Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и основные принципы судебной реформы 1864 года 1 страница




Ответ: Местными судебными органами были мировые судьи и съезды миро- вых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и действовали в специальных участках. Кандидат в мировые судьи должен был отвечать целому ряду требований (иметь образование или стаж службы на определенных должностях, отвечать довольно высокому имущественному цензу и др.). Список кандидатов в мировые судьи предварительно санкционировался губернатором. После выборов мировые судьи утверждались в должности Сенатом. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, заме- чание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест на срок не свыше»3 месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года. По гра- жданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.

Дела в мировом суде начинались по жалобе частных лиц, по сооб- щениям полицейских и других административных органов, по усмотре- нию самого мирового судьи. Предварительное расследование велось по- лицией.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс бьш уст- ным и публичным, допускалось участие поверенных.

Мировые судьи округа2 образовывали съезд мировых судей, являв- шихся апелляционной3 инстанцией для участковых мировых судов.

' Мировым судам были, например, подсудны дела о неисполнении законных распоряжений, требований, постановлений правительственных и полицейских властей, об оскорблении полицейских и других служащих административных или судебных органов; о нарушении благочиния во время богослужения и т.п. (См. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1984 г.).

2 По судебной реформе 1864 г. создавались специальные судебные округа, которые не должны были территориально совпадать с губерниями.

3 Апелляционный порядок обжалования судебных приговоров и решений предусматривал рассмотрение дела заново, по существу, с привлечением всех доказательств и вынесением решения.

34. Общие суды по судебной реформе 1864 года.

Ответ: В число общих судебных органов входили окружные суды и судеб- ные палаты. Окружные суды создавались в специальных судебных ок- ругах и состояли из назначаемых императором по представлению мини- стра юстиции председателя и членов. Для замещения этих судебных должностей надо было отвечать целому ряду требований (иметь соот- ветствующее образование, стаж работы, соответствовать классово- политическим требованиям; как правило, председателями и членами окружных судов были представители дворянского сословия).

Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение состояло из двух частей — коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовало не менее трех ко- ронных судей (председатель и два члена).

Окружным судам были подсудны все (за некоторыми исключениями) уголовные дела, изъятые из ведомства мировых судов. Дела о преступ- лениях, за которые в законе были установлены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния1, рассматривались ок- ружным судом с присяжными заседателями.

Окружным судам были подсудны все иски, не подлежавшие рас- смотрению в мировых судах (т.е. более 500 руб.).

Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи, которые должны были действовать в тесном контакте с полицией. Судебный следователь мог поручить поли- ции производство дознания, сбор необходимых сведений.

Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными ко- миссиями, во главе которых стоял предводитель дворянства, и утвер- ждались губернатором. Они должны были отвечать имущественному цензу2, цензу оседлости и другим требованиям. Из крестьян в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились только члены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты.

Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (т.е. рабочие и др.), в списки не вносятся.

В соответствии с утвержденным губернатором общим списком при- сяжных заседателей составлялись годовой и месячный списки. Предсе- датель окружного суда составлял сессионный список присяжных заседа-

Все уголовные и значительная часть исправительных наказаний по Уложе- нию о наказаниях уголовных и исправительных включали лишение или ограни- чение прав состояния (ст. 19, 34).

Имущественный ценз был достаточно велик. Надо было владеть землей не менее 100 десятин или другим недвижимым имуществом стоимостью от 500 до 2 тыс. руб. или же получать жалованье либо доход от 200 до 500 руб. в год. 203

телей. Такой сложный подбор присяжных заседателей обеспечивал уча- стие в суде благонамеренных и в основном состоятельных людей. Роль присяжных заседателей была довольно ограниченной: председатель суда должен был сформулировать и поставить перед ними вопрос о виновно- сти подсудимого, а присяжные должны были ответить на вопросы ко- ронного суда (т.е. вынести так называемый вердикт о виновности или невиновности подсудимого). Вопрос о наказании решался коронным судом.

Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей счи- тался окончательным и мог быть обжалован (или опротестован проку- рором) только в кассационном порядке. Закон подробно определял все стадии рассмотрения дел в окружном суде, права сторон (и их равенст- во в процессе), порядок ознакомления с доказательствами и их оценки (суд должен был оценивать доказательства свободно по внутреннему убеждению, основанному на обстоятельствах дела). Обвинение в суде поддерживал прокурор, защиту осуществлял или сам подсудимый, или защитник (присяжный или частный поверенный).

