Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика развития культуры




Историко-культурный облик края

Последние десятилетия XIX века стали временем внедрения в жизнь горожан технических новинок столетия. В 1863 году открылось первое фотоателье П. Чиркова. В 1896 году вязниковцы впервые познакомились с кино.

Новым явлением в быту стало появление театральных кружков. Первый был организован в 1868 году на железнодорожной станции, но просуществовал недолго. Большим размахом отличался создан­ие 1888 году в Вязниках музыкально-драмати­ческий кружок, организовывавший спектакли, кон­церты, музыкальные и литературные вечера. К концу века в него входило более ста горожан.

С 1889 года в городе летом проводились спек­такли гастролирующих по стране артистов. Во вре­мя ярмарки в Вязники приезжал цирк. Для общественных гуляний по инициативе Демидова и Елиза­рова был создан сад на горе «Венец» с летним теат­ром, площадкой для танцев.

Повседневная жизнь города мало чем отлича­лась от жизни любого уездного города России. Од­ной из форм «отдыха» рабочих, купцов, мещан было и посещение многочисленных пивных, винных по­гребов, трактиров, чайных, харчевен. В то же время многие очевидцы отмечали семейственность, рели­гиозность вязниковцев.[2]

В начале XX века вязниковская интеллигенция отходит от поли­тической жизни, уделяя основное внимание вопро­сам просвещения и распространения научных знаний. В 1912 году в Вязниках создается кружок лю­бителей старины, покровителем которого являлась председатель Московского археологического обще­ства П. С. Уварова. Кружок стал первой историко-краеведческой организацией в уезде. Его члены, на­пример, Н. М. Соколов, П. И. Попов и др., изучали древности края, занимались просветительской деятельностью.[3]

Особое место в эти годы было уделено подго­товке и проведению празднования юбилеев 1911- 1913 годов. В ходе празднования 50-летия освобож­дения крестьян от крепостной зависимости в городе была открыта мемориальная доска, посвященная при­езду в Вязники Александра II, а в селе Никологоры установлен памятник императору- освободителю. С особым торжеством в городе были отмечены 100-летие Отечественной войны 1812 года и 300-летие Дома Романовых. Празднования сопровождались молебнами, парадами, чтениями в учебных заведениях, теат­ральными постановками и фейерверками.[4]

В начале XX века продолжалась работа по бла­гоустройству города. В 1914 году из бюджета городс­кой думы на эти цели было направлено более 15% средств. Улицы и площади Вязников мостились бу­лыжником, увеличилось количество фонтанов и ко­лодцев для обеспечения жителей города водой. Новым явлением в жизни города стало появление элек­трического освещения, В 1911 году возникло Това­рищество электрического освещения «Н. А. Сизяков и К», улицы города стали освещаться наряду с керосиново-калильными ещё и электрическими фонарями.[5]

Продолжало развиваться фотодело. В 1900 году было открыто фотоателье К. М. Козина, в 1907 году Н. А. Франтова. Кроме выполнения фотографий по заказу населения ими были сделаны фотографии Вязников, оформленные в виде открытых писем. Более ста видов города, Никологор, Южи выпустил вязниковский книготорговец Н. А. Сизяков. Ещё одним издателем открыток стал книготорговец В. А. Швецов. Выпуском видов Мстёры занимался мстёрский фо­тограф И. И. Щадрин.

Наряду с продолжавшей действовать типоли­тографией С, Матрёнинского в Вязниках открылись типографии Ф. Лукоянова и Г. Шорина. В городе ра­ботала книжная лавка Н. А. Сизякова, появились книжные лавки В. Швецова, И. Шпагина.

