Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Челпанов




ВУНДТ

ГЕГЕЛЬ

Грандиозная картина мироздания создана Г.В.Ф.Гегелем. Универсум предстает в ней как пульсация абсолютной идеи (духа). Ритм этой пульсации отражен в триадическом цикле, чему соответствует разделение его системы на три составные части: логика, философия природы, философия духа. Какого–либо специального произведения, посвященного изложению его психологической концепции, у Гегеля нет. И, как отмечают историки психологии, она непосредственно не оказала сколько–нибудь существенного влияния на развитие психологических исследований. Однако предложенный им вариант систематизации и соответственно трактовки содержания психологических понятий должен быть отнесен к числу самых выдающихся достижений в этой области.
В педагогической деятельности Гегеля естественным образом разграничиваются три периода, соответствующие, как бы мы сегодня сказали, трем типам образовательных систем, в которых эта деятельность осуществлялась. После окончания в 1793 г. Тюбингенского университета Гегель в течение семи лет был домашним учителем (Берн, Франкфурт–на–Майне), с 1808 по 1816 г. – директором Нюрнбергской гимназии, в старших классах которой он преподавал также курс философии. С 1818 г. и до конца жизни Гегель был профессором философии сначала Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов. Большинство изданных им при жизни произведений непосредственно связаны с его преподавательской деятельностью и соответствовали читавшимся им в качестве профессора философии курсам: "Наука логики" (1812), "Философия природы", "Философия духа" (1817), "Философия права" (1821). На основе оставшихся после смерти Гегеля конспектов были изданы "Философская пропедевтика" (соответствовавшая разработанному им гимназическому курсу философии), лекции по истории философии, философии истории, философии религии, эстетике.
Наиболее полно как отдельный целостный фрагмент его системы психологические воззрения Гегеля изложены в третьей части "Энциклопедии философских наук" – "Философии духа". Здесь психология предстает как третья ступень развития субъективного духа. Ей предшествуют ступени антропологии, предметом которой, по Гегелю, является природный дух, или душа, и феноменологии, предметом которой является сознание, или дух, обосабливающийся от своего содержания. Предметом психологии является самопорождающийся субъект, субъект как объект для самого себя, формообразования этого субъекта, дух как таковой. Иначе говоря, дух на ступени психологии выступает как единство души и сознания. На стадии души дух определен (обусловлен) природой (природными факторами), на стадии (в форме) сознания дух определен (ограничен) своим предметом, на третьей стадии субъективного духа формообразования абсолютного духа определены им самим.
Первоначально в структуре психологического знания Гегель разграничивает три раздела: теоретический дух (интеллект), практический дух (воля) и свободный дух, который представляет собой единство теоретического и практического. Теоретический дух только воспринимает то, что наличествует, практический – должен создать нечто такое, чего внешне еще нет. Свободный дух выступает как единство (снятие) стадий теоретического и практического духа. Затем внутри выделенных ступеней в свою очередь обнаруживаются более частные формообразования. При этом наиболее детализировано представленной оказывается структура интеллекта:
1.1. Созерцание
1.1.1. Ощущение
1.1.2. Представление
1.1.3. Созерцание
1.2. Представление
1.2.1. Воспоминание
1.2.2. Воображение
1.2.3. Память
1.3. Мышление
1.3.1. Рассудок
1.3.2. Суждение
1.3.3. Разум
2.1. Практическое чувство свободы
2.2. Влечение, произвол
2.3. Счастье
3. Свободный дух

Смысл каждой из выделяемых категорий раскрывается (обнаруживается) не только в отдельных изолированных дефинициях (определениях) и во включающих их суждениях, но и через место, которое занимает та или иная категория в целостной системе.
