Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных форм психологической защиты




1. Вытеснение (Подавление) -удаление из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.

Механизм действия: посредством вытеснения неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - забываются – вытесняются из сознания в бессознательное.

Происходит «выдавливание», «выталкивание» неприятных мыслей. Наиболее часто вытесняются личностные качества и поступки, делающие личность непривлекательной в собственных глазах и в глазах других, например, завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Вытеснение часто используется для сдерживания и нейтрализации эмоции страха, чтобы не попасть в зависимость от агрессора. Страх блокируется при помощи забывания реального стимула и всех фактов, и обстоятельств тревожащей ситуации, а так же всего, что ассоциативно связано с тревожащей ситуацией. Человек может проявлять демонстративное безразличие, однако психическая энергия подавленных желаний, присутствующая в теле человека, независимо от его сознания, находит своё выражение в различных психогенных заболеваниях. Так, следствием подавления могут быть: головные боли, истерические симптомы, астма, артрит, гастрит, язва, вялость, страхи и т.д. Сновидения, шутки, оговорки – это прорыв вытесненного материала к открытому выражению. В эту же группу можно включить такие защиты как изоляция, интроекция [3].

2. Изоляция -восприятие или воспоминание эмоционально травмирующих тяжёлых воспоминаний без чувства тревоги, что было бы естественно, а как бы эмоционально отстранённо («Это было где-то далеко и давно; как бы не наяву; как будто не со мной»)[3].

3. Интроекция – принятие без критических замечаний точки зрения другого человека и трансформация в свою собственную позицию. Это делается с целью предотвращения конфликта и угроз со стороны. Люди, использующие подобный вариант защиты, часто говорят не от своего имени, а от лица коллектива, группы: не «Я», а «Мы». Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы [3].

4. Отрицание – это попытка игнорировать реальное, но по каким-то причинам неприятное событие.

Механизм действия: избирательность восприятия и смещение акцентов (преувеличение значимости одних фактов и уменьшении значимости других фактов).

«Слушаю, но не слышу, смотрю, но не вижу».

Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Человек не видит и не слышит то, чего видеть и слышать не хочет, при этом может неправильно вспоминать события, трансформировать описание каких-либо событий, даже не замечая этого.

Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.). Прообразом примитивной формы отрицания является сон как психофизиологический процесс, способствующий снятию общего утомления и эмоциональной напряжённости. Для отрицания характерны фантазии, в которых человек со своими недостатками и проступками является положительным, что позволяет ему примириться с собой (принять себя) и окружающим миром. В целом отрицание тормозит интеллектуальное развитие и личностный рост [2;3].

5. Регрессия - воспроизведение более ранних форм поведения. Сохранение в памяти целиком фрагментов детского поведения с высокой готовностью к его воспроизведению.

Механизм действия: в ситуации возможного поражения (неудачи) применяются двигательные и экспрессивные действия, характерные для маленького ребёнка.

Выражение беспомощности часто со слезами на глазах, интонационный контур голоса с характерными для ребёнка частотно-высотными составляющими.

Обычно этот простой способ поведения свойственен детям, однако многие взрослые люди периодически пользуются этой защитой, чтобы «выпустить пар». Они могут напиться, курить, читать разные «страшилки», играть в азартные игры, смотреть фильмы ужасов, спать днём, быстро и рискованно вести машину, драться и мечтать, фантазировать, хныкать, хандрить, сплетничать, читать детективы, бесцельно бродить по улицам, задираться без видимой причины, наряжаться, ничего не делая, валяться на диване и т.п.

Цель этой защиты – нейтрализация чувств неуверенности в себе, страха неудачи, связанных с проявлениями инициативы. У некоторых людей фиксируются черты детского поведения, которые в случае их спонтанного использования в более старшем возрасте, оказались эффективными для снятия чувства неловкости или недоумения. Подобное поведение в детстве может неосознанно поощряться родителями, дедушками и бабушками. В результате ребёнок вырастает инфантильным. [1;2;3].

6. Замещение (смещение) – направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене.

Механизм действия: разрядка подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувств.

Относительно лёгкий способ справиться с нарастающими чувствами гнева, ярости, злости. Так, например, муж приходит с работы после нагоняя у начальства и критикует жену, ребёнка – всех, кто попадается под руку. Промолчав у начальника, он отыгрывается на близких ему людях, которые если и накричат в ответ, то это всё равно будет менее значимо. В случаях невозможности открытого и прямого выражения своих чувств человек использует естественные двигательные реакции разной степени интенсивности, направленные на разные предметы внешней обстановки, начиная от постукиваний пальцами по столу и заканчивая «двигательной бурей», когда ломается мебель и бьётся посуда. Эти моторные реакции служат естественным «клапаном», с помощь которого «выпускается пар» стенических эмоционально-вегетативных реакций. Если двигательные реакции неэффективны – может наблюдаться агрессия. Заместителем физической агрессии является ругань, иногда с использованием ненормативной лексики. «Крайними» в этих цепях агрессивных смещенных действий, являются, как правило, самые беззащитные – дети, старики, домашние животные [2;3].

