Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа исследований культуры и личности 2 страница




Эти идеи механического детерминизма поведения человека с помощью бихейвиоральной двухчленной формулы «стимул—реак­ция» отличали позиции Линтона от взглядов Клакхона. В рабо­те 1954 г., посвященной вопросу об универсальных ценностях и их политическом значении в современном мире, Линтон развивал эти же идеи. Он отмечал, что понятие ценности имеет множество значений и подчеркивал необходимость общего понимания цен­ности. В этой статье он различал три вида ценностей: 1) индиви­дуальные, 2) разделяемые членами данного общества и 3) все­общие, универсальные. «Но в поисках всеобщих ценностей,— писал он,— индивидуальные ценности можно игнорировать, поскольку они индивидуальны... Для наших целей мы определим ценность как все то, что способно вызвать одинаковые пред­почтительные реакции у нескольких членов данного общества».. Таково его определение ценностей групповых, но и оно носит, как видим, попутный сугубо абстрактный характер. Главное его внимание в этой статье уделено было универсальным, общечеловеческим ценностям. Изучение последних в наше время, подчеркивал в ней Линтон, имеет не только академическое, но и политическое значение. В универсальных ценностях он видел основу для настоятельно необходимого взаимопонимания и со­трудничества народов с тем, чтобы исключить возможность меж­дународных конфликтов и войн. Задачей этнографов он считал выявление того, что является «универсально желаемым и цени­мым», установление «конечных целей, имеющих всеобщее при­знание». Признание общих целей «влечет за собой, по Линтону, признание общечеловеческих ценностей». Но, как видим, Лин- тоном был лишь поставлен важнейший вопрос нашей эпохи — вопрос сотрудничества народов ради того, чтобы избегнуть новой мировой войны, которая, как писал Линтон, будет атомной и бак­териологической и разрушений которой «не избегнет ни один район мира», чтобы пронести факел просвещения53. Но он ограни­чился крайне абстрактными рассуждениями об общих целях, об универсально желаемом, оставаясь в плену субъективного идеа­лизма. Система ценностей, по Линтону,— это желания, стремле­ния, мысли, надежды составляющих данное общество людей, определяющих их поведение.


На протяжении 1950-х годов появились и другие не менее абстрактные определения и переопределения концепции ценно­стей как этнографами, так и социологами, психологами и фило­софами СШАВысказывались теории психобиологической, эндокринологической, неврологической основы ценностей. Но, по словам А. Кробера, в середине 1950-х годов «эта тема вся еще находилась в стадии формулировок» 55.

Сам А. Кробер неоднократно высказывался по поводу кон­цепции ценностей. По существу в его книге «Антропология» 1948 г. издания впервые было использовано понятие ценности при объяснении культуры. При определении ценностей он исхо­дил из такого же идеалистического определения их, как и Клак­хон,— как представлений о желаемом. По мысли Кробера, цен­ности даны природой, они существуют «до культуры», но они же — основа культуры. Основа их анатомическая и физиологи­ческая, унаследованная, возможно, от животных предков чело­века. Только на этой основе он допускал существование общече­ловеческих универсальных ценностей: «Признавая, что все люди имеют одинаковую анатомию и физиологию,— писал он,— нужно, видимо, признать генетическое сходство ценностей и значитель­ную степень их различий в разных культурах, так как каждая культура, по Кроберу, преобразует генетически данные ценно­сти» 56. Как явления природы ценности существуют, по Кроберу, в космосе, независимо от наших суждений о них; сомневаясь в познаваемости ценностей, он утверждал, что «постичь их мож­но только путем эмпатии... их надо безотчетно чувствовать». Этот же идеалистический агностицизм высказывался Кробером и в статье 1955 г.57

В рассуждениях самого Кробера о непознаваемых внеистори- ческих «космических» ценностях, о ценностях как смысле куль­туры яснее всего проявляется влияние неопозитивистского идеа­лизма Г. Риккерта, который считал, что ценности трансцедентны и недоступны эмпирическому познанию. «Они образуют,— писал он,— совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторо­ну субъекта и объекта» 53.