Важным событием в жизни города стало открытие в 1914 году кинематографа, принадлежавшего И. А. Березину и И. Н. Фатьянову.[6]

К лету 1917 года возросла активность вязниковской молодёжи. В июле по инициативе Е. Л. Фо­кина и при участии молодых рабочих М. Комарова, И. Исакова, А. Соколова и др. на Ярцевской фабрике Демидова была создана организация «Юный работ­ник». Приблизительно в это же время был образован «Ярополчский Союз молодёжи», в который входили представители семей буржуазии и интеллигенции города. Первые молодёжные городские организации занимались в основном культурно-просветительной работой, организовывали развлекательные вечера, драматические постановки и т.д.[7]

В конце 20-х - 30-е годы в городе было разбито несколько скверов, устроены аллеи, вымощена пло­щадь и некоторые улицы. На городской площади в 1938 году был установлен памятник В. И. Ленину. В то же время облик города менялся не только в резуль­тате созидательной работы. На его внешний вид повлияли разрушение или пере­стройка городских храмов, часовен, ликвидация ряда кладбищ.

Значительные изменения в 20 - 30-е годы произошли в сфере досуга горожан. Для вязниковцев были открыты двери трёх кинотеатров, в которых можно было познакомиться с новинками советского киноискусства. В фабричных клубах «Коминтерн», «Октябрь», «Профинтерн» можно было посетить танцевальные вечера послушать музыку в исполнении фабричных оркестров, посмотреть кинофильмы, почитать свежие газет и жур­налы. В 1937 году в Вязниках начала работу драмати­ческая труппа, ставившая спектакли для горожан. Обыч­но спектакли ставились в городском театре, а летом - в летнем театре, размещавшемся в городском парке. Го­родские парки были любимым местом отдыха вязни­ковцев, здесь играли духовые оркестры, работали танц­площадки, аттракционы.[8]

Тем не менее городские учреждения обще­ственного досуга не могли обеспечить потребности всех желающих. Так, в 1931 году городские кинотеатры и клубы одновременно могли вместить только немногим более 2 тысяч зрителей, тогда как населе­ние города превышало 30 тысяч человек. Не случай­но в начале 30-х годов в Вязниках бурно обсуждая вопрос о строительстве городского Дворца культуры. Население города активно принимало участие в об­суждении его проекта, было выбрано место для строительства, но этим планам в довоенный период не суждено было сбыться. Но следует учесть, что даже в таких условиях горожане имели больше возможностей для удовлетворе­ния своих культурных запросов, чем рабочие и служа­щие фабрик, расположенных в деревнях и сёлах района.[9]

В Вязниках в распоряжении Осоавиахима имелся аэроклуб, сыг­равший значительную роль в подготовке будущих летчиков. Открытый в середине 30-х годов, в 1939 году Вязниковский аэроклуб перевыполнил план подготовки курсантов. В 1939 - 1940 учебном году пе­ред аэроклубом была поставлена ещё более ответственная задача: обучить в три раза больше курсан­тов, чем в предыдущем году. Знания, полученные курсантами в аэроклубе, через несколько лет помо­гут им мужественно встретить тяжелые военные испытания. Не случаен тот факт, что более половины вязниковцев, получивших в годы Великой Отече­ственной войны звание Героя Советского Союза,- лётчики, прошедшие обучение в аэроклубе.

Как и все жители страны, вязниковцы чувство­вали, как накаляется атмосфера, но никто не задумы­вался о том, что страшная война стоит уже у порога. Вязниковский край продолжал жить мирной жизнью - работали текстильные фабрики, на полях района трудились колхозники; в свободное время вязников­цы посещали рабочие клубы и кинотеатры, выбира­лись семьями и коллективами на природу. Мирная размеренная жизнь оборвалась ранним утром 22 июня 1941 года.[10]

К 1950 году город и район располагали довольно развитой сетью культурно- просветительных учреждений. В Вязниках насчитывалось 5 театров и кинотеатров, 3 рабочих клуба, Дом культуры, Дом пи­онеров, Дом учителя. В районе работало 15 сельских клубов, 12 изб-читален, 150 красных уголков. Во всех этих учреждениях постоянно проводились различные массовые мероприятия- концерты, лекции, доклады. Особое внимание уделялось кино, как наиболее дос­тупной и воздействующей на массы форме искусства. Показ художественных фильмов обычно сопровождался обязательной демонстрацией документальной кинохроники, рассказывающей о достижениях страны в деле восстановления народного хозяйства. В Вязниках фильмы показывали в кинотеатрах и рабочих клу­бах, в районе работало 6 стационарных и 4 передвиж­ных киноустановки. В среднем автокиноустановки в месяц обслуживали до 130 населённых пунктов, охватывая тысячи колхозников.[11]