Мастерство изложения очередной системы заключается в том, что она не просто постулируется автором, преподносится в завершенном виде как неизвестно откуда взявшийся результат, а возникает как саморазвивающаяся последовательность формообразований. Гегель предлагает каждой из выявляемых категорий (ступеней) такую трактовку, в которой "просвечивают" следующая за ней, снимающая ее категория, и система категорий, ей предшествующих. Проследим хотя бы за некоторыми из таких переходов, иначе говоря, рассмотрим очерченную композицию более подробно.
Особое место занимает в системе психологических понятий у Гегеля категория чувства. Первый раз категория чувства обнаруживается на стадии души как чувство самого себя, своей самости, как самоощущение. На стадии сознания чувства приобретают форму самостоятельного объекта, являющегося материалом сознания. В третий раз, на ступени духа, чувство есть форма, в которой дух впервые выступает для самого себя. В этой связи Гегель замечает, что обычный предрассудок состоит в том, что будто в чувстве больше содержания, чем в мышлении. Однако это не так: "форма самостной единичности, которую дух имеет в чувстве, есть самая низшая и дурная форма". Все наши представления, мысли и понятия о внешней природе, праве, нравственности развиваются из ощущений, но и после того как они получат полное раскрытие своего содержания, они снова концентрируются в простую форму чувств.
Данное в ощущении (чувстве) неразвитое единство духа с объектом расщепляется в акте внимания. Без внимания невозможно никакое постижение объекта. В акте внимания имеется и некоторое разделение, и некоторое единство объективного и субъективного, но при этом все же доминирует единство. Внимание требует напряжения. Если человек хочет постигнуть какой–нибудь предмет, он должен для этого отвлечься от всего остального. Внимание содержит в себе отрицание стремления придать значение самому себе, подразумевает растворение себя в предмете. Затем необходимым образом наступает этап, в котором относительное доминирование получает момент различения субъективного и объективного. Это этап созерцания.
Посредством созерцания осуществляется преобразование формы внутреннего в форму внешнего. Если в ощущении человек оказывается во власти производимых на него воздействий, то освободиться от этой власти он сможет, если доведет их до формы созерцания. Ощущения, превращаясь в форму созерцания, располагаются в пространстве и времени. Созерцание не следует смешивать с представлением. В созерцании преобладает предмет содержания. В обеих формах объект является как обособленным от меня, так и вместе с тем принадлежащим мне. "И только в том случае, если я соображаю, что это именно я и есть тот, кто имеет созерцание, – только тогда я поднимаюсь до ступени представления".
На первой ступени представление выступает в форме воспоминания. Здесь происходит непроизвольное воспроизведение некоторого содержания, которое уже принадлежит нам. Если же воспроизведение осуществляется произвольно, намеренно, то мы имеем дело уже с воображением. Последнее, в свою очередь, в своем развитии также проходит три формы, прежде чем превратиться в память. На первой ступени оно выступает как простая воспроизводящая сила, на второй – как деятельность по ассоциированию воспроизводимых образов, их соотнесению друг с другом, на третьей – посредством означения и символизации общим представлениям придается форма образного наличного бытия, т.е. она вновь как бы возвращается к форме созерцания. Тем самым осуществляется переход на ступень памяти.
Гегель говорит о памяти как о ступени в саморазвитии субъективного духа постольку, поскольку здесь воспроизведение опосредовано знаком. Он рассматривает три формы (ступени) развития памяти: удерживающей имя; воспроизводящей поименованное содержание; механической памяти.
На первом этапе мы способны к удержанию значения имени. В этой связи Гегель напоминает об искусстве мнемоники. "То, что запечатлевается мнемонически, не воспроизводится и пересказывается наизусть, т.е. изнутри и вовне, из глубокого тайника нашего "я", как то, что удержано памятью, но только считывается". На ступени воспроизводящей памяти мы познаем предмет без опоры на внешним образом связанный с ним знак. В частности, замечает Гегель, говорить и писать на каком–либо языке мы научимся позднее, чем его понимать, поскольку первые два вида деятельности предполагают связь представлений. Мы мыслим посредством имен. Невыразимое в слове в действительности есть нечто неясное, находящееся в состоянии брожения, лишь получив выражение в слове, оно приобретает ясность. Если же происходит отчуждение интеллекта и содержания слов, возникает механическая память. Память в целом есть только внешний (односторонний) способ существования мышления.