В 1955 г. была опубликована статья канадского этнографа А. Баликчи, посвященная обзору исследований проблемы цен­ности в этнографииS9. В ней он подчеркнул социальный харак­тер ценностей. По его мнению, понятие ценности необходимо отличить от «понятия цели». Но ценности входят как элемент и в совокупность условий, которые «заслуживают названия при­чины», и в совокупность элементов, составляющих цель. Поло­жительной стороной рассуждений Баликчи является его возра­жение против трансцедентного понимания ценностей как эмпири­чески непознаваемых сущностейв0.

Для оценки направления разработки проблем ценностей ха­рактерно заявление М. Херсковица, что «культурный релятивизм является центральной теоретической проблемой в изучении яри-
роды и значения ценностей» 61. Действительно, как мы видели выше, большинство исследователей культурных ценностей с по­мощью этого понятия стремились доказывать, что каждому на­роду присуща уникальная система культурных ценностей. Трак­товка ценностей как биопсихических данных, существующих до культуры и лежащих в основе культуры, неизбежно вела к вы­водам, что в основе уникальности каждой системы ценностей ле­жит биопсихическая специфичность каждого народа, т. е." вела по существу к неорасистским выводам. Правда, Дж. Стюард и М. Миид предупреждали об этой опасности на Нью-Йоркском съезде этнографов62. Выступавший на этом же съезде философ и этнограф США Д. Видней подчеркивал, что наиболее правиль- < ный подход к объяснению природы ценностей дан К. Марксом, приводя объяснение Марксом моральных норм как отражения экономических интересов различных общественных классов 63. *

Но как показывают высказывания большинства теоретиков в этнографии США по поводу сущности культурных ценностей, эта проблема сведена к вопросу о доминирующих установках и представлениях, определяющих поведение человека. В субъек­тивных восприятиях они видели первопричину всех явлений об­щественной жизни. В этом отношении американские этнографы оказались верными последователями субъективного идеализма Г. Риккерта, Макса и Альфреда Веберов и других неопозити­вистов, использовавших концепцию культурных ценностей в борьбе с материалистическим пониманием истории. Это отмечал в своей критике взглядов названных выше исследователей М. Харрис: «Подчеркивая мистические ценности, тщеславный престиж, иррациональные мотивации,— писал он,— они дискре­дитировали экономическую интерпретацию истории»64. Но сам он, как видим, материалистическое понимание истории ошибочно свел к экономическому детерминизму.

Концепция ценности была использована для обоснований «от­сутствия» прогресса в социальной и духовной жизни, и следова­тельно против общественного прогресса в целом. Однако, несмот­ря на неоднократные попытки определения ценности в «потоке» публикаций 50— 60-х годов, продолжаются сетования на их неудовлетворительность и на новые попытки определений65. И по сей день конценция культурных ценностей носит в американской этнографии чрезвычайно аморфный характер.

* * *

 

Общей философской основой этпофрейдизма и бихейвиоризма в буржуазной американской этнографии, как и социологии, явля­ется философский антропологизм. Все они исходят из прису- щих-де человеческой природе побуждений и потребностей. В. И. Ленин подверг этот философский антропологизм убедитель-

6 Ю. П. Аверкиева
ной критике, анализируя взгляды Михайловского. «„Существен­ная задача социологии,— рассуждает, например, Г. Михайлов­ский,— писал В. И. Ленин,— состоит в выяснении общественных условий, при которых та или другая потребность человеческой природы получает удовлетворение". Вы видите, этого социолога интересует только такое общество, которое удовлетворяет чело­веческой природе, а совсем не какие-то там общественные форма­ции, которые притом могут быть основаны на таком не соответ­ствующем „человеческой природе" явлении, как порабощение большинства меньшинством... («Признав нечто желательным или нежелательным, социолог должен найти условия осуществления этого желательного или устранения нежелательного" — „осуще­ствления таких-то и таких-то идеалов",— рассуждает тот же Г. Михайловский.) мало того, не может быть речи даже и о раз­витии, а только о разных уклонениях от „желательного", о „де­фектах, случавшихся в истории вследствие... вследствие того, что люди были не умны, не успели хорошенько понять того, что требует человеческая природа, не умели найти условий осуществ­ления таких разумных порядков» 66. Эта критика В. И. Лениным Михайловского как нельзя лучше вскрывает методологические истоки исследований культуры и личности.

