Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психохимический аргумент




С психофизической проблемой во многом сходна психохимическая: проблема преобразования химического воздействия в явление психической реальности либо присутствие определенных химических соединений в качестве субстрата формирования органов психической регуляции. Так, изучение хеморецепции строится часто на сходной с психофизическими измерениями методической основе. Здесь также идут по пути определения абсолютных и дифференциальных порогов возникновения вкусовых и обонятельных ощущений в зависимости от концентрации соответствующих веществ. С общепсихологических же позиций различия между психофизической и психохимической проблемами существенны. В первом случае на первом плане находится вопрос о преобразованиях (о сходстве/различии) признаков–параметров физического стимула в свойства психического феномена. Во втором случае центр тяжести проблемы переносится на вопрос о морфологических и гуморальных механизмах, обеспечивающих функционирование психических органов, ответственных за отображение внешних воздействий и регуляцию активности (поведения) носителя психики. В рамках психохимической проблемы нет опасности смешения (отождествления) объекта и его образа: различия в форме представленности в сознании химического стимула и психического эффекта его воздействия достаточно очевидны. В качестве более конкретных аспектов проблемы соотношения природы химического стимула и вызываемых им психических феноменов могут быть названы проблема выделения и классификации базисных вкусовых и обонятельных ощущений, а также проблема классификации психотропных веществ.
Как известно, к основным вкусовым ощущениям относят кислый, соленый, сладкий, горький. Все остальные рассматриваются как комбинации основных. Однако химическим составом вкусовых веществ нельзя исчерпывающим образом объяснить ощущения, вызываемые действием их на соответствующие нервные окончания, так как один, и тот же основной вкус могут иметь вещества, не имеющие ничего общего между собой. Например, сладкий вкус вызывает сахар, свинцовые соли, хлороформ. Кроме того, вкусовые ощущения могут быть вызваны различного рода раздражителями: при воздействии электрического тока на язык ощущения кислого вкуса появляется у анода, горького – у катода; механические воздействия на разные участки языка (струя воздуха) вызывают то кислый, то горький вкус.
Хотя существует убеждение в существовании связи запаха с химическим строением веществ, какой–либо общепринятой классификации пахучих веществ до сих пор не найдено. Похожими запахами могут обладать как близкие, так и различные по химическому строению вещества. Механизмы первичного взаимодействия молекул пахучего вещества с клетками обонятельного рецептора также изучены недостаточно. Последующие этапы передачи сигнала в обонятельной системе изучены более подробно, главным образом с помощью метода регистрации биоэлектрических потенциалов при действии пахучих веществ. Схематично полученная картина рисуется следующим образом. В клетке возникает сдвиг потенциала клеточной мембраны, приводящий к появлению нервных импульсов или изменению их частоты. Обычно это повышение частоты, причем чувствительность по отношению к разным веществам различна. Некоторые вещества уменьшают частоту импульсов, к некоторым веществам данный рецептор вообще оказывается нечувствительным. Все это может служить ориентировочной основой для классификации пахучих веществ. И эта основа имеет, как видно, морфофункциональный характер.
Очевидно, прикладные аспекты изучения вкусовой и обонятельной чувствительности широко представлены в кулинарии и парфюмерии, но имеющиеся здесь систематизации накопленных данных построены на совершенно иных основаниях. Существующие классификации психотропных веществ сами в свою очередь используют психологические (психиатрические) критерии. В спектре психотропной активности психофармакологических средств различают общее действие, оказываемое на совокупность проявлений психического расстройства в целом, и элективное, направленное на устранение отдельных психопатологических расстройств. В соответствии с характером действия этих средств современная медицина выделяет следующие их группы: психолептики, антидепрессанты, транквилизаторы, психостимулирующие средства, ноотропные и нормотимики.
К психолептическим (антипсихотическим) средствам относят фармакологические вещества, оказывающие главным образом угнетающее воздействие на психические функции. При их применении возникает общее успокоение (седативный эффект), появляется безразличное отношение к окружающему, снижается двигательная активность, понижается тонус скелетной мускулатуры, ослабляется реактивность вегетативной нервной системы. Наступающие изменения не помрачают сознания и не нарушают мышления. Химическое строение психолептических средств различно. Недостаточно изученный механизм их действия связывается с влиянием на передачу импульсов в синапсах мозговых структур, они подавляют активирующее влияние ретикулярной формации, снижают активность медиаторов, что влечет за собой в качестве общего эффекта изменение режимов функционирования мозга в целом.
По психологическому эффекту фармакологические средства, относимые к транквилизаторам, сходны с психолептиками, но отличаются от них наступлением более поверхностных изменений: уменьшают эмоциональную напряженность, снижают раздражительность, тревогу. Психостимуляторы вызывают подъем психического тонуса, повышают общую активность, как психическую, так и физическую, снимают чувство усталости. Группа нормотимиков выделяется по эффекту устранения аффективных расстройств, стабилизации настроения, обеспечению медикаментозной профилактики циклически протекающих аффектов. Ноотропные средства характеризуются тем, что их действцЬ направлено на активизацию психических механизмов познавательной деятельности, высших психических функций.