В окружном суде в большей мере, нежели в других судебных местах России, соблюдались принципы введенного реформой процесса.

Следующей судебной инстанцией быта судебная палата. Судебные палаты утверждались по одной на несколько губерний. Они состояли из двух департаментов - гражданского и уголовного. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам, прежде всего по делам о госу- дарственных и должностных преступлениях, некоторых преступлениях против порядка управления. К ведению судебной палаты были отнесены и некоторые преступления против веры. Производство дознания по го- сударственным преступлениям велось, как правило, жандармерией, предварительное следствие - одним из членов судебной палаты. Для рассмотрения указанных дел судебной палатой в качестве первой ин- станции к членам уголовного департамента присоединялись губернский предводитель дворянства той губернии, где была учреждена палата, один из уездных предводителей дворянства, один из городских голов и один из волостных старшин, т.е. сословные представители.

' Несмотря на определенный подбор присяжных, окружные суды иногда принимали решения, противоречившие официальной политике (например, оп- равдательный приговор по делу Веры Засулич).

2 Введение сословных представителей являлось существенным пережитком феодально-сословной судебной системы. 204

Над всеми судебными органами России стоял Сенат - орган, форми- руемый по указу императора.

Сенат являлся верховным кассационным1 судом для всех судебных органов государства, но мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности (например, по должностным преступлениям, совер- шенным высокопоставленными сановниками). В 1872 г. при Сенате бы- ло учреждено "Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах", в состав которого кроме сенаторов вошли назначаемые императором сословные предста- вители (предводитель дворянства, городской голова и волостной стар- шина)2. Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного со- вета и членов Сената под председательством председателя Государст- венного совета.

Кроме местных и общих судов в России существовали духовные, коммерческие и военные суды со специальной подсудностью. Судебная реформа 1864 г. по-новому определила систему и права прокуратуры. Прокуратура, возглавляемая генерал-прокурором, состояла при общих судебных органах и Сенате. На нее возлагались обязанности осуще- ствления надзора за судом, следствием и местами заключения, участия в качестве стороны в процессе. Прокурорские должности замещались из лиц, отвечавших требованиям особой политической благонадежно- сти.

Судебной реформой учреждались адвокатура3 - для защиты обви- няемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сто- рон в гражданском процессе и нотариат - для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг и т.д. Судебная реформа не изменила по- ложение волостного суда - сословного суда для крестьян, находившего- ся под контролем местной администрации.

В национальных районах страны, на окраинах судебная реформа или не была проведена совсем, или же была осуществлена с большими изъ- ятиями (не вводился, например, суд присяжных, мировые судьи не изби- рались, а назначались).

Кассацией назывался пересмотр дела с целью проверки соответствия су- дебных решений и приговоров нормам права (пересмотра дела по существу не производилось).

В 70-е годы в Особом присутствии Сената были проведены многие важные политические процессы (например, над народниками).

Присяжные поверенные.

35. Контрреформы 70-80 годов 19 века

Ответ: Проведенные реформы сохранили политический строй царской России без существенных изменений, что обусловило возникновение революционной ситуации, особенностью которой стала возрастающее рабочее движение.

После убийства народовольцами Александра II царское правительство встало на путь открытой реакции. Положение о мерах к охранению гос. порядка и общественного спокойствия предусматривала введение режима усиленной или чрезвычайной охраны, при котором вся власть передавалась генерал-губернатору. Согласно этому положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по закону военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны и оно могло распространяться на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям. Было также создано особое совещание, состоящее из министра внутренних дел и 4х чиновников от МВД и Мин-ва Юстиции, которое имело право применять административную ссылку.

В 1892 г. вышел закон «О военном положении», позволяющий вводить режим военного положения в областях, где вспыхивали революционные волнения. По выше названным законам смертная казнь предусматривалась за вооруженное сопротивление властям, преступления против военных и полицейских чиновников.

В 1898 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которые заменили собой мировых судей. На них возлагались полицейско-судебные функции, (что противоречило принципам судебной реформе 1864 г.). Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина.

Было пересмотрено и Положение о земских и губернских органах местного самоуправления. Вместо цензового определения состава первой избирательной курии был введен сословный. В курию стали входить только дворяне. Для городских избирателей был повышен имущественный ценз. 3 избирательные курии: 1- потомственные и личные дворяне 2- представители городских сословий 3- крестьянская курия

Губернатор или министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов местного самоуправления.