Субъективно-идеалистические концепции современных этно­психологов США сближают их с экзистенциализмом и волюнта­ризмом. Характерно в этом отношении положение К. Клакхона, что «культура начинается с человеческих существ и кончается ими» Марксизм, рассматривая личность как следствие общест­венного развития, не отрицает значение роли людей, их идей и убеждений в историческом процессе, он видит в личности актив­ную силу исторического процесса: «... история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несом­ненно деятелей»6S,— писал В. И. Ленин. Но марксисты не признают историю как продукт свободной воли. Деятельность личностей, их идей, цели, их волю они понимают как проявле­ние исторической необходимости, объективной закономерности исторического развития.

«Всякая данная система отношений,— писал, например, Г. В. Плеханов,— в значительной степени создана волею людей, но воля людей направляется на создание этой системы по причи­нам, от людей не зависящим. Прежде чем стать причиной, воля является следствием, и задача социологии, как науки, заключа­ется в том, чтобы понять, как следствие, ту волю общественного человека, которая направляется на поддержание или создание данной системы общественных отношений» м.

Отношение между обществом и личностью марксизм тракту­ет дналектико-материалистически, доказав, что под влиянием материальной, социальной, политической и духовной жизни дан­ной общественно-экономической формации развивается опреде­ленный, характерный для этой формации тин личности, личность же своей деятельностью, волей в свою очередь из следствия ста­новится причиной исторического развития.

Движущую силу побуждений людей марксисты видят в сово­купности экономических, социальных, политических и идеологи­ческих общественных отношений, в которых живет и действует индивид. Эти отношения определяют и ту форму, которую при­нимают в сознании людей те или иные побуждения.

Как видим, субъективно-идеалистические и натуралистические взгляды исследователей культуры и личности в американской этнографии теснейшим образом смыкаются с модными в буржуаз­ной социологии и философии реакционными теориями. Попытки исследователей культуры и личности доказать патологкчность психики отсталых народов и трудящихся слоев населения своей страны служат теоретическим «оправданием» неоколониализма и эксплуатации капиталом масс трудящихся. На поверхность об­щественной жизни в 1940-е годы школу исследований культуры и личности выбросила националистическая волна, вызванная колониалистскими устремлениями американского империализма. Широкое увлечение неорасистскими идеями этнопсихологов объяс­нялось тем, что американским шовинизмом были охвачены зна­чительные слои населения США, в том числе и интеллигенции. Однако необходимо отметить, что вследствие эклектичности кон­цепций в этот лагерь зачастую попадали и ученые, далекие от расизма.

Вместе с тем многие честные ученые подвергли критике это направление в этнографии США с антирасистских позиций исто­ризма и гуманизма.

Защищаясь от нападок критики, исследователи культуры и личности делали попытки прикрыться именем Ф. Боаса, стре­мясь изобразить его в хгачестве зачинателя осуществляемых ими исследований культуры и личности. Им удалось убедить в этом не только своих учеников, но и критиков. В частности, эту точ­ку зрения разделяли такие критики этого направления, как Л. Уайт и М. Харрис70.

Бесспорно, конечно, что почти все основатели и теоретики школы исследований культуры и личности — Э. Сэпир, Г. Бене­дикт, М. Миид, Р. Линтон и др.— были учениками Ф. Боаса, как и то, что исходили они из общих историко-философских концепций «исторической школы» в этнографии США, связанной с именем Боаса. Как отмечалось уже в специальной главе, Боа­са интересовало значение психологического момента в истории культуры изучаемого парода. Но о диаметральной противополож­ности взглядов Боаса и представителей школы исследований культуры и личности говорит не только его критика метода пси­хоанализа Фрейда, по и постоянное подчеркивание Боасом того,

6* 163


что этнографа интересует прежде всего социальная группа, а по индивидчто социальные условия определяют поведение в данной социальной группе.