В общем контексте обсуждения психохимической проблематики уместно напомнить и о существовании психотомиметических отравляющих веществ – природных и синтетических химических соединений, вызывающих у людей, как правило,преходящие нарушения психики и работоспособности. По характеру психических расстройств, вызываемых их действием (искажение зрительного восприятия, аффективные расстройства), их также называют психодислептиками или галлюциногенами. В литературе описаны случаи массовых психозов, возникавших в результате применения психотомиметических веществ в религиозных обрядах и во время боевых действий. В начала 60–х годов подобные средства были приняты на вооружение ряда армий. В частности, известно вещество BZ (би–зет). Динамика поражений, наступающих при его применении, достаточно однотипна: на фоне выраженных вегетативных нарушений (тахикардия, гипертермия, рвота) нарастает оглушенность, сменяющаяся делириозным, а затем и коматозным состоянием. В период делирия полностью утрачивается ориентация во времени и окружающей обстановке, нарушаются восприятие и память, появляются галлюцинации, усиливается двигательная активность.
Говоря об общей проблеме соотношения психологии и химии, нельзя не отметить наличие попыток найти их синтез в форме разработки так называемой ментальной химии. Здесь, как правило, некоторые представления, выработанные в химии, использовались для объяснения психических феноменов. Так, о спонтанной химии сознания говорил в своих "Лекциях о философии человеческого ума" (1820) англичанин Т.Браун. Он использовал понятие химического синтеза для того, чтобы подчеркнуть, что в результате ассоциативных химических процессов ("суггестии") появляются новые продукты, в которых их исходные компоненты неразличимы. Сторонником разработки психологии в духе ментальной химии был и Д.С.Милль. Говоря о необходимости сблизить психологию с естествознанием, в частности с химией, следовать индуктивно–эмпирическим путем при изучении психологии, он одновременно подчеркивал специфичность психологических законов: "Нельзя предполагать, что последовательности, которые существуют среди психических феноменов, могут быть выведены из физиологических законов нашей нервной организации. Все реальное знание о них в течение длительного времени, если не всегда, следует продолжать искать в прямом изучении путем наблюдения и опыта психической последовательности самой по себе".
В качестве примера современной попытки рассмотреть взаимосвязь психологии и химии с общепсихологических позиций можно привести монографию Д.В.Колесова "Эволюция психики и природа наркотизма" (М.: Педагогика, 1991). В книге выдвигается теория мотивационного поля как функционального органа психики, в качестве исходной и сквозной модели рассматривается структура потребностного цикла, преобразованию и усложнению которого соответствует прогрессирующее повышение активности живого, расширение его возможностей, границ пространственно–временной ориентации. Эта модель также позволяет с единых позиций описать процесс расщепления исходной гедонистической потребности и формирования на основе нового гедонистического ядра структуры, подчиняющей в своем функционировании прежние. Первоначально определенное психотропное средство–вещество как бы прорывает некий защитный барьер психики, базирующийся на устойчивом течении обменных процессов в нейронах головного мозга. "В результате в рамках исходной психической целостности формируется некое психическое (и базирующееся на собственной нейрофизиологической основе) образование – от базисной личности как бы отпочковывается новая вторичная измененная личность, которая может получить самостоятельное развитие в случае продолжения действия фактора, породившего ее возникновение" (с.285). Эйфорическое состояние этой вторичной личности включает разнообразные компоненты, по которым оно отличается от обычного состояния базисной личности: гедонистический базис и его распространение на восприятие человеком окружающей обстановки и собственного тела (в результате повышения порогов интероцептивных импульсов возникает ощущение невесомости тела, легкости, парения), на характер отношения к окружающим (наркотическая эмпатия), на характер мышления (изменение соотношения логического и наглядно–образного мышления), на потребностно–мотивационную сферу (торможение прочих желаний, побуждений, общая умиротворенность). Иначе говоря, осуществляется наркогенная гедонистическая модуляция психических процессов, конституирующих личность, разрушающая и замещающая ее природно–социальные основы.
На автономность природы действия психологических факторов в рамках рассмотрения психофармакологической проблематики указывают и эксперименты С.Шахтера и Дж.Сингера (Палей А.И. Гипотеза соматопсихического диссонанса: неврозологические, наркологические и психотерапевтические аспекты //Вопросы психологии. 1993, № 1). В их исследовании испытуемые были разделены на три группы: получавшие вызывающий висцеральное возбуждение препарат, но не знавшие о характере его действия; получавшие плацебо; получавшие препарат и информированные о характере его действия: усиление сердцебиения, учащение дыхания и т.д. Все испытуемые встречались с двумя экспериментаторами: в одном случае с разгневанным, демонстрировавшим раздражение, в другом – с веселым, добродушно настроенным. Испытуемые только первой группы и по самоотчетам, и по поведенческим проявлениям переживали гнев или радость в зависимости от специфики, задаваемой экспериментальной ситуацией. У испытуемых второй и третьей групп уровень эмоциогенности среды был недостаточен, чтобы вызвать соответствующие переживания.
Обзор подходов к проблематике, располагающейся на границе психологии и химии, может быть резюмирован в тезисе о том, что существуют определенные химические соединения, которые весьма специфически, а в ряде случаев и весьма избирательно влияют на психические механизмы отражения и регуляции поведения, что существуют химические вещества, введение которых в организм может разрушать сложившиеся механизмы психической регуляции, что ряд химических соединений может инициировать зарождение и формирование психических механизмов, альтернативных уже функционирующим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.