Много внимания уделялось развитию культу­ры. Большой популярностью в Вязниках пользовал­ся открывшийся впервые послевоенные годы город­ской драмтеатр. При рабочих клубах развивалась ху­дожественная самодеятельность - открывались хоровые, драматические, хореографические кружки. В 1951 году при редакции газеты «Пролетарий» образовалась литературная группа, в работе которой принимали участие рабочие, учащиеся. Традиционны­ми в эти годы стали выставки произведений живописи и графики местных художников- К. Большако­ва, А. Кислякова, Н. Лебедева, И. Шуваева и др.[12]

Среди населения края велась активная культурно-просветительская работа. В середине 50-х годов в городе работало 3 профсоюзных клуба, 5 театраль­ных зданий, 15 красных уголков, два летних парка с театром, эстрадами, читальнями и танцевальными площадками. Ежедневно вязниковцы могли посмот­реть до четырёх различных кинокартин. В среднем ежегодно кинотеатры посещало почти 600 тысяч зрителей. В 1962 году в Вязниках открылся широко­экранный кинотеатр «Россия». В клубах, крас­ных уголках, на предпри­ятиях и в общежитиях ра­бочих постоянно организовывалось прослушива­ние лекций разнообраз­ной тематики.[13]

Значительная культурная работа проводилась среди детей. К их услугам в городе работали Дом пи­онеров, детская техническая станция, музыкальная школа, детские парк и библиотека.

В летний период трудящиеся получали возмож­ность для отдыха и развлечений на городских стади­онах, водной станции. Для горожан устраивались за­городные прогулки в живописные окрестности горо­да- Дубки, Липовскую усадьбу. Регулярные массовые гулянья проводились в роще Комзяки.

Повышение материального и культурного бла­госостояния горожан способствовало росту народно­го творчества, развитию самодеятельного искусства. В городе продолжали работу разнообразные круж­ки. Заслуженной славой не только в районе, но и в области пользовался Никологорский народный театр.[14]

Одним из наиболее ярких событий тех лет была подготовка и празднование 50-летия Великой Октябрьской революции. Подарком к этому юбилею стало строительство го­родского Дома культуры в новом городском микро­районе «Север». Возведение этого здания было про­ведено в рекордно короткие сроки благодаря актив­ности горожан, неоднократно участвовавших в суб­ботниках и воскресниках на строительстве.[15]

Большое внимание в эти годы в крае уделя­лось военно-патриотическому воспитанию мо­лодёжи, очень популяр­ными среди школьников были игра «Зарница» и другие подобные сорев­нования. Традиционны­ми в работе с молодёжью были встречи с бывшими фронтовиками и работниками тыла, разнообразные сборы, конференции, собрания; учащаяся молодёжь активно вовлекалась в поисковую работу под лозун­гом «Орден в твоем доме», «Ветеран» и т.п.[16]

В связи с тем, что в конце 60-х годов Вязники были включены в состав «Золотого кольца», здесь несколько активизировалась работа по восстановлению ряда архитектурных памятников- так, в 70-е годы были отреставрированы колокольня Троицкого храма, Благо­вещенский храм, где в на­чале 80-х годов открылась музейная экспозиция. В крае развивался туризм, ежегодно город посещало более 15 тысяч иногородних туристов, на территории Вязниковского района работали пользующиеся большой популяр­ностью туристические базы «Мстёра» и «Озерки». Запросы вязниковцев обслуживало городское бюро путешествий и экскурсий, предлагавшее населению более 50-ти маршрутов в разные уголки страны.[17]