В работах представителей школы исследований культуры и личности встречаются также мысли о преемственности их иссле­дований и «старомодного», по словам Кробера, психологического направления в этнографии XIX — начала XX в., заложенного трудами Г. Тарда, В. Вундта, X. Штейнталя, М. Лазаруса. Хотя этнопсихологи старой школы не были едины по ряду своих тео­ретических обобщений, но все они исходили из признания психо­логического единства человечества и прогрессивности его обще­го развития. Этнопсихологи же новой школы в духе релятивизма акцентировали различия в психическом складе типичных лично­стей отдельных этносов и отрицали идею прогресса. Вполне оп­равданы слова А. Кробера, что «нельзя ставить знак равенства между старомодной психологией Тарда и Вундта и школой иссле­дований культуры и личности» 72. Характерно, что многие совре­менные психологи и психиатры США отмежевываются от послед­ней. «Направление исследований культуры и личности — писал, например, один из психологов США Б. М. Смит,— более непо­средственно связано с психоанализом и психотерапией, чем с академической психологией... Психологический подход в антро­пологии,— отмечал он,—подвергается критике не только этно­графами, но и психологами» 73.

Л. Уайт, назвал период господства этой школы «регрессом», «мрачным веком в этнографии США», а Б. Меггере, отмечая, что этнографы этой школы занялись не своим делом, писала о «доб­ром старом времени, когда этнографы занимались настоящим де­лом» 74. С начала 50-х годов критические выступления в их ад­рес становятся все более частыми75.

В 1955—1956 гг. с резкой критикой этого направления высту­пили старейшие этнографы страны А. Кробер и Р. Лоуи, Дж. Стюард, Дж. Мордок и др. Мордок писал, например, что изу­чение механизмов поведения — дело психологов, и «социологи и этнографы должны с этим примириться»76. Характерно, что Лоуи подкрепил свое отрицательное отношение к этнопсихологии ссылкой на Маркса и Энгельса, говоря, что уже со времени выхода в свет труда Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» стало «кристально ясно, что психика индивида определяется средой, а пе наоборот»77. А. Кробер же сопоставлял период господства этнопсихологиче­ского направления в американской этнографии с «периодом охо­ты за ведьмами» 78. Он высказывал тогда мнение, что деятель­ность исследователей культуры и личности выходит из моды. •Неоднократно выступала с критикой этой школы видный этно­граф США Э. Ликок, а также М. Харрис 70.

Развернутая критика этого направления в этнографии дана английским ученым Р. Пиддщггтоном в упоминавшемся двух­томном руководстве по общей этнографии 80. В 1959 г. на стра­ницах журнала «Америкаи Аптрополоджист» была опубликована интересная, но менее критически заостренная статья канадского ученого Ф. Воге, в которой убедительно показана преемственность взглядов этнопсихологов и сторонников функциональной школы в этнографии, особенно МалиновскогоSI. Развернутая критика школы исследований культуры и личности содержится в статьях сборника, опубликованного учениками и коллегами JI. Уайта в его честь82. В частности, статья известного психиатра и этногра­фа США Марвина Оплера содержит убедительную критику иссле­дований культуры и личности и бихейвиоризма83. Автор под­черкивает, что поведение и психика индивида являются следст­вием эволюции общества, а не ее причиной. Он показывает субъективный идеализм этнопсихологических концепций и их связь с идейными основами исторической школы в -американской этнографии. Огромное значение для борьбы с фрейдизмом имеют работы ученых-марксистов США 84.

Однако, несмотря на то что большинство этнографов США отвергает ныне реакционные конструкции исследователей куль­туры и личности, было бы ошибкой думать, что это направление уже полностью себя изжило. Его концепции и поныне развивают­ся во многих работах. Активно переиздаются работы представи­телей этого направления 50—60-х годов.

