Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-философские предпосылки 3 страница




К оценке исторического материализма, трактовавшегося им то как вульгарный экономизм, то как технологический детерми­низм, Боас подходил с позиций эмпиризма и релятивизма, считая, что марксизм, как и всякая общая теория развития, адекватен лишь в том случае, если он объясняет каждый факт, всякое яв­ление общественной жизни. Например, в статье 1928 г. _ Боас писал, что «даже различия в положении мужчины и женщины не являются чисто экономического порядка. Это скорее следствие различий в физиологической жизни мужчин и женщин. На основе этих различий возникли различия в занятиях, интересах и умственных склонностях. Они вызывали в свою очередь эконо­мическую дифференциацию. Но экономический статус не главная причина положения мужчин и женщин» 9S.

В работе 1932 г., признавая, что «взаимосвязь между экономи­кой и другими аспектами культуры более непосредственная, чем между географической средой и культурой», он писал, что «нель­зя каждую черту культурной жизни объяснять как детерминиро­ванную экономическим положением... Нам неясно, например, каким образом стили в искусстве, формы ритуала или специфи­ческие формы религиозных представлений могут быть выведены из экономических сил. Мы скорее видим, что экономика и осталь­ная культура взаимодействуют то как причина и следствие, то как следствие и причина» 99. Тут Боас, справедливо высказыва­ясь против вульгарного экономического детерминизма, совершен­но ошибочно подразумевал под ним исторический материализм.

В том же плане экономического детерминизма Боас крити­кует изложенную в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» теорию развития семьи. Формы семьи, по мнению Боаса, не могут быть объяснены как следствие экономических потребностей, «но последние могут пре­пятствовать, либо способствовать их развитию. В то же время сами экономические потребности всегда подвергаются влиянию социальной организации... (т. е. семейной.— Ю. А.). Данные про­тиворечивы и не позволяют заключать, что экономическая жизнь и организация семьи тесно связаны в отношении их внутренних форм» ш. Здесь как нельзя кстати вспомнить полемику В. И. Ле­нина с Михайловским. Последний также критиковал взгляды Эн­гельса на историю семьи и также понимал марксизм как эконо­мический детерминизм.

«...Где читали Вы у Маркса или Энгельса,— писал В. И. Ленин, обращаясь к Михайловскому,— чтобы они говорили непременно об экономическом материализме? Характеризуя свое миросозер­цание, они называли его просто материализмом» 101. Неоднократно отмечали классики марксизма и то, что взгляды и учреждения, возникающие на данной материальной основе, в свою очередь, оказывают на нее свое влияние, однако подчеркивали при этом важность прослеживания причинно-следственной последователь­ности возникновения и развития различных явлений обществен­ной жизни. Неоднократно подчеркивалось также в марксистской литературе, что марксистская диалектика — это метод исследо­вания, методология объяснения явлений в их общей причинной, обусловленной взаимосвязи, а не азбука формул, применяемых к каждому конкретному факту102.

Одрако Боас не всегда был последователен в своей оценке «экономического детерминизма». Огромный накопленный наукой конкретный этнографический материал неизбежно толкал его на признание важной роли экономических условий в жизни народа. Он допускал, например, что более высокими можно признать культуры, в которых меньше усилий затрачивается на приобрете­ние необходимых жизненных средств и больше технических дости­жений сделано в областях, непосредственно не связанных с по­вседневными нуждами.

В работах 1930, 1932, 1938 гг. он подчеркивал преимущества и большую привлекательность теории экономического детерминизма в сравнении с теориями географического детерминизма и, иллю­стрируя это фактическими данными, часто оказывался на пози­циях стихийного материализма Он писал, например, в статье 1930 г., что исследования культуры американских аборигенов по­казывают, как «производство избыточного продукта вызывает рост населения и рост досуга, который может быть использован для занятий, не обязательно направленных на производство пред­метов повседневного потребления; в то же время досуг может быть использован на новые изобретения, которые способствуют росту производства средств существования, которое в свою оче­редь способствует дальнейшему росту досуга.