В 70 - 80-е гг. было внесено много изменений в систему судопроизводства и судоустройства. В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или секретным. Унижтожена мировая юстиция, функции мировых судов переданы земским участковым начальникам. Принцип несменяемости судебных следователей.

36. Высшие органы государственной власти и управления России по основным законам Российской империи от 23 апреля 1906 года.

Ответ: Первая русская революция вынудила царское правительство пойти на некоторые изменения государственного строя. Так, уже в феврале 1905 года Николай II объявил о разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию «в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений».

Учреждение Государственной Думы, то есть Положение о ней, определяло её компетенцию как органа, создаваемого для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, передаваемых императору через Государственный Совет, т.е. законосовещательного органа. Она имела право законодательной инициативы, исключая Основные Законы государства. Дума получила право обсуждения государственного бюджета, ограниченное различными оговорками. Положение о Думе определяло её большую зависимость от императора. По его указу Дума могла быть распущена досрочно. Также указами устанавливалась продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерывов в течение года.

Но проект законосовещательной Думы уже никого не удовлетворял, тем более что революционное движение расширялось, к нему стали примыкать воинские части. В октябре 1905 года в стране началась Всеобщая политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий. Это заставило царя издать Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», которым подчёркивался конституционный путь развития страны и предоставление гражданских свобод.

Царский Манифест от 17 октября 1905 года обещал России:

- общественные свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов;

- предоставить избирательные права классам населения, лишённым избирательных прав по законам о «Булыгинской Думе»;

- расширить права Думы, установив, что никакой закон не может быть принят без одобрения Государственной Думы, а также предоставить Думе право контроля за исполнительными органами государства.

19 октября 1905 года был опубликован ещё один манифест «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним, Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления.

Следует отметить, что Манифест от 17 октября 1905 года содержал обещания конституционного характера. Его содержание дополнял Манифест от 19 октября 1905 года.

В случае реализации положений этих документов в России должна была быть образована законодательная Дума с правом обсуждения бюджета и отчёта о его исполнении, с правом контроля за деятельностью правительства, министерств и других исполнительных органов и центральный правительственный орган – Совет министров.

11 декабря 1905 года, в разгар вооружённых столкновений в Москве, был издан указ об изменении положения о выборах в Думу. По этому закону выборы были не прямые, не равные, не всеобщие и не демократические. И всё же данный указ расширил избирательные права путём установления четвёртой курии – рабочей, от которой избиралось около 3% депутатов. Более 40% депутатов Думы избирало крестьянство, которое царские чиновники по-прежнему считали главной опорой государства и престола. Была сохранена цензовая система и сословный принцип. Так же были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года. Целые слои населения: женщин, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. кочевники – скотоводы) как и ранее лишались права избирать и быть избранными.

20 февраля 1906 года было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября 1905 года. Однако в полной мере это сделано не было. Дума наделялась законодательными правами, а не законосовещательными, как это было по Закону от 6 августа 1905 года, но законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчёт по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

Как и раньше, устанавливалось, что Дума может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Основных Государственных Законов. По февральскому (1906 года) Закону, Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчинёнными правительствующему Сенату. Министры обязывались не позднее одного месяца со дня передачи им заявления о запросе дать ответ на запрос или известить Думу о причинах, объяснявших, почему они лишены возможности это сделать. Они имели право отказаться от сообщений Думе разъяснений по предметам, которые не подлежали оглашению «по соображениям государственного порядка».

В этой связи можно отметить, что контроль Думы оказался в значительной мере фикцией. Но, тем не менее, открытое обсуждение острых, политических вопросов на заседаниях Думы не могло не оказывать определённого влияния на правительственную политику.

Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного Совета. Из совещательного органа при императоре он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой.

20 февраля 1906 года был издан царский Указ «О переустройстве учреждения Государственного Совета». До этого полностью назначаемый императором, Государственный Совет стал состоять из членов «по высочайшему назначению» и равного числа членов по выборам. Члены Государственного Совета избирались на 9 лет с тем, чтобы каждые три года одна треть их выбывала, и избирались новые члены. Выборы членов Государственного Совета производились не населением, а по специальному списку дворянскими обществами, губернскими земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами. Несколько человек избиралось Синодом от православного духовенства, 6 членов Государственного Совета избирались от Академии наук и университетов. Естественно, что в Государственном Совете преобладало крупное дворянство. Председатель и вице – председатель Государственного Совета назначались императором. При Государственном Совете сохранялась Государственная канцелярия. Государственный Совет получил в области законодательства права, одинаковые с Думой. Он имел право законодательной инициативы, без его утверждения законопроект не передавался царю на утверждение. Определённым итогом изменений в государственном строе России в годы первой русской революции были утверждённые императором 23 апреля 1906 года в новой редакции Основные Законы Российской Империи.