Мышление есть последняя и главная ступень в развитии интеллекта. Наличное в созерцании непосредственное единство субъективного и объективного через осуществляющееся на стадии представления противопоставление этих обеих сторон восстанавливается в мышлении. Мышление знает само себя как природу (сущность) вещи. Мышление есть бытие. Однако и мыслящее познание вначале формально, оно выступает как рассудок, т.е. как способность перерабатывать припоминаемые представления в роды, виды, законы, силы... Это деятельность абстрагирования, отделения случайного от существенного. В рассудочном мышлении содержание равнодушно к своей форме.
Вторая ступень (момент) чистого мышления есть акт суждения. На этой стадии предмет постигается как нечто данное, зависимое от другого, им обусловленное. На третьей ступени достигается понимание. Мышление на этой стадии не имеет никакого другого содержания, кроме своих собственных имманентов содержания формы образующих определений. Знание составляет теперь субъективность разума, и объективный разум положен теперь как знание. Через вхождение (возвращение) интеллекта в себя он становится волей. Путь, по которому воля превращает себя в объективный дух, состоит в том, чтобы поднять себя до мыслящей воли.
Такова, по Гегелю, схематично очерченная последовательность формообразований интеллекта, а значит, и система основных понятий психологии сознания. Знакомство с ней для преподавателя психологии составляет основополагающий ориентир в выработке собственного видения системы понятий психологии.

Мощное и плодотворное воздействие на развитие психологического образования в ряде стран Европы и в США оказала деятельность В.Вундта. В его чрезвычайно обширном и разностороннем наследии центральное место занимают разработка и реализация программы развития психологии экспериментальным методом. Вначале он обратился к психологическим опытам в качестве демонстративного дополнения к читавшемуся им лекционному курсу философии. Вступительная лекция Вундта к своему курсу, когда он возглавил кафедру философии в Лейпцигском университете, "О задачах современной фолософии" (1874) содержала именно такую программу развития философии, опирающейся на эмпирический базис. В ней он говорил: "Современная наука стремится к цельному миросозерцанию, но это стремление не удовлетворяется ни одной из существующих систем, так как всем им не достает того широкого опытного основания, которое дается специальными науками, а именно, естествознанием". На базе лекционных демонстрационных опытов в 1879 г. Вундт организовал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, вскоре преобразованную в институт. Вокруг Вундта сложилась большая интернациональная школа: здесь проходили подготовку посланцы многих университетов мира, впоследствии создавшие свои национальные школы.
Эволюция взглядов самого Вундта шла в направлении от естествознания к философии, о чем свидетельствуют сами названия его основных произведений. Получив в университете медицинско–физиологическое образование, он в 1856 г. защитил диссертацию о нервах "в воспаленных и вырождающихся органах". Свою преподавательскую деятельность он начал в качестве ассистента Гельмгольца, руководя практическими занятиями по физиологии. В 1864 г. был опубликован его "Учебник физиологии". В 1874 г. вышли в свет его капитальные "Основы физиологической психологии". Со второго немецкого издания этого компендиума сразу же был сделан русский перевод, который был издан в Петербурге в 1913 г. под редакцией А.А.Крогиуса, А.ФЛазурского, А.П.Нечаева. В качестве сжатого конспекта этого трактата и дополнения к нему могут рассматриваться его же "Очерк психологии" (русский перевод 1897 г.) и "Введение в психологию" (русский перевод 1912 г.). В 1880 – 1883 гг. вышла его "Логика" в двух томах, а в 21 (1897 г. – "Система философии"). На рубеже веков Вундт перешел к разработке второй части своего замысла – созданию культурно–исторической психологии, изучающей высшие психические функции не с помощью лабораторных методов и интроспекции, а по объективным продуктам жизнедеятельности (язык, искусство, материальная культура). Этой тематике посвящена его десятитомная "Психология народов".