Производство прибавочного продукта способствует росту плот­ности населения, усложнению и развитию всех сторон обществен­ной жизни. Благоприятные экономические условия содействуют усложнению культурной деятельности... Занятия, которыми чело­век обеспечивает себя пищей и жилищем, определяют направле­ние, в котором развиваются его открытия и изобретения- Изобретения — это результат глубоких наблюдений и практиче­ской деятельности... Когда необходимость добывания пищи и жилища не заполняет всего времени бодрствования... досуг ис­пользуется для других занятий... Вместе с досугом увеличивается количество домашней утвари... Кроме того, когда остается время для деятельности, не связанной с обеспечением непосредственных нужд в жизни человека и с развитием технических усовершен­ствований, то получают развитие различного рода общественные мероприятия и религиозные обряды...

Экономические условия,—признавал он далее,—оказывают воздействие на сами ритуалы, хотя они не определяют форм графики или пластического искусства, литературы или музыки, но они способствуют, либо препятствуют их развитию» 104. Здесь Боасом хорошо охарактеризовано значение материальной осно­вы для развития идеологий в условиях доклассового общества американских аборигенов. Подобного рода высказывания дали повод П. Радину называть Боаса «крайним экономическим де­терминистом» 105. Это отчасти справедливо, потому, что Боае упускал из виду чрезвычайно важный момент — значение посред­ствующего звена между экономикой и идеологией — социальной структуры общества, обычно игнорируемый вульгарным материа­лизмом.

Как известно, аборигенные общества индейцев Америки стоя­ли на различных ступенях развития: от раннеклассовых, военно- демократических до родо-племенных. Отмечаемые Боасом воз­можности развития религиозных ритуалов, искусства, литерату­ры, музыки предполагали также процесс отделения умственного труда от физического, зарождения классов.

Марксистская гносеология, подчеркивая решающую роль мате­риального производства, не выводит непосредственно из эконо­мики ни формы обычаев или религиозных ритуалов, ни стили искусства. Как писал Маркс, «из определенной формы материаль­ного производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства» <06.

Как видим, наряду с верной критикой вульгарного экономиз­ма Боас подменял причинно-следственную связь явлений закол­дованным кругом взаимодействия явлений. Признание же только взаимодействия неизбежно вело к индетерминизму агностицизма.

Во всех своих высказываниях против экономического детер­минизма Боас исходил из атомарного понимания общественной жизни данного народа, или этноса — как суммы независимых, но взаимодействующих элементов.

Экономика же трактовалась им то как один из этих элемент- тов, то как «экономическое окружение» наряду с географическим окружением107. Естественным следствием такого подхода было отрицание Боасом марксистского учения о базисе и надстройке. Попытка его прямого опровержения сделана была Боасом в его новом (1938 г.) издании книги «Ум первобытного человека». Признавая, с одной стороны, что экономическая жизнь является интегральной частью культуры и тесно связана со всеми ее сто­ронами, он писал, однако: «Нет оснований называть все другие стороны культуры надстройкой на экономическом базисе, потому что экономические условия всегда воздействуют на уже предсу- ществующую культуру и сами зависят от других аспектов куль­туры. Не более оправдано говорить, что социальная структура определяется экономическими формами, чем утверждать обратное, потому что предсуществующая социальная структура будет вли­ять на экономические условия ж наоборот: нет ни одного народа, социальная структура которого не подвергалась бы влиянию эко­номических условий. Культурная жизнь всегда экономически обусловлена, но и экономика всегда обусловлена культурой» 108.

В конечном счете экономика уже не выглядит «интегральной частью» «предсуществующей» и существующей культуры, она лишь воздействует на них сама, подвергаясь их влиянию. Итак — кольцо взаимодействия.


Отвергая концепцию базиса и надстройки, сам базис Боас понимал узко, только как технику или как направление хозяйства, а не как совокупность производительных сил и производственных отношений.