7. Проекция -приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств и поведения другим людям.

Механизм действия: бессознательное, пытаясь сохранить целостность образа «Я», препятствует осознанию человеком собственных недостатков, негативных мыслей, поступков и т.д.

Многие люди совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Проекция позволяет уменьшать осознание тревожности, возлагая вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Люди, с преобладанием проекции, склонны винить окружающих в собственных бедах. Обычно им очень сложно принять существование этого механизма. Зачастую неприятно сознаваться самому себе, что тот негатив, который видишь вокруг себя, и который отвергаешь, глубоко и удобно устроился внутри себя самого. «В своём глазу и бревна не видно - в чужом и соринку заметно». Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В конфликтах проекция выступает своего рода катализатором, усиливая враждебность противоборствующих сторон.

Можно выделить несколько видов проекции [3]:

- Атрибутивная – это бессознательное отвержение собственных негативных чувств и приписывание их другим людям.

- Рационалистическая – человек осознаёт наличие у себя тех качеств, которые он приписывает другим, однако на это у него находится оправдание: «Все так делают»

- Комплиментарная – превращение негативных качеств в позитивные. Так, грубость, упрямство, импульсивность превращаются в волевые качества – решительность, принципиальность; Капризность и взбалмошность превращаются в особенности женского характера.

- Симилятивная – приписывание недостатков по сходству (например, родитель – ребёнок) [1;2;3].

8. Интеллектуализация - бессознательный контроль над эмоциями путём опоры на рациональное истолкование событий: всё можно объяснить. Преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви – разговоры о любви).

Различные авторы по-разному рассматривают этот термин. Во многих исследованиях интеллектуализация включает в себя целый ряд достаточно разнородных защитных процессов, таких как аннулирование, изоляция, подавление, сублимация, рационализация. В других исследованиях под интеллектуализацией понимается отдельный автономный механизм, совпадающий с действием рационализации.

При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию [2;3;5].

9. Рационализация – это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Она помогает сохранять самоуважение, самооценку, избежать ответственности и вины.

Механизм действия: личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения.

Рационализация – самый распространенный механизм психологической защиты, потому что поведение человека определяется множеством факторов, которые объясняются наиболее приемлемыми для себя мотивами. Рационализация затушевывает, скрывает настоящие мотивы и делает действия морально и социально приемлемыми. Благодаря ложной аргументации, иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Однако рационализацию не следует смешивать с преднамеренной ложью, обманом или притворством. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна. При этом способе самозащиты используются такие приёмы, как дискредитация цели или жертвы, преувеличение роли обстоятельств[2;3].

10. Реактивное образование – замена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию на диаметрально противоположное поведение, мысли и чувства.

Механизм действия: подмена неприемлемых для осознания побуждений гипертрофированными, противоположными тенденциями. Преувеличенно социально одобряемое поведение.

Главная черта реактивного образования – преувеличение и экстравагантность. О формировании противоположной реакции можно говорить в таких случаях, например, когда мальчики дёргают за косички девочек, которые им нравятся, преувеличенное вежливое поведение может скрывать враждебность [2;3].

11. Компенсация – это самый поздний защитный механизм, который заключается в попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.

Механизм действия: поиск подходящей замены реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности личности.

Неудачи в одном виде деятельности могут заменяться (компенсироваться) успехами в другом виде деятельности. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере). Для компенсации характерны фантазии, имеющие деятельностный характер, которые могут побудить человека к изменению своего поведения и к саморазвитию. Компенсация является одной из наиболее эффективных и желательных защит, характерных для социально зрелой личности [1;2;3].

12. Сублимация - трансформация социально неодобряемого поведения в социально приемлемое.

Механизм действия: агрессивная (по З. Фрейду сексуальная) энергия направляется в другие области деятельности.

