Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качества и социальные типы личности




При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — черты харак­тера, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. В зна­чительной мере качества личности формируются под влиянием се­мьи и общества. В философии выделяются позитивные моральные качества:

■ гуманизм;

■ человечность;

■ честь;

■ совесть;

■ скромность;

■ великодушие;

■ справедливость;

■ верность;

И общественно осуждаемые — негативные качества:

■ чванливость;

■ цинизм;

■ грубость;

■ тунеядство;

■ трусость;

■ нигилизм;

■ иные негативные черты.

К общественно полезным качествам относятся:

■ воля;

■ решительность;

■ мудрость;

■ умения;

■ убеждения;

■ патриотизм.

На основе знаний, приобретенных умений формируется способ­ность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что называют интеллектом. Знания и ум превращаются в личностные характерис­тики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определить свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих.

Характерной чертой каждого человека, личности является нали­чие потребностей и интересов. Потребности — это переживае­мое и осознаваемое человеком состояние нужды в чем-либо. По­требности могут быть:

■ биологическими (естественными) — в сохранении жизни, пи­тании, размножении и др.;

■ духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб­щиться к ценностям культуры;

■ материальными — обеспечить достойный уровень жизни;

■ социальными — реализовать профессиональные способнос­ти, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный ком­понент человеческого счастья. Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уро­вень потребностей и возможность их удовлетворения. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересо­ванность в чем-либо. Среди интересов выделяются:

■ личные (индивидуальные);

■ групповые;

■ классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);

■ общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);

■ государственные;

■ интересы всего человечества (например, в недопущении ядер­ной войны, экологической катастрофы и др.).

У каждого человека есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия. Различна иерархия интересов у лю­дей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творчес­кой профессии.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем раз­вития общества. Однако различие интересов способствует про­грессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагони­стическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, груп­пы, класса, государства и т. д.) и соотносятся с общими интересами. Установка — состояние готовности, предрасположенности субъек­та к активности в определенной ситуации. Ценностные ориента­ции — это политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные прин­ципы поведения. Ценностные ориентации (ЦО) — это важнейший элемент внутренней структуры личности, обеспечивающий устойчи­вость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и инте­ресов. В любом обществе ЦО личности оказываются объектом вос­питания, целенаправленного его воздействия и оптимальным здесь является состояние, когда личность в процессе воспитания выраба­тывает в себе способность правильно понимать соотношение лич­ного и общественного.

Среди всех ролей, выполняемых людьми в обществе, обычно выделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. В зависимо­сти от этого различают следующие социальные типы личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и под­вижники.

Для деятелей характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и дос­тижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.

Второй тип, как известно, составляют мыслители. Их мысли — о судьбах мира, их цели — спасти людей от заблуждений и соблазнов его, сохранить нравственную чистоту людей, уберечь их от угрожаю­щих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины.

Люди чувств и эмоций — творцы, создатели художественных (в широком смысле) произведений, чаще всего писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественны­ми образами». К четвертому типу — гуманистов и подвижников относятся люди, которые «чужую боль воспринимают как свою», стремятся облегчить страдания не только «ближних», но и «даль­них», всех людей планеты, независимо от их географического про­живания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедной при­надлежности.

Кроме того, существуют также цивилизационные типы личнос­ти: восточный и западный. Для западной личности характерна оп­ределенная целостность в реакции на различные жизненные ситуа­ции, экспрессивность, склонность к риску, индивидуализм, стремле­ние к новизне, к активному достижению успехов, материального благополучия, недостаточно уважительное отношение к понятиям «мера», «чувство меры».

Для восточного типа личности (например, японской) характер­ны стремления к достижению согласия с людьми, к коллективизму, соблюдению и сохранению традиций, к достижению внутренней ду­шевной гармонии и созерцательности, гармонии с природой, повы­шенная ритуальность, разнообразие действий, строгая предписан-ность реакций в различных ситуациях в отношении к различным людям в строгой зависимости от их статуса: государственного, соци­ального, семейного и т. д. Восточная личность высоко оценивает чувство меры и осознания своей сопричастности с той или иной общностью. В отличие от западной личности, восточной присуща мягкость в общении с окружающими, покой ума и души.

Наконец, выделяют религиозные типы личности в зависимости от их религиозных идеалов.

Христианская личность — это человек, любящий Бога и своих ближних, осознающий свое единство с миром (антропокосмическое единство), свою ответственность за судьбы мира и природы, свою греховность, спасительную миссию Иисуса Христа и выполняющий христианские заповеди.

Личность мусульманина отличает вера в единого Бога Аллаха, он почитает Коран — священную книгу мусульман — и следует заповедям, изложенным в нем, выполняет религиозно-мусульман­ское законодательство, должен вести правильный образ жизни, при­обретать знания, умения и навыки, быть милосердным, помогать бед­ным, вдовам, сиротам, отрицательно относиться к самоубийству, пре­любодеяниям, абортам, применению контрацептивных средств.

В буддистской религии идеалом является Будда (в пер. с сан­скрита — «осененный истиной, совершенный»), провозгласивший че­тыре великие истины. Первая истина гласит: «Жизнь есть страда­ние». Вторая истина указывает, что причиной страданий являются человеческие желания, страсти, стремления к радости. Третья исти­на предписывает путь избавления от страданий — надо избавиться от желаний. Четвертая истина описывает правила спасения от стра­даний: надо иметь правильное суждение, правильное решение, пра­вильную речь, правильную жизнь, правильное стремление, правиль­ное внимание и правильное сосредоточение (отвергается жажда к чувственным наслаждениям, с одной стороны, и путь аскетизма с другой стороны, а надо достичь нирваны — мира вечности без пере­рождений, а значит, без страданий).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.