Психическая и психоаналитическая этнография занимает до сих пор видное место в программах высших учебных заведений США. Публикуется множество учебников и хрестоматий, попу­ляризирующих теории исследователей культуры и личности и бихейвиористов. Сторонники этих направлений появились и в Англии и других странах Западной Европы. В 1969 г., например, в Лондоне был издан сборник опубликованных главным образом в 40—50-е годы статей этнографов-психоаналитиков США а5, за­думанный как учебное пособие по «психоаналитической антро­пологии», как руководство для сочетания «клинического психо­анализа с полевой этнографической работой» .

Вместе с тем необходимо заметить, что критика вынудила сторонников этой школы в какой-то мере пересмотреть некото­рые из своих концепций. Дж. Хонигманн, например, стремится заверить своих коллег — этнографов США в том, что этнопсихо­логи, пользуясь психологическими.понятиями, не оставляли эт­нографического подхода, что они якобы изучают реакции и ин­стинкты, поведение индивида в их связи с социальной средой.

Однако, несмотря на частичное признание справедливости критики, теоретики этого направления выступают в защиту сво­их основных концепций и направления в целом. Дж. Хонигманн, самый последовательный представитель школы исследований культуры и личности, в обзоре работ своих коллег за 1953— 1955 гг. писал, что главные усилия в них сводились к защите от обвинений в том, что изучение национальных характеров носит «случайный it импрессионистский характер». Защите своих концепций он посвящает много места в своем упомянутом выше руководстве, приводя даже библиографию критических работ. Правда, работы советских ученых им не упоминаются. В статье 1959 г. Хоиигмани пытается доказать ошибочность утверждений, что «область исследований культуры и личности, по крайней мере в Америке, умерла и якобы в 50-х годах потеряла свою популяр­ность» 88. По, соглашаясь с этим утверждением в работе 1961 г.89, в обзорной статье 1964 г., написанной им в соавторст­ве с Р. Престоном, пишется уже о том, что «популярность иссле­дований культуры и личности возрастает», что об этом якобы свидетельствует посвященный им «поток учебников, хрестоматий и сводных работ», вышедших с 1961 по 1963 г.90 И в обзорной статье 1973 г. Хонигманн вновь отмечает возрождение интереса к психологической этнологии91. Перспективными считают эти ис­следования Э. Коэн и М. Спиро, связывая с ними все возрастаю­щий интерес к социальным структурам92. Но А. Уоллас, один из видных представителей бихейвиоризма, писал в 1961 г., что исследования культуры и личности «не пользуются широким признанием» 93. И это положение маститого ученого не вызывает сомнений и ныне. О пересмотре ряда основополагающих положе­ний исследований культуры и личности пишет и близкий к это­му направлению этнограф США Р. Киисинг. По его мнению, в на­стоящее время общая проблема связи между культурой и лич­ностью оставлена, а сохранился лишь интерес к частным ее вопросам. Не приемлемы сейчас, по Киисингу, утверждения, что опыты детства одинаковы для всех членов данного общества и что для каждого общества характерен якобы один общий тип личности. Высказываясь против утверждений, что личность взрос­лого формируется в детстве, Киисинг подчеркивает роль усвое­ния (научения) в формировании личности во всех возрастах 9'\ Характерно, что причину этого пересмотра проблем исследова­ний культуры и личности Киисинг вполне обоснованно видит в очередном «повторяющемся увязании исследователей в концеп­туальной и методологической трясине» 95.

Думается, что отмечаемый Хонигманном «поток» публикаций и перспективность самого направления вызваны не столько науч­ным значением исследований культуры и личности, а все тем же породившим их прикладным назначением. Видимо, учрежде­ния, субсидирующие эти работы, заинтересованы в их резуль­татах.

1 Psychological anthropology. 1st ed/Ed. by F. L. K. Hsu. Cambridge, Mass, 1961; 2nd ed. 1972; Edgerton JR. B. Method in psychological anthropology.— In: A handbook of method in cultural anthropology / Ed. by R. Naroll, P. Naroll. Now York, 1973; Bourgumon E. Psychological anthropology.— In: Handbook of social and cultural anthropology /Ed! by J. J. Honigmann. Chicago, 1973.