По Вундту, теория познания должна исходить не из изначальной противоположности между субъектом и объектом, как это постулировал И.Кант, а из их первичного единства, что способствует точке зрения наивного реализма. "Истинная и единственно разрешимая задача науки о познании заключается не в создании объективной реальности из элементов, не содержащих еще признаков таковой, но в сохранении объективной реальности там, где она уже существует, в решении вопроса о ее существовании там, где это существование вызывает сомнение". Предмет психологии образуется не из субъективных переживаний, но из совокупного содержания непосредственного опыта в его первичном, не тронутом еще рефлексией состоянии. В то время как естествознание рассматривает лишь объективные элементы опыта, элиминируя субъективные, психология должна устранить эту абстракцию, чтобы исследовать опыт в его непосредственной целостности. Таким образом, различие между физикой и психологией заключается не в различии используемого ими материала, а в различии точек зрения на него. Такой подход является в известной степени отступлением от точки зрения, идущей от Локка и поддержанной Кантом, о том, что психология – это наука о внутреннем опыте.
Так как понятие субстанции представляет собой продукт многообразно опосредствованной и сложной душевной деятельности, мы, согласно Вундту, не имеем права применять его в психологии; если же это имеет место, значит происходит смешение точек зрения. Известному аргументу о том, что единство сознания возможно лишь в предположении наличия простого постоянного субъекта, Вундт противопоставляет соображение о том, что "та связь психических процессов, которую мы называем единством сознания, нисколько не становится понятнее при предположении субстанциального носителя, потому что в этом носителе должно быть заранее предположено существование связанных друг с другом разнообразных состояний". Спиритуализм есть оборотная сторона материализма. С точки зрения Вундта, дело несколько изменяется, если субстанциальное понятие души заменяется актуальным: душа есть не вещь, но наличная совокупность психических процессов.
Одним из ключевых для характеристики понимания Вундтом проблемы психической причинности является понятие апперцепции. Оно имеет в концепции Вундта двоякое значение: во–первых, им обозначается конкретный психический процесс, во–вторых, общий принцип психического объяснения. Первый вариант использования этого термина восходит к Лейбницу и Гербарту, второй к Канту, сводившему опыт к "первоначальному синтетическому единству апперцепции". Вундтовская трактовка отличается от обеих. Для Вундта апперцепция – это форма психической активности, которая дает возможность в содержании актуально данного выделять то один, то другой компонент, но которая вместе с тем обусловлена содержанием прошлого опыта. Она предстает как единство актуального и потенциального. Апперцепция есть особая форма волевой активности. Мышление есть воля, направленная не на внешний, а на внутренний мир, на содержание представлений. Вундт считает волю самостоятельным и первичным фактором непосредственного опыта. Исходным пунктом всех движений является форма, совмещающая в себе в известном смысле одновременно признаки произвольного действия и рефлекса.
Центральное место в образовательном проекте, реализованном Вундтом, как уже отмечалось, занимают его "Основы физиологической психологии" (в русйсом издании свыше 2 тыс. страниц текста). Использованное в названии работы понятие физиологической психологии с современной точки зрения (как впрочем и для многих современников) представляется некорректным. Более соответствовало бы ее содержанию название "экспериментальная психология". Со времени Х.Вольфа в немецкой психологии были представлены два направления: эмпирическое (индуктивное), стремившееся проникнуть в тайны душевной жизни посредством самонаблюдения, и рациональное (дедуктивное), намеревавшееся по примеру математической физики вывести и объяснить в их внутренней связи отдельные явления из немногих лежащих в основании предпосылок. Но согласно Вундту, склонявшемуся к эмпиризму, к фактам сознания, доступным для повседневного самонаблюдения с тех пор как человечество начало мыслить, эмпирическая психология не добавляет ничего нового. Она занята описанием и классификацией уже известного. Необходимо усилить объяснительный потенциал психологии, работа исследователей должна быть направлена на открытие элементарных психических явлений в их причинной связи, должна быть построена картина "сенсорной мозаики", представляющей собой материал, из которого скроено сознание. Если в этом своем стремлении так понятая психология и приближается к своему рациональному направлению, то все же она отличается от последнего тем, что стремится объяснить явления друг из друга, а не из метафизических предположений относительно сущности души. Понятие души в экспериментальной психологии имеет право на существование лишь как синоним всей области внутреннего опыта.
