Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест Э. Ландольта. Диагностика работоспособности




 

1. Работоспособность. Определение понятия, теоретические аспекты

В "Словаре физиологических терминов" (1987) работоспособность определена как «потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы" (с. 304). Вместе с тем, каким бы простым ни представлялось определение работоспособности, обращает на себя внимание неоднозначность его трактовки в работах различных авторов. Так Г. Леман (Lehmann, 1967) определяет работоспособность как "тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек". Из этого следует, что работоспособность - максимально выявленная возможность работать. В то же время измерить работоспособность, заставив человека выполнять работу до крайних пределов, практически невозможно. Возникает вопрос, какую часть своей работоспособности захочет и сможет он использовать на работу? Эту реализованную часть Г. Леман обозначает как "работоготовность".

В. П. Загрядский и А. С. Егоров (1971) считают, что работоспособность - это способность к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Оба определения по существу сориентированы на характеристики деятельности как на критерии работоспособности. Вместе с тем ряд авторов (Г. П. Конради, А. Д. Слоним, В. С. Фарфель и др.) выступили против попыток поставить количество выполняемой работы во главу угла при суждении о работоспособности, хотя они и признавали, что кривая работы - один из важнейших показателей общего рабочего состояния организма.

В некотором смысле противоположную точку зрения на работоспособность дает Е. П. Ильин (1968). Работоспособность - состояние систем организма, их готовность проявлять максимум своих возможностей. Здесь работоспособность трактуется как характеристика резервов организма, обусловливающих работоготовность.

Попыткой объединить эти точки зрения можно считать определение работоспособности, данное по ГОСТу 21033-75: "Работоспособность человека-оператора - свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени" (с. 3).

Очевидно, что практически каждое из приведенных определений работоспособности только в той или иной степени отражает различные стороны рассматриваемого явления.

В самом общем виде слово "работоспособность" означает способность работать или способность выполнять работу. Представляется необходимым уточнить понятия "способность" и "работа". К. К. Платонов определяет способность как "возможность соответствия определенному функционированию", в данном случае к выполнению работы. Следует отметить, что в этом определении способность рассматривается как потенция функционирования, а не как само функционирование. Вместе с тем очевидно, что получить представление о имеющейся потенции мы можем только в процессе ее реализации, т. е. в процессе самого функционирования.



Понятие "работа" в обыденной речи употребляется чрезвычайно многозначно. Как обозначение физической категории оно несет в себе смысл определенных энергетических трат. Употребляемое как синоним понятия "деятельность" - означает осознанную целесообразную работу. При этом в нем получает отражение единство физического и психического. Слово "работа" нередко употребляется вместо понятия "труд", и тогда оно содержит социально-экономический смысл.

Таким образом, обобщая все сказанное, можно констатировать, что понятие "работоспособность" должно отражать следующие стороны рассматриваемого явления:

а) максимальные (предельные) возможности организма выполнять ту или иную конкретную деятельность;

б) "физиологическую стоимость" работы или цену, которую организм должен "уплатить" за возможность осуществления той или иной конкретной деятельности;

в) активационные возможности, обеспечивающие выход из состояния оперативного покоя на требуемый уровень мобилизации функций;

г) отдаленные последствия вызываемых работой физиологических сдвигов для здоровья, определяющие сохранение способности к данной работе в течение всего общественно-необходимого периода трудовой деятельности.

Этим требованиям в целом отвечает определение работоспособности как величины функциональных резервов организма, которые без ущерба для состояния здоровья могут при условии достаточного уровня мотивации быть реализованы в требуемый объем работы заданного качества.

Следовательно, работоспособность человека определяется многими физиологическими и психологическими факторами, а так же степенью их соответствия количественным и качествен­ным характеристикам выполняемой деятельности.

Одним из важнейших факторов работоспособности является величина функциональных резервов организма, т. е. выработанной в процессе эволюции адаптационной способности организма в целом во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Физиологические резервы обеспечиваются анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения организма (наличие парных органов, значительное усиление деятельности внутренних органов, высокая резистентность клеток и тканей организма к различным внутренним изменениям условий их функционирования и т. д.). Наличие хороших физиологических резервов позволяет человеку в ряде случаев переносить без отрицательных последствий и при сохранении высокой работоспособности воздействие экстремальных факторов, величины которых значительно превышают принятые предельно допустимые уровни или концентрации. Различие данных о пределах устойчивости здорового человека к воздействию необычных факторов, составляющих специфику его профессиональной деятельности, в значительной степени объясняется различным диапазоном физиологических резервов у отдельных людей.