«Многие племена охотников и рыболовов,— писал, например. Боас в 1928 г.,— экономическая жизнь которых построена на одинаковых основах, различаются по своим обычаям и верова­ниям». В качестве примера он перечисляет африканских бушме­нов и австралийских аборигенов, арктических индейцев и приреч­ные сибирские племена, индейцев Аляски, Чили и племена Саха­лина, которые якобы «могут быть сравниваемы, когда речь идет об их экономических ресурсах. Однако их социальная организа­ция, верования и обычаи различны» iM. Увлекшись подчеркива­нием необходимости прослеживания специфичности, уникальности явлений, Боас фактически игнорировал не меньшую необхо­димость установления социальной сущности явлений, их типич­ности и повторяемости в обществах, находящихся на одном уров­не социально-экономического развития.

При ближайшем рассмотрении «экономической жизни» пере­числяемых Боасом племен и народов оказывается, что она не сопоставима. Одни из названных им народов в недавнем прошлом были собирателями растительной пищи и охотниками на мелкую дичь (бушмены, австралийцы), индейцы американской Арктики — охотниками-рыболовами, но главное значение в экономике по­следних уже с XVII в. имел промысел товарной пушнины. Ин­дейцы Аляски, приречные племена Сибири и аборигены Сахалина были с древних времен оседлыми рыболовами и охотниками, а с XVII в. занимались также товарным пушным промыслом. Хотя у всех этих народов хозяйство носило присваивающий характер, но общий уровень развития их производительных сил, а следова­тельно, и характер производственных отношений, были различны. Поэтому не удивительны и различия в их социальных институ­тах, обычаях и верованиях, своеобразие которых определялось также различиями в исторических судьбах этих народов, своеоб­разием географической среды, в которой они жили.

Думается, что неправ был Б. Стерн, когда писал, что на Бо- аса не оказал влияние марксизм. Ошибочно также высказанное им в связи с этим положение, что у Боаса не было понимания класса в экономическом его значенииВысказывания Боаса в различных его работах убедительно говорят о том, что он понимал и экономические основы классов, и исторически преходящий их характер. Например, в работе 1928 г. «Антропология и современ­ность» он подчеркивал изначальность коллективизма собствен­ности на племенные земли и экономические ресурсы в перво­бытном обществе и отмечал затем, что «из этого примитивного контроля развивается централизованная собственность, сосредото­ченная в руках привилегированных классов и индивидов»ш. Б статье 1930 г. «Антропология», исходя из того же признания коллективизма собственности племен и племенных подразделений на кормовые участки, он писал: «Когда же особенно благоприят­ные участки объявлялись частной собственностью, равенство на­рушалось, возникало экономическое и социальное неравенство» 112. В своем выступлении 1937 г. «Раса: классовое самосознание» Боас отмечал, что примитивные племена дают примеры «бесклас­сового общества». Но когда появляются различия «в экономиче­ском положении, то они ведут к формированию классов, которое достигает высшего уровня в нашей цивилизации» 1U. Таким об­разом, если даже марксизм не оказал влияния на взгляды Боаса, он стихийно пришел к материалистическому объяснению проис­хождения классов.

Теория факторов. Боас подчеркивал необходимость поставить ■науку на почву «исторически» достоверных фактов. Но эта абсо­лютизация факта неизбежно подавляла теоретическое мышление, которое вылилось в скептицизм Боаса ко всякого рода обобще­ниям. Но накопление знаний об образе жизни, культурах раз­личных племен и народов неизбежно толкало научную мысль к переходу от простого описания уникальных явлений к установ­лению и объяснению существующих между ними связей. Инде­терминизм же в трактовке явлений общественной жизни народов естественно приводил к попыткам объяснения связей между этими явлениями на основе позитивистской теории факторов, широко распространенной в историографии Запада конца XIX и первой половины XX в. Суть ее — в релятивистском подчеркивании оди­накового значения всех явлений общественной жизни, в призна­нии взаимодействия различного рода факторов как ключа к объ­яснению хода истории. Эта эклектическая теория плюрализма причин была противопоставлена монистическому объяснению ис­тории общества. Идея единства человеческой истории понималась Боасом как «одинаковость» развития отдельных компонентов культуры. Свои неоднократные попытки опровержения этой «одинаковости» он строил на множестве примеров, якобы дока­зывающих, что внешне сходные явления возникают чаще в силу разных причин.