Бегло проследим за планом изложения "Основ". Во введении Вундт определяет предмет психологии, останавливается на предварительной характеристике содержания основных понятий, методов изучения психики, излагает план построения всей работы в целом. Весь материал компендиума распределен по шести разделам. В первом изложены (8 глав, 33 параграфа) анатомические и физиологические сведения. Во втором (4 главы, 16 параграфов) Вундт ставит задачу изложить учение об элементах душевной жизни. К таковым он относит ощущения (далее не разложимые элементы представлений) и чувствования в качестве субъективных дополнений к объективно ориентированным ощущениям и соотносимых с состояниями сознания. В качестве сложных компонентов сознания, с одной стороны, фигурируют представления, а с другой, – аффекты и волевые процессы. В третьем отделе (2 главы, 9 параграфов) изложение переходит к характеристике представлений как психических образований, возникающих из совокупности отдельных ощущений. В четвертом (2 главы, 7 параграфов) намечается рассмотреть продукты соединения простых чувствований, сюда включаются и волевые процессы. Пятый раздел (3 главы, 13 параграфов) посвящен учению о сознании и связи душевных процессов. Шестой раздел предназначен для того, чтобы осветить вопросы происхождения психических процессов, принципы их развития: "физиологическая психология заканчивает свое изложение теми вопросами, с которых некогда философская психология обыкновенно начинала его: вопросами о сущности души, об отношении между сознанием и внешним миром и о том, какие общие точки зрения должна выдвигать психология в своем отношении к духовной жизни общества и к истории".

Выдающийся образовательно–психологический проект был разработан и осуществлен в России в начале нашего века Георгием Ивановичем Челпановым (1862 – 1936). Челпанов окончил курс историко–филологического факультета Новороссийского университета и в 1890 г. начал преподавание философии в Московском университете в должности приват–доцента. С 1892 г. он профессор Киевского университета, где с 1897 по 1906 г. Заведовал также психологической лабораторией. В 1907 г. он вернулся в Московский университет, где наряду с чтением курса лекций по психологии занялся организацией психологического семинара – была приобретена литература, приборы и приспособления для исследований и демонстрации опытов в рамках лекционного курса. Благодаря его усилиям 1 сентября 1912 г. начались занятия в специально созданном Психологическом институте, которым он руководил до ноября 1923 г. Характеризуя реализованный Челпановым образовательный проект, важно принять во внимание содержание его лекционного курса (Челпанов Г.И. Психология. Основной курс, читанный в Московском университете в 1908 – 1909 г. М., 1909), созданный им учебник психологии (Челпанов Г.И. Учебник психологии (для гимназии и самообразования). 15–е изд. М., 1919), учебное пособие по экспериментальной психологии (Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. 3–е изд. М., 1924), а также, поскольку психологическое образование развивалось им в широком общекультурном контексте, созданные им учебники по логике (10–е изд. М., 1916) и философии (7–е изд.,1918). Особо следует становиться на работе созданного им института.