Одной из важнейших составляющих частей физиологических резервов организма являются психофизиологические особенности человека, в той или иной степени, влияющие на успешность его профессиональной деятельности. Среди них центральное место занимают основные свойства нервной системы, которые в одних профессиях могут определять относительную, а в других абсолютную профессиональную пригодность. В случаях, когда требования профессии к основным свойствам нервной системы не слишком высокие, некоторая недостаточность таких свойств может в определенной мере компенсироваться за счет вырабатывания индивидуального стиля деятельности. В этом случае говорят, что основные свойства нервной системы определяют относительную профессиональную пригодность человека.

Если профессия предъявляет к основным свойствам нервной системы жесткие требования, то в этом случае некоторая недостаточность таких свойств не может быть компенсирована индивидуальным стилем деятельности, и тогда говорят, что основные свойства нервной системы определяют абсолютную профессиональную пригодность. Такие профессии отличаются тем, что требуют экстренной и высшей мобилизации профессионально необходимых качеств, характеризуются поступлением большого объема информации, предусматривают действия специалиста в экстремальных ситуациях и т. д.

В. Д. Небылицын, изучая теоретические основы "оперативной надежности" человека, под которой он понимал способность устойчиво поддерживать оптимальные рабочие параметры (работоспособность, бдительность, помехоустойчивость) в течение определенных промежутков времени и при различных сложных условиях, отмечал, что такая надежность существенно зависит от индивидуальных проявлений основных свойств нервной системы и в первую очередь - от силы по отношению к возбуждению и функциональной подвижности нервных процессов.

 

2. Краткая характеристика методики

Методика Э. Ландольта относится к группе корректурных тестов. В литературе можно найти различные подходы к оценке диагностической направленности данной группы тестов. Многие авторы рассматривают их как методы диагностики различных параметров внимания, другие - как методы определения психомоторного темпа. А некоторые авторы считают корректурные тесты методами выявления состояния работоспособности человека, его утомляемости и других трудовых качеств.

В данном случае тест Э. Ландольта используется в соответствии с третьей из описанных диагностических направленностей, т.е. для диагностики работоспособности.

Методика Э. Ландольта представляет собой невербальный тест достижений. Суть задания состоит в дифференциации стимулов, близких по форме и содержанию, в течение длительного, точно определенного времени. Методика может использоваться в широком возрастном диапазоне, начиная со школьного возраста.

Надежность и валидность методики диагностики работоспособности, созданной на основе теста Э. Ландольта, определялись в ходе специального исследования, в котором принимали участие курсанты и слушатели Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Для проверки надежности методики определялся коэффициент линейной корреляции между результатами тестирования, полученными при первом исследовании и при втором, проводившемся через 1 - 6 месяцев после первого. В связи с тем, что на результаты исследования существенное влияние оказывает уровень активации, учитывались данные только тех испытуемых, у которых не было выявлено значимых различий по характеристикам уровня активации при первом и втором исследованиях (по индексу напряжения вариационной пульсометрии, частоте пульса, величине артериального давления, активационному компоненту кожно-гальванического рефлекса, квазиустойчивой разности потенциалов головного мозга, вегетативному балансу, уровню работоспособности, величине ситуационной тревоги). Коэффициенты корреляции при этом условии составили: для показателя средней величины продуктивности теста (Рт) 0.832±0.033; для скорости переноса информации (S) 0.87б±0.039; для показателя средней величины точности теста (Ат) 0.766±0.021; для коэффициента выносливости (Кр) 0.755±0.023. Все коэффициенты вычислялись при уровне значимости р<0.01.

Для определения валидности методики по показателю К в качестве внешнего критерия использован коэффициент теппинг-теста, характеризующий динамическую выносливость двигательной сенсорной системы. Коэффициент корреляции составил 0.725±0.042 (р<0.05).

При оценке валидности методики по показателям Рт и S результаты тестирования сопоставлялись с показателем, оценивающим время центрального переключения по разности между латентным периодом реакции выбора и латентным периодом простой сенсомоторной реакции (по методике Ю. Б. Гиппенрейтер). Коэффициенты корреляции составили 0.671±0.011 (р<0.05) и 0.755±0.020 (р<0.05) соответственно.