Критикуя всякого рода «догматические», упрощенные «одно- факторные» концепции объяснения социальной жизни народов, относя к ним в одинаковой мере и историко-идеалистические концепции, и биологический, географический, технологический детерминизм, и исторический материализм, он сам оказывался неизбежно на позициях плюралистической теории факторов. Это было неизбежным следствием понимания Боасом общества как совокупности «различных аспектов культуры, которые развива­ются из различных условий, хотя во многих отношениях взаимо­связаны» 1U. Экономика, социальная организация, религия, ис­кусство, мораль представлялись ему как самостоятельные, но взаимодействующие «аспекты культуры». Общество развивается, по Боасу, как следствие этого взаимодействия. Экономические от­ношения рассматривались им лишь как один из факторо^«изме- нений культуры». «Экономические условия,—писал он,—явля-


ЮТСЯ причиной МНОГИХ ИЗ ЭТИХ (проявлений культуры.— Ю. А.)г но и сами являются их следствием» ш.

Боас отрицал первостепенность значения того или иного фак­тора. «Взаимодействие различных сил,— писал он,— настолько тесно переплетено, что выбор одной из них в качестве единствен­ной созидательной силы даст ошибочное представление о процес­се» iiS. В другой работе он подчеркивал также, что «каждая по­пытка вывести формы культурной жизни из одной причины обре­чена на провал» "7. Само признание взаимодействия общественных явлений было, конечно, известным шагом от крайнего ато­мизма и партикуляризма. Оно означало в какой-то мере признание целостности изучаемого конкретного общества. Но одно это при­знание не только ничего не объясняло, но и свидетельствовало о том, что атомизм в понимании общественной жизни не был прео­долен и различные стороны общественной жизни (хозяйство, культура и т. д.) рассматривались им как некие изолированные друг от друга силы, которые-де «развиваются из различных усло­вий», находясь в случайном переплетении.

Но остановиться на признании взаимодействия означало отказ от вскрытия сущности процесса общественного развития. Подчер­кивание взаимодействия явлений снимало вопрос об их причинно- следственной последовательности. Критикуя теорию факторов уже на рубеже XX в., Г. В. Плеханов справедливо отмечал, что «признание взаимодействия между данными силами уже предпо­лагает существование этих сил, и сказать, что они действуют од­на на другую, вовсе не значит объяснить их происхождение»

В начале своей научной деятельности Боас, настаивая на де­тальном, эмпирическом изучении конкретных явлений, институ­тов, обычаев в жизни различных народов, подчеркивал, что эти исследования не есть конечная цель этнографа. Признавая объек­тивное существование общих законов, «управляющих ростом че­ловеческой культуры», задачу этнографической науки он видел в открытии их на основе предварительно собранных эмпирических данных о конкретных культурах. «Мы должны прежде понять процесс роста индивидуальных культур,— писал он,— а потом уже попытаться установить законы развития всего человечества» Он подчеркивал, что сравнение истории развития отдельных пле­мен «поможет найти общие законы развития человеческой куль­туры... Законы, управляющие ростом культуры, должны быть выведены из сравнения процессов роста происходящих в культу­рах небольших географических ареалов» i2°.

Эта же идея об объективном существовании законов и задаче науки их открыть высказывалась Боасом и в его более поздних работах121. Перед этнографической наукой он ставил две зада­чи: 1) накопление эмпирического материала о развитии конкрет­ных культур; 2) выведение на основе этого материала общих за­конов развития человеческой культуры.