В Вязниках работали кинотеатр «Россия», Дом культуры им. 50-летия Октября, клуб «Октябрь», клуб фабрики им. Парижской коммуны, городская и районная библиотеки.[18] Новые клубы и дома культуры были открыты и во многих населённых пунктах района. Всего в районе к 1985 году к услугам вязниковцев было предо­ставлено 59 клубов и до­мов культуры, 8 централизованных клубных си­стем, 6 культурно-спортивных комплексов, 54 библиотеки.[19]

Новым явлением в культурной и общественной жизни края в 90-е годы стало проведение городским историко-художественным музеем ежегодных краеведческих чтений. Новый взгляд на историческое прошлое помог по-иному взглянуть на место и роль в вязниковской истории дореволюционных предпринимателей Сеньковых, Демидовых. Знаком благодарности этим выдающимся промышленникам, внёсшим значитель­ный вклад в дело развития края, стало открытие в музее посвященных им выставок, переименование одной из улиц города в улицу Сенькова, переписка и встречи с потомками Сеньковых и Демидовых.[20]

 

1.2 Промыслы и ремёсла

Малоземелье, низкая урожайность и малодоходность крестьянских хозяйств приводили к тому, что многие крестьяне забрасывали свои наделы, предпо­читая земледельческому труду разнообразные промыс­лы или работу в городе. В пореформенный период на территории Вязниковского уезда около 85 - 90 % кре­стьян занимались неземледелъческими промыслами. К концу XIX века промыслы были распространены во всех волостях уезда, но особенно велика их роль была в северной и северо-западной части Вязниковского края. Здесь промыслы стали постоянным главным занятием, обеспечивавшим существование крестьянских хозяйств. Особенно это было характерно для таких крупных сел, как Мстёра, Холуй, Палех, окончательно превратившихся в неземледельчес­кие поселения.

Во второй половине XIX века в Вязниковсом уезде получили распространение как местные, так и отхожие промыслы.

Среди местных промыслов по охвату работ­ников на первом месте стояло ручное ткачество и шитъё мешков. В конце XIX века этим промыслом занималось более 2,5 тысячи крестьян. Наиболее этот промысел был распространён в Никологорской, Нагуевской, Олтушевской волостях. Большая часть крестьян, занятых ткачеством, работали на хозяев «светелок» - предприимчивых зажиточных крестьян, раздававших сырьё и заказы односельчанам на дом.[21]

Неземледельческими промыслами в уезде за­нимались и женщины. Так, в Холуе и Мстере в конце XIX века широкое распространение получили вышивка гладью и строчка. Этим промыслом было за­нято более 450 женщин и девочек-подростков.

Наряду с местными промыслами среди крес­тьян Вязниковского уезда в пореформенный период широко были распространены отхожие промыслы. В конце ХIХ века более 1,5 тысячи человек, в основ­ном в Вареевской, Груздевской и Палехской волос­тях, занимались выделкой овчин. Большая часть ов­чинников уходила на заработки в осенние и зимние месяцы, преимущественно в поволжские губернии.[22]

Наиболее распространенным отхожим кресть­янским промыслом в уезде было офенство. В общей сложности этим промыслом, развитым во всех воло­стях, занималось более двух тысяч человек. По наи­большему количеству офеней выделялись Мстерская (1/3 всех офеней), Сарыевская, Станковская, Рыловская волости. Большая часть крестьян занималась офенством осенью и зимой, более 25 % - круглый год. Около половины офеней, не имея оборотных капита­лов, работали на хозяина по договору. В основном свой товар офени сбывали за пределами Владимирс­кой губернии - в Поволжье, Предуралье, Сибири. Наи­более распространённым товаром были лубочные картины, книги, покупаемые во Мстёре, Вязниках, Москве, а также дешёвые иконы.[23]

Мстёра служит как бы дополнением Холуя по иконной живописи. Но здесь еще издавна были место произведения народного гравирования, доморощенного творчества. Мы говорим о лубочных картинах, разносимых повсюду в России ходебщиками или офенями и пользующихся известностью во многих городах, селах и деревнях. В Мстере замечательно заведение лубочных картин Голышева, известного особенно в ближайших районах от села. Таковыми картинами, имеющими по содержанию религиозное, нравственное, историческое и сатирическое значение, украшаются все стены хат, светелок и сеней простолюдина. Они вполне удовлетворяют вкусу его по духу и характеру. Конечно, религиозные картины преимуществуют пред другими, как вполне отвечающие религиозному чувству русского народа. Так, например, картину «Страшный суд» везде можно встретить. По достоинству своему и мстерские картины Голышева не уступали когда-то известным московским заведениям лубочных картин Артемьева, Флорова, Щурова, Чижова и др.