Прогностическая валидность теста в целом оценивалась по методике полярных групп. Внешним критерием в этом случае служили результаты реальной деятельности или объективно регистрировавшиеся изменения показателей физиологических и психофизиологических функций, по которым рассчитывалась физиологическая "стоимость" деятельности.

Таблица 1

    Группы Внешние критерии (M+2m)
Успешность обучения (баллы) «Физиол. цена» сдачи экзамена (%) Логические задачи (баллы) Компенсаторное слежение (усл. ед)
Выносливые, высокопродуктивные, точные   4.33±0.11   57.7±9.3   9.12±1.24   95.14±12.33
Быстроутомляемые, низкопродуктивные, умереноточные   3.38±0.18   78.1±10.1   6.99±1.02   63.16±14.74

 

3. Процедура тестирования и обработки результатов

Перед началом тестирования обследуемому выдается Бланк с кольцами. Задание состоит в том, чтобы с максимальной скоростью просмотреть Бланк и зачеркнуть в нем кольца с опреде­ленным положением разрыва. Бланк лежит перед обследуемым той стороной, на которой снизу расположена Пробная строка.

ИНСТРУКЦИЯ обследуемому звучит следующим образом: "На бланке имеется набор колец с разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца с разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка Пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца Пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов". Обследуемый заполняет Пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: "Через каждые 2 минуты я буду подавать команду "Черта", по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду "Стоп", по которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе с тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие у Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя". После ответов на вопросы экспериментатор просит перевернуть Бланк, подписать его, затем подает команду "Начали" и включает секундомер.

Бланки с результатами теста обрабатываются с помощью специальных Ключей, которые совмещаются с Бланками при помощи маркеров. Экспериментатор помечает на Бланке не вычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца.

 

Затем подсчитывает и заносит в Бланк фиксации результатов следующие показатели:

1. Q - общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы.

2. N - число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты.

3. M - число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты. Для упрощения подсчета М целесообразно использовать Ключ, так как на нем указано количество колец с данным расположением разрыва в каждой строке.

4. А=M-N/М - показатель точности работы за каждые 2 минуты.

5. Р = А*Q - показатель продуктивности работы за каждые 2 минуты.

6. S= 0,5436*QT-2,807*NT/600 – показатель скорости переработки информации.

Qт - общее количество просмотренных колец за 10 минут;

NT - число пропущенных и неправильно зачеркнутых колец за 10 минут;

600 секунд - время выполнения теста;

0.5436 - средняя величина информации каждого кольца;

2.807 - величина потери информации, приходящаяся на одно кольцо.

7. Рт - показатель средней продуктивности за 10 минут.

 

8. Кр = Р1 – Р5 *100%- коэффициент выносливости

Рт

 

P1 - продуктивность за первые 2 минуты;

Р5 - продуктивность за последние 2 минуты;

Рт - средняя продуктивность, за 10 минут.

9. Ат - показатель средней точности за 10 минут.

10. Та = А1 – А5/Ат*100%- коэффициент точности

A1- точность за первые 2 минуты;

A5 - точность за последние 2 минуты;

Ат - средняя точность за 10 минут.

11. Рmах - Рmin - амплитуда колебаний продуктивности.

12. Для характеристики надежности работоспособности по показателям продуктивности и точности следует построить графики, на оси абсцисс которых наносят время выполнения теста с шагом 2 минуты, по оси ординат – соответствующую моменту измерения величину продуктивности или точности.

 

4. Интерпретация результатов

Приступая к интерпретации результатов, прежде всего, необходимо четко осознавать, что в данном случае мы измеряем работоспособность нервного субстрата (нервной системы), т. е. базовую, первичную работоспособность, лежащую в основе любой деятельности. Особенности этой базовой работоспособности проявляются в нашем исследовании косвенно, через деятельность, суть которой состоит в восприятии и переработке информации в соответствии с определенными правилами. На какое "волевое усилие" способна нервная система человека, как долго она может работать, не уставая, от этого будут зависеть эффективность и стиль не только профессиональной деятельности, но и всей жизнедеятельности человека в целом.

 

4.1. Интерпретация количественных показателей работоспособности

Статистические данные, необходимые для интерпретации отдельных показателей работоспособности, были получены на выборке 628 человек в возрасте от 18 до 35 лет.