В основу проекта была положена организация работы психологической лаборатории В.Вундта, где он некоторое время работал. Сам проект был обсужден с Вундтом и О.Кюльпе. В марте 1911 г. Челпанов в течение месяца знакомился также с работой девяти психологических лабораторий (институтов) при университетах США. Особенно ценным для себя он считал ознакомление с лабораторией Э.Титченера в Корнельском университете. Здание Московского института психологии было первым в мире, построенным по специальному плану, и самым большим по тому времени. Это, казалось бы, чисто внешнее обстоятельство, тем не менее, весьма способствовало утверждению духа научной серьезности и основательности. Первый этаж здания предназначался для чтения общих курсов и заседаний Психологического общества, библиотеки с читальным залом и комнатой для семинарских занятий. Второй этаж отводился исключительно практическим занятиям. Помимо малой аудитории, где имелись приспособления для практических занятий одновременно большого числа студентов, имелось десять небольших специально оборудованных комнат для лабораторных работ. Третий этаж предназначался для научных исследований по экспериментальный психологии.
Состав института не был постоянным. Туда зачислялись студенты, лица, оставленные при университете для подготовки к профессорскому званию, и преподаватели университета, проходившие двухлетний курс специальной подготовки, в течение которого они должны были сдать коллоквиум по теоретическим курсам (психология, введение в философию или логика), экзамен по немецкому языку и выполнить практические занятия по экспериментальной психологии. Сдавшие коллоквиум могли работать в институте в течение двух лет. Право дальнейшего пребывания предоставлялось только тем, кто избирал темой для самостоятельного исследования экспериментальную психологию. Работа проходила в форме участия в семинарах по теоретической и экспериментальной психологии и проведения самостоятельных исследований. Собственно базовое психологическое образование включало в себя следующие виды занятий: пропедевтический лекционный курс по психологии, семинар по экспериментальной психологии, специальный курс психологии и семинары по общей и экспериментальной психологии, а также курсы по педагогической и экспериментальной психологии. При проведении экспериментальных занятий студенты разбивались на группы по три человека: экспериментатор, испытуемый, протоколист с чередованием ролей. Результаты экспериментальных занятий и способы работы с аппаратурой обсуждались на общем собрании участников практикума. Результаты научных исследований публиковались в специально созданном журнале "Психологическое обозрение" (в 1918 г. вышел его четвертый номер, после чего из–за недостатка средств издание прекратилось).
Общая мировоззренческая и методологическая позиция Челпанова обычно квалифицируется как неокантианская. Определяя свою позицию по отношению к идеалистическому и материалистическому направлениям в философии, он усматривал истоки их противостояния в обоюдной догматичности и высказывался в пользу ее преодоления с дуалистической точки зрения, с позиций психофизического параллелизма или принципа дополнительности. Согласно ему, "между миром внутренним и миром внешним существует огромное различие, целая пропасть разделяет их", "между ними нет причинного отношения". В истории философии Челпанов различал четыре основных варианта материалистического решения вопроса о сущности сознания:
мысль есть движение материальных частиц (Демокрит, Эпикур, Лукреций);
мысль есть свойство организованной материи (французские материалисты XVIII в.);
мысль есть продукт выделения мозга (вульгарные материалисты XIX в.);
мысль есть разновидность физических полей.

Все эти решения он считал ошибочными, поскольку они основывались на отождествлении физического с психическим.
Дуалистическая позиция Челпанова находила продолжение в способе разграничения профессиональных ролей. Идеалист–философ имеет дело с трансцендентным, со сверхчувственным, а эмпирическая психология не допускает ничего сверхчувственного, поэтому психолог именно в качестве психолога не может быть идеалистом в принципе. "Ученый, совмещающий в себе две специальности, философию и психологию, как философ может быть идеалистом, но в то же время как психолог он не может быть идеалистом, потому что это противоречило бы эмпирическому характеру научной психологии". Аналогично он подходил и к трактовке функций психологической лаборатории: "Если отношение к задачам психологии выражать при помощи отношения к лаборатории, тогда нужно было бы сказать, что психолог должен иметь дело, безусловно, с двумя лабораториями. Одну из них он носит всегда с собой; другую он не может понести с собой, но в ней он обязательно должен провести часть своей жизни".