О лубочных картинах писатель Г. Снегирев говорит так: «Нравственные картины, содержат в себе простые, но разительные и понятные для народа понимания обязанностей любви и справедливости, правила благоразумия в жизни, представляют высокое преимущество добродетели, гибельные последствия пороков и преступлений, то в виде притчей и сказаний, то в облике карикатур, иногда в беседах мудрецов древнего мира и отцов церкви о суете света, о жизни, смерти, вечности, о делах добрых и злых».[24]

Традиционно продолжали развиваться ремёсла и кустарные промыслы. В Вязниках выделялись мастерская Куликова, выполнявшая слесарные рабо­ты, мастерская Клещевникова по изготовлению кон­ской сбруи, мастерская Рубчикова, обслуживавшая на­селение железными и скобяными изделиями, кузнеч­ная Кленовой и др. В городе были также сапожные портновские, часовые, столярные и пр. мастерские. По-прежнему многочисленными иконописными, ризочеканными, фольгопрокатными мастерскими выделялась Мстёра.[25]

Частные предприятия возникали в тра­диционных для Вязниковского края промыслах- об­работке льна, деревообработке, кузнечном деле, кирпичном производстве, сапожном, овчинном про­мыслах и др. Наиболее распространёнными про­мыслами, как и на рубеже XIХ -XX веков, оставались льноткачество (Никологорская и Вязниковская волости), гладошвейное дело (Мстёрская волость), сапоговаляльный промысел (Ол­тушевская волость). В то же время некоторые традиционные для края промыслы стали сворачиваться. Особенно это было характерно для иконописного дела. К 1928 году иконный промысел находился в глубоком кризисе, иконописцы в связи с падением спроса на традиционную продукцию переходили на роспись игрушек, рогожных ковриков и др. Некоторые иконописцы продолжали выполнять редкие частные заказы, перешли на выпуск дешевых фольговых икон.[26]

Всесоюзную известность в 30-е годы получили мстерские художественная артель «Пролетарское искусство» и строчевышивальная артель им. Крупской. В эти годы сложился свой самобытный художе­ственный стиль мстёрских художников (Брягин, Клы­ков, Котягин, Морозов и др.), их продукция конкурировала с Палехом и Холуем, художественные изделия неоднократно участвовали во всесоюзных и международных выставках. Артель им. Крупской имела 5 отделений, объединяла 1750 работниц, более тысячи из них работали на дому. Продукция артели (скатерти, бельё и др.) частично шли на экспорт.[27]

В начале 20-х годов мастеров монументальной декоративной живописи, художественной вышивки, чеканных и гравировальных работ готовили в Мстёрской, Холуйской и Палехской государственных тожественных промышленных мастерских. В 1932 году при Мстёрской художественной артели «Пролетарское искусство» открылась школа ФЗУ с науч­но-художественным уклоном.[28]

Особое место среди предприятий местной промышленности занимали мстёрские артели, выпускавшие художественную продукцию,- «Пролетар­ское искусство» (лаковые шкатулки, ларцы, портси­гары, пудреницы и др.), артель им. Крупской (бельё, блузки, рубашки, скатерти с художествен­ной вышивкой), артель им. Молотова (ювелир­ные изделия - серебряные гравированные подста­канники, портсигары, бокалы, ложки и др.).[29]