4.1.1. Показатель скорости переработки информации (S)


Косвенно характеризует функциональную подвижность нервной системы. Функциональная подвижность нервной системы -это скорость распространения нервных импульсов, а также их взаимного превращения (скорость смены возбуждения торможением или наоборот). Скорость движения нервного импульса имеет прямое отношение к условнорефлекторной, поведенческой деятельности. Скорость распространения процессов по нейронным комплексам коры определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной переработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения.

Рассчитанная по формуле величина S может быть переведена в стандартные баллы по следующей шкале:

10 баллов - высокая скорость переработки информации (высоко подвижные);

8-9 баллов - скорость переработки информации выше среднего (подвижные);

4-7 баллов - средняя скорость переработки информации (подвижные);

<4 баллов - низкая скорость переработки информации (инертные).

 

4.1.2. Показатель средней продуктивности (Рт)

Продуктивность - это количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени.

Показатель Рт имеет тесную корреляционную связь с показателем S (0.891 при р<0.01). Поэтому при отсутствии необходимости точной оценки результатов теста по скорости переработки информации можно ориентироваться на продуктивность (Рт), оценивая ее по следующей шкале:

> 330 - высокий уровень продуктивности;

250-330 - уровень продуктивности выше среднего;

150-250 - средний уровень продуктивности;

< 150 - низкий уровень продуктивности.

Таким образом, лица с высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы обладают высокой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу для их высокой продуктивности, способности выполнять большое количество работы в единицу времени. Описанные особенности будут способствовать успешности деятельности этих людей в тех профессиональных сферах, где решающим является фактор скорости. Они смогут выполнять рабочие операции в повышенном темпе, будут более успешны при выполнений сложных алгоритмических операций, особенно скоростных.

Лица с инертной (<4 баллов) нервной системой со скоростной работой справляются плохо. Индивидуальный стиль деятельности, направленный на компенсацию недостаточной подвижности, может состоять в использовании различных подготовительных и профилактических приемов, позволяющих выполнять отдельные скоростные операции. Но в целом инертность нервной системы ограничивает возможности формирования скоростного двигательного навыка, что является прямым противопоказанием для обучения профессиям, связанным с высоким двигательным темпом (водители, машинистки, радиотелеграфисты, телефонисты, работа на конвейере и т. д.).

Инертность нервной системы может стать причиной неуспе­ваемости в школе, если данная особенность ребенка не учитывается и он вынужден работать в общем, слишком быстром для него, темпе. Таким детям необходим индивидуальный темп учебной деятельности для полного раскрытия имеющихся у них способностей.

Люди с инертной нервной системой всегда "проигрывают" в скоростных ситуациях. Проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) они могут только в спокойной обстановке: действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям темпе.

4.1.3. Коэффициент выносливости (Кр)

Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности (Рт) без признаков утомления, снижающего скорость деятельности. Косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя.

Коэффициент выносливости Кр оценивается по следующей шкале:

< 0% - высокий уровень выносливости;

0-15% - средний уровень выносливости;

> 15% - низкий уровень выносливости.

Лица с высоким уровнем выносливости длительное время сохраняют выявленный уровень продуктивности, т. е. скоростные характеристики деятельности без утомления. Как правило, они проявляют большую устойчивость к помехам в деятельности, можно предположить также их большую надежность в критических ситуациях (наличие опасности, большой поток информации и др.), но это требует дополнительной проверки.

Лица с низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности с умеренной интенсивностью поступления информации. Их индивидуальный стиль деятельности, позволяющий компенсировать низкую выносливость, может состоять в многократном кратковременном отдыхе в течение дня, до наступления сильного утомления. Кроме того, лица рабочих специальностей могут компенсировать низкую выносливость более экономным характером движений, формированием обобщенного представления о "главном звене" деятельности, т. е. ее основном схематическом рисунке, что позволяет наиболее рационально распределять кратковременные передышки во время работы для восстановления работоспособности.

 

4.2. Интерпретация качественных показателей работоспособности

4.2.1. Показатель средней точности (Ат)

Определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности. Косвенно характеризует дифференцированное торможение в центральной нервной системе.

Показатель средней точности работы оценивается по следующей шкале:

> 0.95 - высокий уровень точности;

0.90-0.94 - уровень точности выше среднего;

0.80-0.89 - средний уровень точности;

< 0.79 - низкий уровень точности.

4.2.2. Коэффициент точности (Та)

Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности (Ат) без признаков утомления, снижающего безошибочность работы.

Как и Кр, коэффициент точности характеризует выносливость человека, но с точки зрения поддержания безошибочности деятельности.