37. Государственная дума и государственный совет в системе органов власти. Эволюция законодательства о выборах государственную думу.

Ответ: При формальном равенстве прав, Государственный Совет имел приоритет относительно Думы: законопроект, обсуждённый в Думе и Совете, представлялся на утверждение императора председателем Государственного Совета. Реорганизация Государственного Совета, создание верхней палаты, стоявшей над Думой, существенно ограничивали права последней. Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам.

Хотя ряд ограничений на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности, отстранение от выборов лиц администрации и полиции, тем не менее, их общая социальная направленность была очевидна: не допустить смуты и вольнодумства. Этим целям, в первую очередь, служили высокий имущественный и возрастной ценз и не допуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов. Думается, что орган власти, сформированный по таким принципам можно назвать представительным лишь с определённой долей условности. В августе 1905 года были приняты Манифест об учреждении Государственной Думы (она была названа Булыгинской – по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г. Булыгина, разработавшего её проект (руководителя комиссии)); Учреждение Государственной Думы и Положение о выборах в Государственную Думу. По этим законам Государственная Дума была представительным органом, избираемым на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого, при устранении от выборов многих категорий населения: лиц моложе 25 лет; женщин; военнослужащих, находящихся на действительной службе; учащихся; «бродячих инородцев»; неоседлых народов.

Выборы проходили по трём куриям: уездных землевладельцев, городских избирателей и крестьян – домохозяев. Для первых двух курий был установлен высокий имущественный ценз, третья курия формировалась по сословному принципу.

Выборы были многоступенчатыми (наиболее сложными – четырёхступенчатыми – для крестьян).

Съезд уездных землевладельцев должен был избрать 34% выборщиков, съезд городских избирателей – 24%; съезд уполномоченных от волостей и станиц – 42%.

Цензовая система лишала избирательных прав рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию.

38. Изменения в государственном строе России в период первой мировой войны (1914-октябрь 1917)

Ответ: За три дня до войны императором было утверждено "Положение о полевом управлении войск в военное время". Руководство всеми военными действиями, согласно Положению, возлагалось на Ставку Верховного главнокомандующего, при которой действовал штаб во главе с начальником. Но при этом сохранялся и Генеральный штаб. Значительная часть страны была объявлена на военном положении. Учреждалась военная цензура и устанавливался перечень сведений, за разглашение которых устанавливалась ответственность вплоть до уголовной.

50 губерний России были на время войны переведены на военное положение, а остальные - на чрезвычайное. Данные области передавались в руки военного командования. Военные власти имели право регулировать въезд и выезд из губерний, запрещать вывоз средств, необходимых для военных действий и принимать другие меры в целях охраны государственного порядка и успешного ведения войны.

Во время войны продолжала действовать Государственная Дума четвертого созыва, избранная в 1912 г. на основе избирательного закона от 3 июня 1907 г. На заседании 26 июля лидеры буржуазных и помещичьих фракций в Думе выступили с призывом сплотиться вокруг царя, отложив внутренние споры с правительством. Но ожидавшегося в это время изменения курса внутренней политики правительства не произошло. И летом 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного Совета было положено начало созданию так называемого прогрессивного блока, поставившего вопрос о правительстве, ответственном перед Думой.

Государственная Дума поддерживала планы правительства относительно ведения войны, одобрила законопроекты, связанные с созданием военного бюджета, повышением налогов и другие меры. Но несмотря на работоспособность членов Думы, царь созывал Думу нерегулярно, с большими перерывами, и большинство вопросов решалось царем путем принятия указов, издаваемых в соответствии со ст. 87 Основных законов Российской империи.

Буржуазия стремилась усилить свое влияние на земства и органы городского самоуправления. В 1914 году состоялись съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский Земский союз и Всероссийский Городской союз. В 1915 г.

Оба этих союза слились в Главный комитет Всероссийского Земского и Городского союзов (Земгор). Этот орган занимался организацией госпиталей, заботой об инвалидах, производством медикаментов, а позднее стал участвовать в снабжении фронта продовольствием и снаряжением.