Стремясь отмежеваться и от наивного реализма и от солипсизма, Челпанов допускал существование трансцендентного, транссубъективного полагая, что ощущение и есть результат взаимодействия между нашим психофизическим существом и не зависящей от него реальностью. Процесс познания невозможен без наличия в сознании априорных элементов и идей, которые объединяют наши ощущения, чувственные состояния в одно целое – в опыт. О существовании априорных идей мы узнаем из внутреннего опыта – из самонаблюдения и рефлексии. Априорны такие формы сознания как "пространство", "время", "движение", "причинность", "качество", "количество" и др. Задача гносеологии состоит, в частности, в том, чтобы путем рефлексии выяснить, какие из элементов сознания могут быть получены из внешнего опыта, а какие нет, и затем продемонстрировать, каким образом эти понятия обусловливают познание в целом. Работа мысли понималась Челпановым как ряд "логических акций" – абстрагирование, анализ, синтез – и "операций рассудка". Истина состоит в согласии мысли с ее предметом. Критерий истины – достоверность, высшая степень которой достигается там, где невозможно разграничить данные внешнего и внутреннего опыта. Наибольшей достоверностью отличаются формальная логика и математика, выводящие свои положения априори, дедуктивным путем и дающие нам несомненные, аподиктически достоверные знания. Естественные же науки, куда входит и психология, не могут давать истинные в этом смысле знания, а лишь апостериорные, вероятностные, поскольку основаны на опытном знании. Кроме достоверных и вероятных знаний, согласно Челпанову, возможны знания, постигаемые в актах веры.
Важнейшим компонентом характеристики любого образовательного проекта является, конечно, композиция соответствующего курса. Лекционный курс, читавшийся Челпановым, включал в себя следующие темы:
Часть I
1. Об отношении психологии к философии
2. О предмете психологии
3. О методе психологии
4. Экспериментальный метод исследования
5. Генетический метод психологии
6. Сознательное и бессознательное
7. Выяснение понятия субъекта
8. О классификации душевных явлений
9. О классификации душевных явлений. Индивидуальная психология
10. Об ощущениях
11. Об изменении скоростей умственных процессов
12. О внимании
Часть II
1. Восприятие пространства. Постановка проблемы. Учение английской психологии
2,3. Теория локальных знаков. Теория психического синтеза
4,5. Глазомер и иллюзии зрения
6. Восприятие времени
7. Ассоциации
8. Апперцепция
9. Чувства
10. Воля

Примерно по тому же плану построен его "Учебник психологии", но характер использованного в нем материала и его стиль существенно отличаются от принятых в лекционном курсе. Учебник состоит из четырех частей. Первая вводная часть изложена в пяти параграфах, первая основная часть – это "Психология познания" (главы 6 – 24), вторая – "Психология чувств" (главы 25 – 30) и третья "Психология воли" (главы 31 – 38). Главы примерно равны по размеру (около 15 тыс. печатных знаков). После каждой главы сформулированы вопросы для повторения, их достаточно много (примерно по десять). Предметный указатель к учебнику включает приблизительно 200 терминов. Во введении одновременно как бы намечается общий план изложения, который в основных моментах воспроизводится в других разделах: определение предметной области; характеристика методов изучения; классификация явлений; неврологические сведения о физических механизмах. Здесь же Челпанов подчеркивает, что приоритетное значение для психологии имеет самонаблюдение или интроспекция, поскольку наблюдение возможно лишь на основе самонаблюдения. Разграничиваются три источника психологических данных:
1) данные сравнительной психологии – этническая психология, зоопсихология, детская психология;
2) данные изучения аномальных явлений – патологических, особых состояний сознания (сон, сновидения, гипноз), дефектология;
3) экспериментальные данные.
Учебное пособие "Введение в экспериментальную психологию" (2–е изд. М., 1918) состоит из 21 главы и 3 приложений, в которых дано описание оборудования психологической лаборатории, приведены сведения о методах обработки экспериментальных данных, инструкции к проведению лабораторных экспериментов. Предметный указатель содержит около 400 терминов. Пособие содержит 85 задач, которые должны быть решены в рамках лабораторного практикума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.