Коэффициент точности оценивается по следующей шкале:

колебания точности в пределах 5% - не учитываются;

падение точности на 5-15% - умеренный, допустимый уровень изменений;

падение точности более чем на 15% - значительные изменения, нарастание утомления.

Лица, склонные допускать в силу своих нейрофизиологических особенностей большое количество ошибок, наименее эффективны будут в деятельности, предъявляющей повышенные требования к точности работы (вождение транспорта, операторская деятельность, бухгалтер, кассир, налоговый инспектор, статистик, метролог, корректор, редактор, картограф, чертежник и другие профессии типа "Человек - Знаковая информация").

Очевидно, что индивидуальный стиль деятельности (трудовой, учебной), позволяющий скорректировать недостаточную точность, должен включать обязательную проверку выполненных частей работы.

4.2.3. Показатель надежности

Определяет вероятность поддержания заданной эффективности деятельности в течение заданного времени.

Для определения надежности рекомендуется построить графики продуктивности и точности работоспособности. Анализ характера изменений продуктивности в процессе выполнения задания и сопоставление ее с динамикой точности позволяют вынести заключение о надежности работы и наличии признаков утомления.

Опишем некоторые критерии оценки надежности:

ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ

1) незначительная амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin < 50 единиц) при высоком уровне точности работы (Ат ≥ 0.90);

2) средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin = от 50 до 100 единиц) при высокой точности (Ат ≥ 0.90) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к высокой".

 

СРЕДНЯЯ НАДЕЖНОСТЬ

1) низкая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin < 100 единиц) при среднем уровне точности работы (АТ = 0.80-0.89);

2) высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin > 100 единиц) при высоком уровне точности работы (Ат ≥ 0.90).

НИЗКАЯ НАДЕЖНОСТЬ

1) высокая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin > 50 единиц) или волнообразные ее изменения при низком уровне точности (Ат < 0.80);

2) даже при незначительной амплитуде колебаний продуктивности (Рmах - Pmin < 50 единиц) низкий уровень точности (Ат < 0.80) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к низкой";

3) высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin > 100 единиц) при среднем уровне точности (Ат = 0.80-0.89).

При этом во всех описанных вариантах уровень продуктивности работы Рт не имеет значения.

Таким образом, амплитуда колебаний продуктивности оценивается следующим образом:

Рmах - Pmin > 100 единиц - высокая амплитуда колебаний;

Рmах - Pmin = от 50 до 100 единиц - средняя амплитуда колебаний;

Рmах - Pmin < 50 единиц - незначительная амплитуда колебаний.

Амплитуду колебаний точности можно оценить по следующей шкале:

колебания в пределах одного диапазона оценки точности (в зависимости от

показателя средней точности Ат;

например, Ат = 0.95,

А за каждые 2 минуты работы -

в диапазоне от 0.90-0.94) - незначительные;

колебания в пределах двух диапазонов оценки точности - умеренные;

колебания в пределах трех-четырех диапазонов оценки точности - значительные.

Типовые соотношения изменений продуктивности с динамикой точности представлены вариантами 1-5.

Вариант 1

После кратковременного повышения продуктивность стабилизируется, практически не изменяясь до окончания работы. Аналогично уровень точности после кратковременного снижения (или без него) остается постоянным в течение всей работы. Это свидетельствует о надежности работоспособности обследуемого при высоком или среднем уровне точности работы (Ат > 0.80). При этом уровень продуктивности Рт не играет роли. Даже в случае Рт < 150 мы будем иметь дело с надежной работой на низком уровне продуктивности.

 

Вариант 2

После некоторого снижения уровень продуктивности постепенно повышается, достигая своего максимума на 6-8 минутах работы. К окончанию работы продуктивность несколько падает, оставаясь выше первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может быть выше среднего уровня (Рmах -Pmin < 100 единиц). Кривая точности постепенно снижается, но ее колебания не превышают умеренного уровня изменений. При этом общая точность работы должна быть средней (Ат = 0.80-0.89). Такое сочетание показателей свидетельствует о средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности к концу работы отражает появление Признаков утомления.

 

Вариант 3

Резкое скачкообразное повышение продуктивности в начале работы быстро сменяется постепенным или резким снижением. К окончанию работы продуктивность достигает первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может превышать средний уровень (Рmах -Pmin < 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются значительными колебаниями точности и ее снижением к концу работы ниже первоначального уровня. При среднем уровне общей точности работы (Ат = 0.80-0.89) подобное сочетание показателей свидетельствует о средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности, а также выраженные колебания обоих показателей отражают нарастание признаков утомления.

Вариант 4

После кратковременного повышения продуктивности (либо без него) начинается ее прогрессирующее падение. К концу работы продуктивность опускается ниже первоначального уровня. Амплитуда колебаний продуктивности высокая (Рmах - Pmin > 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются незначительными колебаниями уровня точности. При среднем или низком уровне общей точности работы (Ат < 0.90) такое сочетание показателей свидетельствует о низкой надежности работоспособности обследуемого. Постоянное падение продуктивности, которое начинается практически в начале работы, при среднем или низком уровне точности отражает раннее развитие признаков утомления.

Вариант 5

Выраженные колебания продуктивности и точности на протяжении всей работы позволяют сделать вывод о низкой надежности работоспособности обследуемого, независимо от того, будут ли рассчитанные по формулам показатели общей продуктивности и точности работы высокими, средними или низкими.

 

Примечание. Шаг по шкале Р - 50 единиц.

Следует иметь в виду, что построенные кривые характеризуют колебания продуктивности и точности работы обследуемого непосредственно в процессе выполнения задания теста. Для более точной пролонгированной характеристики изменений продуктивности, точности и надежности можно предъявлять обследуемому тест в различные периоды рабочего дня, по крайней мере, дважды: до начала работы и после ее окончания. В этом случае изменения продуктивности и точности оцениваются следующим образом:

колебание показателя Рт или Ат в пределах 5% - не учитываются;

ухудшение показателя Рт или Ат на 5-15% - умеренные, допустимые;

ухудшение показателя Рт или Ат на 16-19% - выраженное утомление;

ухудшение показателя Рт или Ат более чем на 19% - переутомление.

 

4.3. Интегральная оценка уровня работоспособности

Интерпретация описанных частных показателей работоспособности характеризует ее качественное своеобразие составляет наиболее ценную информацию для психологических выводов и заключений. Кроме того, сочетание отдельных показателей позволяет ориентировочно судить об интегральном уровне работоспособности обследуемого.

Таблица 2

Сочетания отдельных показателей, позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как высокую

 

Продуктивность в вср В в в вср вср вср в в в в вср вср вср
Выносливость в в Вср в в вср в в вср в вср вср в вср вср
Точность в в В вср в в вср в вср вср в вср вср вср в
Надежность в в В в вср в в вср в вср вср вср вср в вср

 

Таблица 3

Сочетание отдельных показателей, позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как низкую.

Продуктивность н с н н н с н н н с с вср в н н н н
Выносливость н н с н н с с н с н с н н в вср н н
Точность н н н с н н с с н н с н н н н вср в
Надежность н н н н с н н с с с н н н н н вср в

 

Обозначения: в – высокий уровень, вср – уровень выше среднего, с – средний уровень, н – низкий уровень.

Сочетание показателей, не вошедшие в Табл. 2 и 3, будут свидетельствовать о среднем уровне работоспособности обследуемого.

4.4. Характеристика личностных и трудовых качеств обследуемого по показаниям работоспособности

Формулировка предположений о личностных и трудовых качествах обследуемого требует опыта работы с методикой и применения определенной схемы для анализа личности. Одна из таких схем разработана Хосковцев (6). В соответствии с ней, на основании результатов теста можно выделить четыре группы обследуемых:

1. С хорошими количественными (продуктивность) и качественными (точность) результатами работы.

Хорошая результативность по обоим параметрам позволяет предположить у обследуемого силу воли, хорошее внимание, способность к длительному сосредоточению, хорошую саморегуляцию и умение владеть собой, внутреннюю дисциплину.

2. С хорошими качественными и слабыми количественными результатами работы.

Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на безошибочность работы. В данном случае можно предположить наличие у обследуемого таких личностных особенностей как добросовестность, старательность, терпеливость, чувство ответственности и, возможно, склонность к пунктуальности.

3. С хорошими количественными и слабыми качественными результатами работы.

Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на высокую скорость, результативность работы. Это позволяет предположить у обследуемого такие личностные черты как импульсивность, самоуверенность, трудовой энтузиазм, а также, возможно, легкомысленность и поверхностный характер.

4. Слабые количественные и качественные результаты работы.

