КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники геополитики
Геополитика, как наука возникла на базе трех научных подходов: цивилизационного, военно-стратегического и теорий географического детерминизма. Основоположником цивилизационного подхода к историческому процессу считается русский ученый биолог, историк, социолог Н.Я.Данилевский (1822-1885), автор книги «Россия и Европа»(1868). В этой книге он указывает, что главными действующими субъектами на подмостках театра истории являются не государства или отдельные нации, а огромные культурно-религиозные общности, которые он назвал «культурно-историческими типами». Впоследствии эти общности, стали называть «цивилизациями». Первым среди русских исследователей Данилевский сформулировал и научно обосновал тезис отчужденности Европы от России. В конце XIX — начале XX в. концепция Данилевского получила развитие в работах русского философа Константина Николаевича Леонтьева (1831—1891), немецкого философа Освальда Шпенглера (1880—1936), русского ученого-евразийца Петра Николаевича Савицкого (1895—1968), его ученика Льва Николаевича Гумилёва (1912— 1992). Наиболее же обстоятельно рассмотрел и развил эту концепцию крупнейший английский ученый-историк и социолог Арнольд Тойнби (1889—1975). В своей многотомной работе «Постижение истории» он дал подробную классификацию цивилизаций. В особый тип цивилизации он выделил «православно-русскую». А. Тойнби предложил довольно оригинальную теорию истоков и развития цивилизаций как «Вызова-и-Ответа». Теория цивилизаций занимала умы ученых-геополитиков и в конце XX в. Так, много споров вызвала книга профессора Гарвардского университета Сэмуэля Хантингтона (р. 1927) «Столкновение цивилизаций» (1993). Автор утверждает, что в XXI в. основным источником конфликтов будут не экономика или идеология, а цивилизационные различия. Он считает, что «столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов». Картина мира в XXI в. видится ему как результат взаимодействия и соперничества «семи-восьми крупных цивилизаций», среди которых будет и «православно-славянская», противостоящая насильственной вестернизации.
Вторым источником геополитики, как считают многие ученые, были военно-стратегические теории. Признанными авторами таких теорий считаются Никколо Макиавелли (1469—1527), Карл фон Клаузевиц (1780—1831), Хелъмут Иоганн Мольтке (1848—1916) и др. Но наиболее сильное влияние на разработку и углубление этих теорий оказал американский военно-морской теоретик, адмирал и ученый- историк Альфред Мэхен (1840—1914). В 1890 г. был напечатан капитальный труд адмирала-ученого «Влияние морской мощи на историю». Подробно о содержании книги будут сказано в главе 2, сейчас же только отметим, что перу Мэхена принадлежит также книга «Проблема Азии и ее воздействие на международную политику» (1900) и много статей на военно-политические темы. Этот автор ввел в научный оборот термин «прибрежные нации». На территории мирового пространства Мэхен выделил особую сферу между 30-й и 40-й параллелями — «зону конфликта», в которой, по его мнению, неизбежно и вне зависимости от воли конкретных политиков сталкиваются интересы «морской империи», контролирующей океанские просторы, и «сухопутной державы», опирающейся на континентальное ядро Евразии (читай: Англии и России того времени). Морская империя, чтобы выжить, должна отбросить континентальную державу как можно дальше в глубь Евразии; империи важно завоевать прибрежную территорию, поставить под контроль «прибрежные нации, для чего надо окружить противника кольцом военно-морских баз».
Видным разработчиком военно-стратегических концепций был русский генерал-фельдмаршал (последний фельдмаршал России) Д.А. Милютин. Военно-стратегические теории внесли в методологию геополитики идею ключевых пунктов и зон, позволяющих контролировать значительные территории потенциального противника. В наше время — время космических технологий (оборона, коммуникации) — эти подходы получают качественно новое значение. Третьим теоретическим источником геополитики являются концепции географического детерминизма. Это наиболее древний источник познания. Так, идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на историю и человека встречаются еще у Геродота (между 490—480—ок. 425 г. до н.э.), Гиппократа (ок. 460— ок. 370 гг. до н.э.), Фукидида (ок. 460—400 гг. до н.э.), Полибия (ок. 200—ок. 120 гг. до н. э.), и других античных авторов, римлян — Цицерона (106—43 гг. до н.э.) и особенно Страбона (64/63 г. до н.э.—23/24 г. до н.э.), который был географом. Страбон разделил весь мир на четырехугольники и в одном из них поместил обитаемый мир. Он состоял из Европы, Ливии и Азии.. Известный специалист в этой области науки Жан Готтман отмечает, что наш политический мир простирается только на пространства, доступные человеку, что доступность — детерминирующий фактор; места, куда человеку нет доступа, не имеют никакого политического значения и не составляют проблемы. Античная мысль была унаследована мусульманским Востоком. Огромное значение влиянию природы на человеческую историю придавал арабский историк и мыслитель Абд ар-Рахман Абу Зейд Ибн Халдун (1332—1406), игравший видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки. Главный фактор, определяющий влияние природы на общественно-политическую жизнь, по теории Ибн Халдуна, — климат. