Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория бытия в философии




Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свы­ше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взгля­дов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имею­щих реальной достоверности.

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные суждений нового суждения, логически правильного, но ложного по смыслу. Софис­тика была распространена в Древней Греции, имела цель не получе­ния истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Направлениями в философии являются:

■ материализм;

■ идеализм;

■ эмпиризм;

■ рационализм.

Материализм – направление в философии, при котором действительность восприни­мается как реально существующая, материя — как первичная суб­станция, а сознание — как свойство, проявление материи.

Идеализм — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощения.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно кото­рому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, полу­чаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).

Рационализм — философский метод и направление в фило­софии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений. Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.

Один из центральных разделов философии, изучающих пробле­му бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось имен­но с изучения проблемы бытия.

Содержание философской категории «бытие»:

■ окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

■ окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, ис­точник движения в самом себе;

■ природа, общество, человек, мысли, идеи существуют, но раз­личаются по способам и формам своего существования. Они образуют целостное единство бесконечного мира, то есть они сосуществуют;

■ материя и сознание (дух) — единые, но в то же время проти­воположные сущности, реально существуют: и материя, и дух есть.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстан­ции — самостоятельной сущности, которая для своего существова­ния не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — действительность (реальность). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.

Объективная реальность — объективное существование какого- либо предмета, явлений независимо от сознания человека. Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа: так ученый или инженер могут ясно представлять себе буду­щую установку, ее составные части, последовательность ее работы. Такой, пока лишь придуманный агрегат тем не менее существует, имеет место быть в сознании его создатели. Эти явления существу­ют, но не в объективной реальности, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те про­цессы и события, которые в нем происходят.

Мысли, образы, чувства и желания могут изменить всю жизнь человека и жизнь других людей, т.е. могут оказаться не менее зна­чимыми, чем и материальные явления.

Следовательно, существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являю­щаяся продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее и объективному (в силу сво­ей телесности) и субъективному (как обладатель сознания) миру.

Бытие — есть единство субъективной и объективной ре­альности. Человек и его мир — это точка пересечения субъек­тивной и объективной реальности. В этом смысле человек -центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом.

Человек творит собственный мир (мир человека), создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, со­здает свою «историческую реальность». В процессе творения исторической реальности задействованы не только сознание чело­века, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергаемые обработке челове­ка. Таким образом, многообразие бытия включает объективную ре­альность, субъективную и историческую реальности.

Объективная Историческая Субъективная
реальность реальность реальность
1. Бытие вещей: 1. Бытие человека в Бытие духовного
естественных, мире вещей (идеального)
природных    
2. Бытие искусст- 2. Бытие человека в -Субъективиро-
венных вещей, мире идеи ванное духовное
созданных чело- 3. Бытие человека в бытие
веком мире людей - соци- - объективирован-
  альное бытие ное

 

Основными формами бытия являются:

материальное бытие — существование материальных (об­ладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие — существование идеального, духовного (сознания, мышления) как самостоятельной реальности;

человеческое бытие — существование человека как един­ства материального и духовного (идеального), бытие челове­ка самого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в об­ществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого об­щества.

Среди бытия также выделяются:

ноуменальное бытие (от слов «ноумен» — «вещь сама по себе») — бытие, которое реально существует независимо от свзнания того, кто наблюдает его со стороны;

феноменальное бытие (от слова «феномен» — «явление, данное в опыте») — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небы­тие — полное отсутствие чего-либо. Предметы, явления окружающе­го мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небы­тия: еще не зачатые и не родившиеся люди, несозданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, фило­софская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на 3 вопроса, сформулированные И. Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?».

Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.