Общую неудачу демонстрируют люди, которые, скорее

всего, не способны к волевому усилию, неаккуратны, внутренне неуравновешенны, неуверенны в себе, тревожны. Иногда это может быть связано с заниженными интеллектуальными способностями.

 

Методика диагностики работоспособности широко применяется в психологии труда и военной психологии для профессионального отбора, распределения и психологического сопровождения (помощь в формировании индивидуального стиля деятельности) персонала. Также она может быть применима и в других областях: педагогической, клинической, консультативной психологии и др.

Необходимо специально отметить, что выявленные с помощью методики психофизиологические параметры работоспособности необходимо интерпретировать с учетом мотивационного аспекта работоспособности. Высокая продуктивность, выносливость, точность, надежность работы, доступные обследуемому в соответствии с его психофизиологическими особенностями, могут не проявиться в реальной профессиональной или учебной деятельности, если она не мотивирует обследуемого своим содержанием, материальным вознаграждением, т. е. не является для него мотивационно значимо.

 

Рекомендации к оформлению:

1. Обработайте результаты теста с помощью ключей, при этом подсчитайте и занесите в рабочую тетрадь (с.27-29) следующие показатели:

· Q - общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы;

· N - число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты;

· M - число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты.

1. Вычислите показатели точности работы (А) и продуктивности работы (P) за каждые 2 минуты;

2. Вычислите показатель скорости переработки информации (S);

3. Вычислите показатель показатель средней продуктивности (Рт) и показатель средней точности (Ат) за 10 минут;

4. Вычислите коэффициент выносливости (Кр) и коэффициент точности (Та);

6. Подсчитайте амплитуду колебаний продуктивности (Рmах – Рmin);

7. Постройте графики для характеристики надежности работоспособности по показателям продуктивности и точности (ось абсцисс - время выполнения теста с шагом 2 минуты, ось ординат - соответствующая
моменту измерения величина продуктивности или точности).

8. Проинтерпретируйте полученные качественные показатели работоспособности (показатель средней точности, коэффициент точности, показатель надежности), интегральную оценку уровня работоспособности, сравните индивидуальные графики с графиками типовых соотношений изменений продуктивности с динамикой точности, посмотрите характеристику личностных и трудовых качеств по показаниям работоспособности;

9. Напишите заключение.

 

9. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «пиктограмма»

Данная методика относится к числу наиболее распространенных, причем она позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет использовать методику для самых разнообразных целей, например при арт-терапии, оценке межличностных отношений, при установлении иерархических ценностей.

Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией в 1936 г. Вначале эта методика предназначалась только для клинических испытаний, но ее простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу ее применения.

Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название - пиктограмма - обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются Рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей, например американских индейцев, некоторых народностей нашего Севера. Иногда такой способ коммуникации признается самым эффективным в некоторых службах, например УВД, где достаточно скрупулезно конструируются различные типы запрещающих или разрешающих знаков. Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени. Все же для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблицы (табл. 7.6.1).

 

Таблица 7.6.1

Расположение экспериментальных данных по методике ²Пиктограмма²

 

  Понятие Пикто-грамма Критерий адекватности (+ или -) Критерий воспроизведения спустя отсроченный период (+ или -) Критерий конкретности – абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) Критерий стандартности – оригинальности образа в баллах (от 1 до 3)
Веселый праздник Развитие Тяжелая работа Зимний день Разлука Легкая работа Болезнь Счастье Обман Бедность   Всего, %          

 

При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).

Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным способом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий - это критерий адекватности. Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи - знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности - от 70 % и выше.

Спустя некоторое время после выполнения задания - обычно через 15-20 мин - эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания. Как и первый критерий, второй критерий - восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период - в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.

Третий критерий - конкретность-абстрактность - также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Четвертый критерий - стандартность-оригинальность пиктограмм - также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.

Как уже указывалось ранее, по методике «пиктограммы» можно получить сведения и более широкого характера, сводящегося не только к оценкe наглядно-образного мышления, но и, например, направленности сознания, межличностным предпочтениям, эмоциональному состоянию испытуемого.

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты диагностики в рабочую тетрадь (с. 30-31);

2. Для обработки данных обменяйтесь тетрадями и оцените пиктограммы экспертным способом по всем четырем критериям, также учтите и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.);

3. Далее каждый обследуемый подсчитывает средние данные по каждому критерию и сравнивает их с «нормой»;

4. Напишите заключение.





Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3555; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.189.88
Генерация страницы за: 0.232 сек.