Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура, методы и формы научного эмпирического познания




Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разработанных методов.

Метод — это способ деятельности, совокупность приемов, приме­няемых исследователем для получения определенного результата.

Когда речь идет о научных методах, то имеют в виду прежде всего те приемы и способы, которые помогают получить истинное знание.

Лишь благодаря использованию научно обоснованных методов человеческая деятельность может быть эффективной. Бэкон срав­нивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в тем­ноте. Он заметил, что даже хромой, идущий по дороге, опередит того, кто идет по бездорожью.

Методология и есть теория познавательной деятельнос­ти. Она — теоретическое обоснование методов и форм научного познания.

Методы научного познания многообразны и отличаются друг от друга. Метод всегда зависит от объекта, на изучение которого он направлен. В зависимости от предметной направленности различа­ют физические, химические, биологические, социальные и т. п. мето­ды исследования.

В научном познании на эмпирическом и теоретическом уровнях ставятся существенно различные задачи. И потому и методы будут различаться.

По степени общности методы бывают: частные, общенаучные и всеобщие. Частные методы применимы в узкой области конкрет­ных исследований. Общенаучные применимы в гораздо более ши­рокой сфере научных исследований. К ним относятся: анализ и син­тез, индукция и дедукция и ряд других. Всеобщие методы — фило­софские.

В научном познании различают два уровня: эмпирический и тео­ретический. К эмпирическим методам относятся:

наблюдение;

■ эксперимент;

■ моделирование.

Наблюдение — целенаправленное, планомерное, систематичес­кое восприятие предметов и явлений окружающей действительнос­ти, наблюдение ведется всегда в соответствии с определенными по­знавательными задачами.

Эксперимент (латинское слово «экспериментум» буквально оз­начает пробу, опыт) есть испытания изучаемых явлений в контроли­руемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится вы­делить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Постановке эксперимента предшествует соответствующая подгото­вительная работа. Разрабатывается программа эксперимента; если нужно, то изготовляются специальные приборы, измерительная ап­паратура.

В отличие от наблюдения, эксперимент представляет собой опыт, основанный на вмешательстве исследователя в ход явлений и про­цессов путем создания условий, позволяющих выделить определен­ные связи явлений и многократно воспроизводить их.

Составляющими эксперимента являются: экспериментатор; изу­чаемое явление; приборы. В современных условиях эксперимент чаще всего производится группой исследователей, которые действуют согласованно.

Важнейшим моментом эксперимента являются измерения, они позволяют получить количественные данные.

Интересной возможностью развития метода экспериментирова­ния является так называемое модельное экспериментирование.

Иногда экспериментируют не над оригиналом, а над его моделью, то есть над другой сущностью, похожей на оригинал. Полное со­впадение свойств модели и оригинала никогда не достигается, при­чем по очень простой причине: модель не есть оригинал.

Большое значение в современной науке и практике имеет также метод моделирования. Моделирование - это материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемо­го объекта путем конструирования модели, воспроизводящей ос­новные особенности этого объекта.

Моделирование может быть чувственно-наглядным и абстракт­ным (логико-математическим). Модель должна воспроизводить су­щественные структурные и функциональные особенности оригина­ла, позволяющие понять его закономерности. Построение модели дает возможность объяснить сущность непонятного или мало изу­ченного явления пуем сопоставления его с хорошо известным, изученным объектом. Моделирование значительную роль играет в тех случаях, когда непосредственное изучение свойств оригинала по каким-либо причинам невозможно или затруднено, или эконо­мически нецелесообразно.

Этот метод широко и успешно применяется в физике и технике, в биологии и физиологии, в социологии и экономике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.