Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кэттелла




 

КУЛЬТУРНО-СВОБОДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТА ТЕСТ (Culture-Fair Intelligence Test, CFIT) — тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, независимого от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.), т. н. «чистого интеллекта». Опубликован Р. Кэттеллом в 1958 г. Имеется три варианта теста: а) для детей 4—8 лет и умственно отсталых взрослых; б) для детей 8—12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования (две параллельные формы А и В); в) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием (две параллельные формы А и В).

Первый вариант теста состоит из восьми субтестов, четыре из которых рассматриваются автором в качестве «свободных от влияния культуры»: 1) «подстановка»; 2) «классификация»; 3) «выбор называемых предметов»; 4) «лабиринты»; 5) «картинки с недостающими деталями»; 6) «выполнение указаний»; 7) «загадки»; 8) «определение сходства». Время решения всех заданий — 22 мин.

Второй и третий варианты К.-с. и. т. состоят из четырех субтестов и отличаются лишь уровнем трудности (рис. 34): «Серии» — распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур; «Классификация» — определение общих черт, особенностей фигур; «Матрицы» — дополнения к комплектам фигур; «Условия» — перестановка фигур, первоначально расположенных в определенном порядке (требуется отметить точкой один из данных на выбор рисунков с соблюдением условий, заданных по образцу). Время, отводимое на решение всех заданий, — 12,5 мин. К.-с. и. т. представляет собой тест скорости, но может быть использован и без ограничения времени выполнения. Исходные оценки по второму и третьему вариантам теста с помощью таблиц преобразуются в процентили и IQ-показатель стандартный с δ = 16. Первый вариант обрабатывается только посредством относительного IQ.

Р. Кэттелл исходит из того, что издание теста для измерения общих способностей, очищенных от «наслоений культуры», возможно прежде всего на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие.

По мнению Р. Кэттелла, данные, полученные с помощью К.-с. и. т. в различных культурных группах, вполне сопоставимы между собой. Стандартизация К.-с. и. т. не завершена. Коэффициент надежности методом расщепления теста составляет 0,70—0,92. Валидность изучалась путем корреляции с результатами других тестов интеллекта. По данным Р. Кэттелла, показатель корреляции К.-с. и. т. со Станфорд—Бине умственного развития шкалой равен 0,56, Некоторые из субтестов первого варианта требуют исключительно индивидуального предъявления, другие варианты могут использоваться как при индивидуальном, так и при групповом тестировании.

Сведений об использовании в СНГ не имеется.

 

Рис. 4. Образцы заданий из субтеста Культурно-свободного интеллекта теста

 

 

На 1-й субтест дается 3 минуты, на 2-й —4, на 3-й — 3 и на 4-й субтест 2,5 минуты. Всего — 12,5 минут.

Первый субтест содержит 12 заданий, помеченных буквами латинского алфавита от А до L, и три пробных задания.

Второй субтест — 14 заданий от А до N и 2 пробных.

Третий субтест — 12 заданий от А до L и три пробных.

Четвертый субтест — 8 заданий от А до Н и три пробных.

Для каждой серии заданий приводятся номера, соответствующие правильным решениям.

За каждый правильный ответ дается один балл. Сумма правильных ответов соответствует сырому баллу. Стандартные оценки выводятся по таблице, где каждому значению сырых баллов соответствует эмпирически выведенный IQ (коэффициент интеллекта).

 

Ключ к методике

 

 

 

 

Соотношения приведенных в таблице значений IQ с уровнем интеллекта аналогичны классификации уровня интеллекта по Векслеру

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 7559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.