и формы общественного сознания, духовная жизнь общества, мораль, основные типы этического мировоззрения, искусство, виды, роды и жанры искусства, эстетика, эстетический идеал, религия, философия религии, диалог естественных и гуманитарных наук, междисциплинарные стратегии, коммуникативная парадигма современной философии, феминизм, глобальные проблемы современного человечества, устойчивое развитие, экологические императивы современности.

 

Слово «культура» в русский язык пришло из латинского языка. Этимология понятия «культура» (с лат. cultura – возделывание, обработка земли с целью ее улучшения; а также cultus – почитание, святыня, объект поклонения) свидетельствует о том, что данным словом первоначально обозначалось, по меньшей мере, два круга явлений – то, что связано с деятельностью индивида, нацеленной на улучшение природного или человеческого бытия, а также сфера особо почитаемого человеком, в частности, тех ценностей, на которые он ориентируется.

В работах римских ученых и философов слово «культура» использовалось, по крайней мере, начиная со II-го века до н.э., например, в названии работы Катона Старшего, посвященной технологии обработки сельскохозяйственных угодий. Применял его и выдающийся римский мыслитель Цицерон(106-43 гг. до н.э.), используя для характеристики и воспитательной, и образовательной функций философии. По его мнению, именно философия является культурой человеческой субъективности, улучшая и ее дух, и интеллект.

Из слова обыденного языка в понятие науки культуру превратили, однако, не мыслители древнего мира или эпохи средневековья, а ученые Нового времени.

Движение в этом направлении начал немецкий историк и юрист С. Пуфендорф (1632–1694). По его представлениям, специфика культуры состоит в ее искусственности, т.е. связи с деятельностью человека, его воспитанностью и образованностью. Это означало, что культура, в первую очередь, отличается от натуры (от лат. natura - природа), естественного.

В эпоху Просвещения понятия воспитанности и образованности стали различаться. Уже французские философы – Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо ставили вопрос о том, что же для человека является более важным – образованность (цивилизованность) или воспитанность (культурность). Ф. Вольтер отдавал приоритет образованности, Руссо – воспитанности. Однако и первый, и второй достаточных и убедительных для потомков аргументов для обоснования правоты своих точек зрения все же, по-видимому, не нашли, поскольку спор о том, что же является более значимым для человека – образование или воспитание продолжается и в наши дни. Вместе с тем, в наши дни данный спор уже выглядит не так остро, как в эпоху Просвещения. Сегодня, благодаря, прежде всего, урокам классической философии имеется уже понимание того, что образованность и воспитанность нельзя отрывать и противопоставлять друг другу.

На эту сторону дела впервые обратил внимание выдающийся представитель немецкой классической философии И.Кант, который понятие культуры использовал и для характеристики ума, и для определения особенностей морального сознания человека. Неудивительно, что ему очень нравилась история об английском короле Якове I, няня которого попросила короля сделать ее сына джентельменом. На эту просьбу король ответил, что он может сделать из сына няни графа, но джентельмена сделать не в состоянии, поскольку «джентельменом он должен сделать себя сам».

Понятие культуры из философско-антропологического в философско-историческое превратил, по-видимому, другой немецкий философ – И.Г. Гердер. Он предложил использовать данное понятие во множественном числе – культуры. Если Вольтер и Руссо были инициаторами различения понятий «цивилизация» и «культура» на уровне отдельного индивида, а И. Кант и Г. Гегель их сближения, то И.Г. Гердер уже на уровне социума и человечества предлагал различать данные явления.

От И.Г. Гердера берет начало, впрочем, не вполне оформившаяся и в наши дни, относительно независимая от цивилизационной культурологическая парадигма философии истории, или философия культуры.

Ее мировоззренческо-методологическими предпосылками являются два представления. Во-первых, о необходимости при изучении культуры обращать специальное внимание на ее предельные основания и наиболее общие закономерности, т.е. на философию культуры. Во-вторых, о возможности различения на уровне социума культуры, с одной стороны, цивилизации – с другой.

Развивая первое представление, немецкий романтик А.Мюллер в ХIХ в. ввел в оборот понятие «философия культуры». Уточняя содержание второго представления, О.Шпенглер (1880-1936) в ХХ в. попытался показать, чем же культура отличается от цивилизации.

Согласно О. Шпенглеру, культура рождается из «прадушевного», или преддушевного состояния социума, она – явление идеальное, «великая душа». Жизнеспособность культуры всегда определяется ее душой, которая лишь воплощает себя в виде различных народов, языков, вероучений, искусств, государств, науки. Культуру, следовательно, хотя и можно «пощупать» руками, но только ощупывая, постичь нельзя, поскольку она по своей сущности не материальна, а идеальна.

«Бегущая лошадь», Артур Брагинский, 2009 г.

 

Культура выполняет следующую роль в жизни социума – вносит в жизнь человека порядок, являясь преодолением хаоса. Живая, благодаря своей связи с душой, идеальным началом культура, согласно О. Шпенглеру, противостоит мертвой цивилизации, соединенной с веществом и пространством. В такой перспективе, цивилизация – разложение и умирание культуры, утрата душевного смысла и господство бездуховности. Несмотря на энергичный и во многом убедительный характер аргументации О. Шпенглера о необходимости различать феномены культуры и цивилизации, она в наши дни не пользуется широкой поддержкой.

Об этом, с одной стороны, свидетельствует содержание цивилизационной парадигмы философии истории, специально рассмотренной в разделе 6.3.2 и многообразие определений понятия «культура» в современной науке и практике.

Что касается последнего, то специалистам известно несколько сотен определений культуры, что явно указывает не только на то, что данное явление многомерно и многоаспектно. Гораздо важнее другое обстоятельство. Существование множества точек зрения, определений культуры свидетельствует о том, что ее предельные основания до сих пор осмыслены недостаточно глубоко. На преодоление именно этого недостатка в наши дни нацелены две тенденции изучения культуры – разработка проблематики культурологии (термин «культурология» был введен в научный оборот в 70-х гг. XX в. Лесли Уайтом), как учения об историческом многообразии и разнообразии культуры и разработка проблем философии культуры. Несмотря на то, что большинство серьезных культурологических работ в наши дни посвящено специальному анализу своеобразия и структуры различных типов и видов культуры, в том случае, когда в них говорится о предельных основаниях культуры, они, фактически, выходят за границы культурологии, как конкретной науки и приобретают статус работ по философии культуры. К числу последних, в первую очередь, относятся работы О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, П.А. Сорокина, Э. Кассирера, А. Тойнби, Й. Хейзинги, Т. Парсонса и др. В них и представлены основные подходы к изучению культуры, которые, по существу, являются не столько конкретно-научными, сколько философскими. Что же такое философия культуры?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.