Но к решению этой второй задачи науки Боас подходил с по­зиций эмпиризма, с позиций чисто индуктивного метода исследо­вания. Он призывал к выявлению сначала динамики единичных явлений, отдельных аспектов культуры, к изучению «историческо­го роста» различных сторон общественной жизни данной племен­ной группы (экономики, социальной структуры, религиозных ве­рований, искусства), «внутреннего развития, внешних влияний, способствовавших росту последних в определенной культуре» 122. На следующем этапе определялась задача «выяснить процессы роста отдельных культур, прежде чем выводить законы роста культуры всего человечества» пз, и уже на третьем этапе — фор­мулирование законов роста культуры всего человечества. Но та­кой подход к проблеме не мог ничего дать, ибо из закона движе­ния единичного нельзя выводить закон развития совокупности явлений.

Как считают философы-марксисты, закон есть существенная связь в явлениях, которая проявляется двояко: 1) или как закон сходных явлений, обнаруживающийся в каждом явлении,— это элементарный закон, соответствующий динамическому закону в физике; 2) или как статистический закон совокупности данных явлений (например, культуры как единства), который не опре­деляет судьбы каждого отдельного явления в этой совокупности, потому что отдельные явления в своем существовании подверже­ны действию элементарных, динамических законов.

Боас же не отличал элементарные законы единичных явлений от закона совокупности этих явлений. На методологических под­ходах Боаса к изучению культуры сказалось влияние на него естествоиспытателей-эмпириков. Подобно физикам-эмпирикам, культуру он разложил на ее микрочастицы (элементы культуры) и призывал ученых изучать аналитическим методом динамику этих микрочастиц. Он устанавливал в результате, что различные микрочастицы культуры развиваются самостоятельно, в силу раз­личных причин. Какие же можно было вывести из динамики эле­ментов культуры закономерности относительно культуры как совокупности этих самостоятельных микрочастиц? Никаких! Ди­намические законы микроявлений могут лишь дополнять, уточ­нять статистические законы движения, развития совокупностей. Главное же состоит в том, что законы совокупности существуют независимо от того, познаны ли элементарные законы изменения единичных явлений. Боас же ошибочно считал задачей науки открытие сначала элементарных законов движения единичных явлений и из них уже выведение статистических законов движе­ния совокупностей.

Закон же представлялся Боасу как некая «формула», "кото­рая была бы «применима к каждому случаю, объясняя его прош­лое и предсказывая его будущее» 124. Таких формул, вполне справедливо считал он, не может быть, ибо общие, статистические законы совокупности не определяют судьбы каждого единичного явления этой совокупности.


«Ничего не обещают попытки свести все социальные яь.-;е- ния,— писал он,— к закрытой системе законов, одинаково при­менимых к каждому обществу и объясняющих их структуру и историю» 125. Метафизическое понимание закона «вообще» как некого абсолюта, как «формулы», которая объясняла бы все — и общее и частное — привело Боаса в конце концов к полному агностицизму, к убеждению в невозможности открытия каких- либо социологических законов.

Более чем полувековой период эмпирических исследований п собирания фактов не привел Боаса к открытию и формулиро­ванию общих законов.

Если сопоставить выступления Боаса по вопросу о задачах этнографической науки: первое в 1888 г. в статье «Задачи этно­логии» и последующие в 1928 и 1932 гг.,— то изменение теорети­ческих позиций ученого по этому вопросу будет особенно рази­тельным. В 1888 г. он писал: «Сравнение социальной жизни раз­личных народов доказывает, что основы их культурного развития удивительно сходны. Из этого следует, что существуют зако­ны, которым подчиняется это развитие. Открытие этих законов является второй и, возможно, самой важной целью нашей нау­ки» 12S. Он подчеркивал в этой статье, что главной задачей этно­логии является «формулирование законов развития общественной жизни народов». Но начиная с 1928 г. он все чаще стал высказы­вать мысль о невозможности открытия общих закономерностей, потому что случайности снимают действие закономерностей. На­пример, в работе «Антропология и современная жизнь» после 40 лет конкретных исследований Боас писал: «Я далек от того, чтобы отрицать существование общих законов роста культуры. Но каковы бы они ни были, они в каждом конкретном случае пере­крываются массой случайностей, которые, вероятно, более могу­щественны в конкретных событиях, чем общие законы» т. Он часто подчеркивал свою мысль, что «случайности являются пра­вилом в каждом обществе»128. Культура «в огромной степени определяется внешними случайностями, не вытекающими из внут-

о 4 OQ

реннеи жизни народа»,— писал он.

