Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский ме­тод




Законы диалектики. Закон единства и противодействия противоположностей

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Представления о совершенном человеке в различных культурах. Исторические типы личности

Размышления о совершенном человеке всегда были важной те­мой философско-антропологических исследований. Но в различ­ных культурах делались свои акценты на главных качествах совер­шенного человека:

■ в древнекитайской философии идеал «благородного мужа» включал высшие моральные качества, гуманность, милосердие, стой­кость, почтительность к людям, скромность и бескорыстие (конфи-цианство);

■ в древнеиндийской философии совершенный человек постига­ет «собственную природу» мира, выполняет свой долг, свою карму;

■ в античности совершенный человек - это человек, который живет по закону и праву; совершенная личность или «калокагатия» — это гармоническое сочетание возвышенной нравственности, внешней и внутренней красоты с общественно-политической зрелостью (Ари­стотель). Человек, наделенный здоровьем, пропорциональным тело­сложением, изящными движениями, силой, способностью к творче­ству, к нравственному самосовершенствованию, отказавшись от внеш­них благ и углубившись в самого себя, обладает душевным спокой­ствием, мудростью;

■ в средние века совершенный человек обладает совершенной разумной душой, стремящейся следовать Божьим заповедям;

  • в эпоху Возрождения совершенный человек наделен склон­ностью к добру и любви, к установлению высоконравственных меж­человеческих отношений, способный ценить чужую жизнь и досто­инство превыше всего (Т. Мор);

■ в эпоху Просвещения идеал человека — это гуманный, добро­детельный, рассудительный и просвещенный человек, следующий за­конам. «Путь к добродетелям через совершенствование законов» (Гельвеции);

■ в немецкой классической философии совершенный человек — это единство духовного и телесного совершенства, всесторонний, совершенный образованный человек (Л. Фейербах);

■ в русской философии совершенный человек — это гармони­ческое единство чувства и разума: справедливость, гуманность, от­зывчивость, патриотизм, любовь к Родине, Богу, людям;

■ в современной философской литературе отмечается, что фор­мирование совершенного человека напрямую связано с совершен­ствованием социальной среды, в которой он развивается.


Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, ре­зультатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсаль­ностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи ста­рого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключает­ся в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своем природе, находятся в борьбе и противо­речат друг другу (пример:; день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считаю­щийся основоположником диалектики. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами — тождественнос­тью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (яв­ление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть имен­но этот данный предмет.. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизмене­нию) предмета — движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению каче­ства общества, его обновлению.

Каждое явление внутренне раздвоенно, содержит взаимоисклю­чающие, противоположные тенденции: например, положительно за­ряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ас­симиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и раз­ложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимо-предполагать, взаимодополнять друг друга.

Закон единства и взаимодействия противоположностей являет­ся законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия про­тивоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выде­ление и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Можно также выделить различные виды борьбы противополож­ностей внутри цельного явления:

■ борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, по­стоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» дру­гую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

■ борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему по­беждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

■ антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой.

Помимо борьбы, возможны иные виды взаимодействия:

■ содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

■ солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

■ нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

■ мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.