Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда




 

Факторно-аналитические исследования, которые более двадцати лет проводились Дж.Гилфордом и его сотрудниками в университете Южной Калифорнии с целью разработки тестовой программы измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс обработки информации. Эти переменные следующие:

1) содержание предъявляемой информации (характер стимульного материала);

2) операции по обработке информации (умственные действия);

3) результаты обработки информации.

Каждая интеллектуальная способность описывается в терминах конкретного содержания, операций, результата и обозначается сочетанием трех индексов. Опишем параметры каждой из трех переменных с указанием соответствующего буквенного индекса (индексы указываются в скобках).

Содержание предъявляемой информации:

1. Образы (Р) — зрительные, слуховые, проприоцептивные и другие образы, отражающие физические характеристики объекта.

2. Символы (З) — формальные знаки: буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения и т. д.

3. Семантика (М) — концептуальная информация, чаще всего словесная; вербальные идеи и понятия; смысл, передаваемый при помощи слов или изображений.

4. Поведение (В) — информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы, потребности настроения, мысли, установки определяющие поведение людей.

Операции по обработке информации:

1. Познание (С)—обнаружение, узнавание, осознание, понимание информации.

2. Память (М) — запоминание и хранение информации.

З. Дивергентное мышление (D) — образование множества разнообразных альтернатив, логически связанных с предъявленной информацией, многовариативный поиск решения проблемы.

4. Конвергентное мышление (N) — получение единственного логического следствия из предъявленной информации, поиск одного правильного решения проблемы.

5. Оценивание (Е) — сравнение и оценка информации по определенному критерию.

Результаты обработки информации:

1. Элементы (U)—отдельные единицы информации, единичные сведения.

2. Классы (С) — основания отнесения объектов к одному классу, группировки сведений в соответствии с их общими элементами или свойствами.

З. Отношения (R) — установленные отношения между единицами информации, связи между объектами.

4. Системы (S) — структурированные системы информационных единиц, комплексы взаимосвязанных частей, информационные блоки, целостные сети, составленные из элементов.

5. Трансформации (Т) — преобразования, модификации, переформулировки информации.

6. Импликации (I) — результаты, выводы, логически связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы.

Таким образом, классификационная схема Дж. Гилфорда описывает 120 (5х4х6) интеллектуальных факторов (способностей). Каждой интеллектуальной способности соответствует маленький кубик, образованный тремя осями координат: содержание, операции, результаты:

 

 

Высокая практическая ценность модели дж. Гилфорда для психологии, педагогики, медицины и психодиагностики отмечалась многими крупными авторитетами в этих областях: А. Анастази, Ж. Годфруа, Б. Кулагиным. К несомненным достоинствам этой модели можно отнести следующие моменты.

1. Дж. Гилфорд предложил расширенную концепцию интеллекта, которая представляет собой самое полное на сегодняшний день системное описание интеллектуальных способностей человека.

2. Модель Дж. Гилфорда обладает эвристической силой — она позволяет прогнозировать выделение интеллектуальных способностей, которые пока еще не выявлены в экспериментальных исследованиях.

3. Вследствие полноты системного описания модель Дж. Гилфорда позволяет классифицировать практически все известные интеллектуальные тесты, а также расширяет на содержательном уровне их интерпретационные возможности.

4. Модель Дж. Гилфорда дает возможность определить специфику интеллектуальной активности в зависимости от выполняемой задачи, выяснить, какая способность актуализируется при решении конкретных проблем.

5. Модель Дж. Гилфорда открыла пути для измерения и развития творческих способностей, так как выделенное им дивергентное мышление является основанием креативности. На базе этой концепции разработаны южнокалифорнийские тесты легкости, гибкости, оригинальности и точности мышления, тесты творческого мышления Торренса, а также программа «SОI» предназначенная для обучения одаренных детей. Практика показывает, что модель может быть также эффективно использована для создания программ психологической коррекции слабоуспевающих учащихся и детей с ЗПР.

6. Модель Дж. Гилфорда применяется в целях патопсихологической диагностики. Она позволяет интерпретировать данные об изолированной утрате психических функций при локализованных повреждениях мозга.

содержания.

7. И, наконец, модель Дж. Гилфорда очень технологична, она позволяет разрабатывать процедуры диагностики психических феноменов, уже открытых описательной психологией, но еще не измеренных в психологии экспериментальной. Именно такая судьба выпала в психологии феномену «социального интеллекта».

 

Характеристика теста




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.