В статье же 1932 г. задачи антропологии сведены уже к од­ной первой задаче, к «пониманию индивидуальных явлений», а не «установлению общих законов». Релятивизм Боаса в трактов­ке уникальности явлений снял вопрос о сходствах и повторяе­мости.

 

«Явления, изучаемые нашей наукой, столь индивидуальны, настолько подвергнуты внешним случайностям,— писал он,— что никакие закономерности не могут их объяснить... Явления куль­туры настолько сложны, что мне кажется сомнительным, что ка- кие-то важные культурные законы могут быть открыты» 13°. Вы­ступая по существу против идеи общей закономерности развития человечества, Боас пытался прежде всего опровергнуть закон сходных явлений путем приведения множества фактов, свиде-

4 Ю. П. Аверкиева

тельствующих о том, что сходные явления возникают в силу раз­ных причин, поэтому сходства поверхностны, случайны и из них нельзя выводить какие-либо закономерности. Но ошибка Боаса при этом заключалась в отождествлении причинности и законо­мерности; в действительности не всякая причинная связь есть закон. Она может быть единичной и случайной, а именно на такие связи обращал внимание Боас и обосновывал свой индетерминизм. «Конечно, каждое событие имеет причину,—писал он в 1932 г.,— но причины не объединены так, чтобы представлять одну нить. Вмешивается множество случайных причин, которые не могут быть предсказаны и которые нельзя реконструировать как опре­деляющие ход прошлого»

Очевидно, что случайность и необходимость Боас трактовал метафизически, как взаимоисключающие явления. Критикуя ис­торические концепции эволюционистов, он в противовес им на­громождал массу единичных, якобы случайных явлений, которые- де снимают действие законов, отрицают наличие необходимых причинных связей между явлениями.

Боас неправомерно отождествлял единичное явление и слу­чайное явление, что и повело его к ошибочному, механистическо­му пониманию соотношения необходимости и случайности. По­нятие же случайного не тождественно понятию единичного. Диа­лектическая сущность каждого единичного явления состоит в том, что оно заключает в себе момент необходимости и момент слу­чайности. Марксисты различают необходимые и случайные явле­ния в зависимости от соотношения в них этих двух моментов, не забывая при этом, что в каждом случайном явлении заключен элемент необходимости.

«...Где на поверхности происходит игра случая,— писал К. Маркс,— там сама эта случайность всегда оказывается под­чиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы» 132.

Да уже само признание явления как случайного постулирует его отношение к какому-то закону. Но формально-логический ме­тод научного мышления Боаса помешал ему понять диалектику случайного и необходимого.

Скептицизм Боаса в отношении старых позитивистских исто­рических концепций, а также и исторического материализма по­вел его к агностицизму и субъективизму, который проявился и в признании им наличия субъективизма в самих научных подходах исследователей. Поэтому он призывал этнографов глубже приспо­сабливаться к образу мышления и чувствования чужого племе­ни или народа, отделываться полностью от мнений, эмоций, осно­ванных на специфической социальной среде, в которой каждый из них родился. Современные критики Боаса эту веру его в возмож­ность ученого отвлекаться от воспитанных социальной средой взглядов п установок называют «наивным эмпиризмом», убеди­тельно показывая ее несостоятельность. Да и сам Боас, дума­ется, не всегда верпл в эту возможность, считая, например, что полевая работа этнографа обусловливается «теоретическими спо­рами» в науке и в свою очередь результаты полевой работы ока­зывают «обратное влияние на антропологическую теорию» ш„ «Наивный эмпиризм» Боаса был направлен на опровержение об­щеисторических концепций эволюционной школы, и это определя­ло характер собираемых им фактов. В результате проповедуемая «объективность» исследований выливалась в субъективизм.