Начиная с XVII в. Владимирская губерния становится одним из самых крупных центров иконописания в России, где иконописным промыслом занимались во многих городах и слободах, деревнях и селах: в самом Владимире и Вязниках, в Суздале и Палехе, в Мстере и Холуе. Особенно значительным центром старообрядческого иконописания была Мстера.[30] Всего в уезде насчитывалось более 1700 че­ловек, занятых иконописным промыслом. В конце XIX века в уезде действовало 16 иконописных мастерских, представлявших собой типичные капитали­стические мануфактуры.[31]

После раскола в русской церкви при патриархе Ни­коне часть жителей слободы составляли старообрядцы, что оказало значительное влияние на характер мстерской иконописи. В одном из своих направлений она постоянно тяготела к подражанию старинным об­разам, к их прямому повторению. Мастера с желанием и знанием дела создавали иконы в древних стилях — новгородском, московском и строгановском. На ос­нове глубокого знания старинных писем во Мстере было широко развито искусство реставрации древне­русской живописи.[32]

Ко второй половине XIX в. во Мстёре на три тысячи двести жителей в иконном прозводстве были заняты 1300 человек.

Иконописцы-старинщики (старообрядцы) не только писали иконы, отвечающие строгим древним канонам, или создавали образы под «старую живопись», но и изготовляли иконы «нового письма», а также ризы и киоты. Мстерцы продавали в целом до 300 тысяч икон в год. В зависимости от уровня и качества исполнения мастера сбывали свой товар продавцам офеням от 10 до 100 рублей за сотню.[33]

«Дщепные» (щепные) иконы «подокладные» и «подофлежные» стоили недорого, еще дешевле просили за иконы, полученные типографским способом. На фабрике В.С. Крестьянинова работало около 200 человек, они украшали печатные иконы окладами и цветами из фольги, которую производил мстерский фольговый завод. Продукция Мстеры заполнила все рынки России; для скорейшего сбыта её старались производить как можно дешевле. Бойкие «вязниковцы» и «шуйцы» с расхожим мстерским товаром доходили до самых недоступных старообрядческих скитов Сибири и до самых отдаленных стойбищ новокрещеных «инородцев». До сих пор во многих уголках Томской области встречаются образцы недорогой мстерской работы. «Если вам…приходилось когда-нибудь быть на провинциальной ярмарке, в «глухом уездном месте», то вы не могли не приметить особых рядов, которые производят торговлю иконами на первобытный способ, разложив их просто на земле. Иконные продавцы громко выкрикивают: «…Подходите, честные господа, дешево уступим!»[34]

Иное дело иконописные мастерские А.И. Цепкова, В.И. Шитова, С.А. Суслова, где производили образы качественного письма, которые стоили очень дорого. Эти иконы покупали ценители древнерусской живописи, в основном старообрядцы. Особенно крупные мастерские, до 100 человек, имели И.В. Янцов и И.Е. Мумриков с сыновьями. Они писали позолоченные с расчеканкой иконы и делали обычные и дорогие «московские» киоты.

В Мстере существовало несколько семейных мастерских, в которых работали только родственники: отец с сыновьями, братьями, племянниками и пр.[35]Одна такая мастерская дорогого иконного письма принадлежала И.А. Панкрышеву с сыновьями. Потомки старинного иконописного рода Панкрышевых до сих пор живут во Мстере, некоторые даже продолжают профессию художников-миниатюристов.[36]

Вместе с иконописцами в Мстере находятся мастера, выделывающие разного вида иконостасы и умеющие их золотить. Хозяева-мастера делают подряды в городах и селах, весьма отдаленных от родины, и отправляются в них с целой артелью подмастерьев. Иногда приходится им заниматься работой целый год в одном месте. Хозяин, озабоченный изысканием будущих средств собственного существования и своих рабочих, отыскивает работу в других местах.

Мстерцы отличные знатоки и исполнители стенной живописи. Они известны не только во Владимирской губернии, но и в других. Почти во всех церквях означенной губернии в городах, селах и монастырях мы видим работу мстерцев: разные иконостасы, позолоту их, иконы, оправу их в золотые и серебряные ризы и художественно исполненную стенную живопись. Все это дело рук энергичных, умных и предприимчивых жителей села Мстеры.[37]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.