См.: Кон И. С. Социология и личность. М.: Политиздат. 1967; Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970; Соколов Э. В. Куль­тура и личность. JL: Наука, 1972; Кон И. С. Открытие «я». М.: Политиздат, 1978; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М.: Наука, 1974; Камилов М. К. Формирование новой личности. М.: Наука, 1975; Дашда- миров А. Ф. Нация и личность. Баку: Изд-во «Элм», 1976. Критический анализ см.: Аверкиева Ю. П. О некоторых этнопсихологи­ческих исследованиях в США.—В кн.: Современная американская эт­нография: Теоретические направления и тенденции. М.: Изд-во АН СССР,

1963, с. 64—96.

Бихейвиоризм (англ. behaviour — поведение) одно из течении в совре­менной буржуазной психологин, сводящее человеческую психику к фи­зиологическим реакциям организма на внешние стимулы. См.: Потехин И. И. Плоды функциональной школы.— Сов. этнография, 1948, № 3, 4; Олъдерогге Д. А., Потехин И. И. Функциональная школа в этнографии на службе британского империализма. В кн.: Англо-амери- канская этнография на службе империализма: М.: Изд-во АН СССР, 1951. (Тр. Ин-та этногр. нов. сер. Т. XII). О преемственности взглядов пред­ставителей функционализма и этнофрейдизма см.: Voget F. W. Man and Culture: An essay in changing anthropological interpretations.— American anthropologist, 1960, vol. 62, N 6.

Selected writings of E. Sapir in language, culture and personality. Berkeley, 1942.

Критический анализ эволюции взглядов Сэпира Э. в сторону фрейдиз­ма и их значения в формировании школы культуры личности см.: АЪег- le D. F. The influence of linguistics on early culture and personality theo­ry.— In: Essays in the science of culture. In honour of L. White. New York, 1960.

Benedict R. Patterns of culture. Boston; New York, 1934; Benedict R. Anth­ropology and abnormal.— Journal of general psychology, 1934, vol. X, N 2. Honigmann I. J. Personality in culture.— In: Main currents in cultural anth­ropology. New York, 1973, p. 222.

См. например: Kardiner A. Psychological frontiers of society. New York,

1964, p. XX; Linton R. Culture and mental desorders. Springfield, 1956, p. 5, 17.

Benedict R. Anthropology and abnormal, p. 276.

Толстое С. П. Кризис буржуазной этнографии: Вутинов Н. А. Психора­сизм в американской этнографии.— В кн.: Англо-американская этногра­фия на службе империализма; Аверкиева Ю. П. О некоторых этнопси­хологических исследованиях в США.

Benedict R. Preface.— In: Patterns of culture, New York, 1934. Piddington R. An introduction to social, anthropology. London, 1957, vol. 2, p. 60.

Hallowell A. I. Psychology and anthropology.— In: For a science of social man. New York, 1954, p. 162.

Becker H. Anthropology and sociology.— Ibid, p. 133. В связи с этим ученики Кардинера вели также «исследования», как, на­пример: Goldman-Eisler F. Breast feading and character formation.— In: Personality in nature, society and culture. New York, 1959. Stephens W. II'". The Oodipus complex, cross-cultural evidence. Now York, 1962.

Whiting John W. M., Child J. L. Child training and personality. New Ha­ven, 1953; Six cultures / Ed. by B. Whiting. New York, 1963; Field guide for a study of socialization / Ed. 'by J. W. M. Whiting el al. Now York, 1966. Анализ их работ см.: Ron И. С. Проблема детства в современной амери­канской этнографии: (Об исследованиях Беатрисы и Джона Уайтинг). Сов. этнография, 1977, № 5.

В 1956—57 гг. были опубликованы два тома «первичных» материалов (Kaplan Б. Microcard publications of Primary records in culture and per­sonality. Wisconsin, 1956—1957), содержащих, как сообщает Хоаигманн, собранные в. различных частях света протоколы тестов Роржаха и Тата, автобиографические материалы, записи снов, детские школьные сочи­нения: (Henigmann J. J. Psycho-cultural studies —In: Biennial, review of anthropology / Ed. by B. J. Siegel. Stanfort, 1959, p. 73).