Кардинальными проблемами, на которых строилась в прошлом и строится ныне идеологическая борьба в области философии ис­тории, являются проблемы закономерности, причинности, необ­ходимости и случайности. Это нашло свое проявление и в выска­зываниях Ф. Боаса и его последователей в США.

Таким образом, справедливо критикуя реакционные течения в буржуазной философии истории XIX в., Боас вместе с тем по­ставил под сомнение и достижения отдельных ее представителей, ставивших проблему закономерности и прогрессивности развития человеческого общества.

Общественно-политические взгляды Ф. Боаса. Сильной сто­роной научной деятельности Боаса была его критика открыто реакционных концепций в этнографии, историографии и социоло­гии Запада: расизма, географического и психологического детер­минизма. Но, следуя неопозитивизму, он отвергал и марксизм и вместе с ним все положительное, что было сделано эволюционной школой в этнографии. В то же время, можно сказать, что Ф. Боас относился к той категории ученых, о которых говорят, что сами они лучше своих философско-исторических концепций. Боас прожил большую жизнь скромного труженика, целиком посвя­тившего себя служению науке. По своим общественно-полити­ческим убеждениям он был представителем леволиберального крыла американских ученых. Он не замыкался, подобно многим своим коллегам, в «башне из слоновой кости», в рамках «чистой науки».

Характерны в этом отношении его слова, сказанные в 1941 г. в одном из его публичных выступлений: «Мы не можем больше считать поиск истины привилегией ученых. Мы должны позабо­титься о том, чтобы задача преодоления привязанности к тра­диционным суждениям и переходу к научному мышлению раз­делялись вместе с нами все большими массами народа» i3\ Он настаивал на широкой пропаганде научных знаний и сам стремил­ся как можно шире популяризировать результаты научных ис­следований, разоблачающих расизм, националистические и шови­нистические предрассудки, резко проявлявшиеся во всех областях жизни американского общества.

Во многих из своих работ Боас с глубокой научной эруди­цией и убежденностью последовательно вскрывал научную не­обоснованность различного рода расистских концепций. Особое место занимают в этом плане две его работы: «Ум первобытного человека» (1911 г.) и «Антропология и современность» (1928 г.). Примечательно, что первая из них была предана сожжению гит­леровцами в Германии в 1933 г. Но как бы в ответ на этот акт нацистов Боас опубликовал на немецком языке брошюру «Ариец я неариец», разоблачавшую антинаучность и реакционную соци­альную сущность расистских концепций фашизма. Она распро­странялась антифашистами-подпольщиками в Германии. Антира­сизм Боаса оказал огромное влияние на общественную мысль США.

Известны политические антиимпериалистические выступле­ния Боаса как в первую мировую войну, так и в годы второй мировой войны в Америке и за ее пределами. Особенно полити­чески заостренными были выступления Боаса в последний пе­риод его жизни. Большой интерес в этом отношении представля­ют его статьи: «Классовая сознательность и расовые предрассуд­ки» а также «Миф о расе» 136. В газетах США был опубли­кован ряд заявлений Боаса о войне, о военных целях, о после­военном будущем. Таковы, например, «Дома умалишенных для нацистских лидеров» (с подзаголовком: «Что мы сделаем с нем­цами?») 13\ «Эксплуатация должна прекратиться» (с подзаго­ловком: «Нужно ли возвращать королеве Вильгелъмине ее импе­рию?») 138, «Письмо сенатору Георгу Норрису»133, «Замечания на речь вице-президента Уоллеса о наших военных целях»140 и другие заявления о войне и демократии, о военных целях Бри­тании, о том, весь ли немецкий народ ответствен за преступления правительства Гитлера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.