В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов. Военно-промышленные комитеты должны были привлекать к своей деятельности научно­технические силы, представителей управления железных дорог, союза земств и городов. За первые 2 месяца первой мировой войны, кроме центрального, было создано 78 областных и местных военно-промышленных комитетов. Положение о них было принято в августе 1915 г. Целью их создания является содействие правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Они занимались поставками и подрядами по заказам казны, организовывали приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота. Военно-промышленные комитеты стали влиятельными организациями буржуазии, занимавшимися распределением военных заказов между промышленными предприятиями.

Но принятых мер оказалось недостаточно для мобилизации экономики в условиях войны. Экономический и политический кризис продолжал обостряться. Министр МВД Протопопов в 1916 г. так определил экономическое состояние России: "Финансирование расстроено, товарообмен нарушен. Пути сообщения в полном расстройстве. Армия устала." Сложившаяся ситуация требовала выработки новых решений и прежде всего мер по государственному урегулированию экономики.

Попыткой усиления мобилизации экономики страны в военных целях и создания новых форм управления промышленностью и финансами было учреждение Особых совещаний, закон о которых был принят в августе 1915 г. Особые совещания создавались для обсуждения и объединения всех мероприятий по обороне государства, по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны по продовольствию и по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов.

В соответствии с законом были созданы:

1. Особое совещание по обороне государства;

2. Особое совещание для обеспечения топливом;

3. Особое совещание по продовольственному делу;

4. Особое совещание по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов.

В состав Особых совещаний входили представители министерств, Гос. Совета и Гос. Думы, представители Всероссийского, сельского и городского союзов, представители центрального военно-промышленного комитета.

Особое совещание по обороне возглавлял военный министр.

Особые совещания получили право осуществлять надзор за заводами, распределять гос. заказы и контролировать их выполнение, определять договорные связи предприятий, отстранять от должностей администрацию заводов, закрывать частные предприятия, не дающие пользы фронту.

Создание Особых совещаний свидетельствовало об усилении роли государства в экономике, но в то же время учитывало интересы владельцев военно-промышленных предприятий.

Местными органами Особых совещаний были их комиссии и уполномоченные. Уполномоченные Особых совещаний на местах могли создавать местные совещания для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию Особого совещания.

Война вызвала необходимость внесения некоторых изменений в законодательство Российской империи. Эти изменения прежде всего были связаны с усилением государственного регулирования экономикой. Широко использовались гос. заказы заводом оборонной промышленности, регламентировались поставки сырья и материалов, принудительные выкупы предприятий в казну (секвестры). Для этого времени характерен значительный рост государственной промышленности. Предпринимались меры, направленные против иностранных владельцев (прежде всего немецких.). Было принято постановление о расширении правительственного надзора над коммерческими банками.

 

39. Изменения в судебной системе и праве в период первой мировой войны (1914-октябрь 1917)

Ответ: В 1912 г. был введен новый закон об ответственности за шпионаж, за выдачу гос. тайн, к которым относились сообщения об изобретениях, касающихся вооруженных сил или военных сооружений.

Так же были введены наказания за уклонение от несения воинской службы, умышленное членовредительство с целью уклонения от военной службы.

Уголовная ответственность была введена за сокрытие товаров и сырья, за промедление в изготовлении средств наказания или защиты от неприятеля. Была также усилена уголовная ответственность за взятки. Война вызвала изменения в системе судебных органов. В местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды. Развивалось социальное попечительство. В 1915 г. правительство выделило значительные суммы для оказания помощи беженцам, а также для членов семей лиц, призванных на военную службу с государственных предприятий; устанавливались денежные пособия для многодетных семей фронтовиков.

Во время войны были введены сверхурочные работы, а также ликвидированы имевшиеся ранее ограничения в использовании женского и детского труда. Были внесены изменения в уголовное законодательство. Была усилена ответственность за изготовление, приобретение, хранение, ношение и сбыт без надлежащего разрешения взрывчатых веществ и снарядов; за дезертирство из армии. Была предпринята попытка введения хлебной монополии, принудительная продажа хлебного фуража по определенным государством нормам. Был запрещен вывоз за границу хлеба и некоторых других продуктов и предметов, металлов и руды. В 1916г. был принят закон о подоходном налоге и налоге на военную прибыль. Накануне первой мировой войны Россия имела одну из самых крупных кадровых армий стран, вступивших в войну. После общей мобилизации численность армии к концу 1914 г. составила 6,5 млн. человек, а всего за годы войны было призвано 15,5 млн. человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.