21 Becker H. Anthropology and sociology, p. 150.

22 Леонтьев A. H. О социальной природе психики человека.— Вопросы фи­лософии, 1961, № 1, с. 31; Он же. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.

23 Дубинин Н. П. Философские и социологические аспекты генетики че­ловека.— Вопросы философии, 1971, № 2, с. 57.

24 Левкович В. П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых.— СЭ, 1973, № 5.

28 Сеченов И. М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952, т. 1, с. 389.

См. обзоры этих исследований: Inkeles A., Levinson D. J. National charac­ter: the study of modal personality and socio-cultural systems.— In: Hand­book of social psychology. Reading Massachusets, 1968, vol. 4; Inkeles A. National character and modern political systems.— In: Psychological anth­ropology / Ed. by F. L. K. Hsu. Cambridge, 1972.

27 См. критику этого подхода в рецензии: Fallers L. Ред. на кн.: Parsons Т. Structure and process in modern society —American anthropologist, 1961, vol. 63, N 3, p. 588.

18-29 См, например: Society, personality and deviant behaviour/Ed. by R. les­sor, T. D. Graves, R. C. Hanson. New York, 1968. *

30-31 Benedict R. The chrisanthemum and the sward. Boston, 1946.

32 Sofue T. Japanease studies by American anthropologists: Review and evalua­tion.— American anthropologist, 1960, vol. 62, N 2.

33 Honigmann 7. Culture and personality. New York, 1954, p. 17.

34 Дашдамиров А. Ф. Нация и личность, с. 121.

35 Сам он в годы войны работал в бомбардировочном авиаотряде, изучая, «межличностные отношения» между солдатами и офицерами.

36 Honigmann J. Culture and personality, p. 73—74; Renzo Sereno. Psycholo­gical warfare: Intelligence and insight.— Psychiatry, 1950, N 13.

37 Hallowell A. I. Culture and experience. New York, 1955.

38 Hallowell A. I. Myth, culture and personality —American anthropologist, 1947, vol, 49, N 4, pt 1, p. 549.

59.Hallowell A. I. Personality, culture, society in behavioral evolution.—In: Psychology: The study of a science. New York, 1963, Study 2, vol. 6, p. 440; Hallowell A. I. Behavioral evolution and emergence of self.— In: Evolution and anthropology: A centennial appraisal. Chicago, 1959; Hallowell A. I. Self, society and culture in phylogenetic perspective.— In: The evolution after Darvin: mind, culture and society. Chicago, 1960, vol. 2.

40 Hallowell A. I. Self, society and culture.., p. 361.

41 Wallas A. F. C. Culture ana personality. New York, 1970.

42 Бунак В. В. Происхождение речи по даным антропологии.—В кн.: Про­исхождение человека и древнее расселение рас. М.: Изд-во АН СССР, 1951, с. 256.

43 См.: Спиркин А. Г. О природе сознания.—Вопросы философии, 1961, № 6; Он же. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.

44 Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека — Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 490; Кедров В. М. Фридрих Энгельс о диалектике естествознания. М.: Наука, 1973.

45 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3; Материалы совещания по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.— Вопросы философии, 1962, № 7.

** Ярошевский Г. М. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973.

47 Hallowell A. I. Behavioral evolution.., p. 45.

48 Klnckhohn С. Mirror for man. New York, 1949, p. 226-227.

49 Ibid, p. 222.

50 Kluckhohn С. Value and value orientations: an exploration in definition and classification.— In: Toward general theory of action/Ed. by T. Parons, E. Shils. Cambridge, Mass, 1951, p. 395.

51 Linton R.— In: An appraisal of anthropology today. Chicago, 1953, p. 140 (публикация выступлений в дискуссии по проблемам этнографии).

52 Linton R. The cultural background of personality. New York, 1945, p. 32,72.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.