Это может быть интеллектуальная, художественная, культурная деятельность. Сублимация переводит поведение на более сложные энергозатратные формы, результатом чего могут быть различные творческие продукты (открытия, изобретения, художественные произведения, социальные действия и поступки). Творческая деятельность обязательно сопровождается чувством удовольствия и радости от самого процесса творчества. Очевидно, что сублимация является эффективной защитой, использование которой приводит к развитию творческой личности. В дальнейшем человек может освободиться от необходимости её использования в разрешении жизненных проблем, так как в случае благополучного развития творчество само по себе становится смыслом жизни. Сублимация в процессе своего действия сама себя «отрицает», давая импульс творчеству. В результате её частого применения личность имеет возможность более полной самореализации. Использование сублимации в качестве психологической защиты возможно при наличии творческих способностей и таланта, толчком для развития которых может быть спонтанное «включение» этой защиты в неблагоприятных социальных ситуациях или при ухудшении здоровья. Так одного человека разлука с любимым, повергает в тоску и отчаяние, приводит к алкоголизму, а другого – к творчеству. Сублимация - одна из высших форм психологических защит – защита зрелой личности [2].

 

2.Определение психологических защит. Опросник Плутчика-Келлермана-Конте "Индекс жизненного стиля" (Life Style Index, LSI)

Инструкция: Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+».

1. Со мной ладить очень легко

2. Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю

3. В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим

4. Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия

5. Если я чего-то хочу, то не могу дождаться момента, когда мое желание сбудется

6. Я легко краснею

7. Одно из самых больших моих достоинств – это умение владеть собой

8. Иногда у меня появляется настойчивое желание про бить стену кулаком

9. Я легко выхожу из себя

10. Если меня в толпе кто-нибудь толкнет, то я готов его убить

11. Я редко запоминаю свои сны

12. Меня раздражают люди, которые командуют другими

13. Часто бываю не в своей тарелке

14. Я считаю себя исключительно справедливым человеком

15. Чем больше я приобретаю вещей, тем становлюсь счастливее

16. В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих

17. Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды

18. Мне говорят, что я хвастун

19. Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве

20. Почти все мною восхищаются

21. Бывает так, что я в гневе что-нибудь ломаю или бью

22. Меня очень раздражают люди, которые сплетничают

23. Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни

24. Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность

25. Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир

26. Я человек, у которого нет предрассудков

27. Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным

28. Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими

29. Очень не люблю недоброжелательных людей

30. Я всегда стараюсь случайно кого-нибудь не обидеть

31. Я из тех, кто редко плачет

32. Пожалуй, я много курю

33. Мне очень трудно расставаться с тем, что мне принадлежит

34. Я плохо помню лица

35.

36. Я с трудом запоминаю новые фамилии

37. Если мне кто-нибудь мешает, то я его не ставлю в известность, а жалуюсь на него другому

38. Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей

39. Люди мне никогда не надоедают

40. Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время

41. Я мало что могу вспомнить из своего детства

42. Я длительное время не замечаю отрицательные черты других людей

43. Я считаю, что не стоит напрасно злиться, а лучше спокойно все обдумать

44. Другие считают меня излишне доверчивым

45. Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства

46. Плохое я стараюсь выбросить из головы

47. Я не теряю никогда оптимизма

48. Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей

49. Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры

50. Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным

51. Когда я спорю, то мне доставляет удовольствие указывать другому на ошибки в его рассуждениях

52. Я легко принимаю брошенный другим вызов

53. Меня выводят из равновесия непристойные фильмы

54. Я огорчаюсь, когда на меня никто не обращает внимания

55. Другие считают, что я равнодушный человек

56. Что-нибудь, решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь

57. Если кто-то усомнится в моих способностях, то я из духа противоречия буду показывать свои возможности

58. Когда я веду машину, то у меня часто возникает желание разбить чужой автомобиль

59. Многие люди меня выводят из себя своим эгоизмом

60. Уезжая отдыхать, я часто беру с собой какую-нибудь работу.

61. От некоторых пищевых продуктов меня тошнит

62. Я грызу ногти

63. Другие говорят, что я избегаю проблем

64. Я люблю выпить

65. Непристойные шутки приводят меня в замешательство

66. Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами

67. Я не люблю карьеристов

68. Я много говорю неправды

69. Порнография вызывает у меня отвращение

70. Неприятности в моей жизни часто бывают из-за моего скверного характера

71. Больше всего не люблю лицемерных неискренних людей

72. Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние

73. Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения

74. Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение

75. Когда у меня хорошее настроение, то я могу вести себя как ребенок

76. Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам

77. Покойники меня не «трогают»

78. Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания

79. Многие люди вызывают у меня раздражение

80. Мыться не в своей ванне для меня большая пытка.

81. Я с трудом произношу непристойные слова

82. Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим

83. Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным

84. У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело

85. Я всегда стараюсь хорошо одеваться, чтобы выглядеть более привлекательным

86. Мои моральные правила лучше, чем у большинства моих знакомых

87. В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники

88. Люди, лишенные морали, меня отталкивают

89. Я прихожу в ярость, если кто-то меня заденет

90. Я часто влюбляюсь

91. Другие считают, что я излишне объективен

92. Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.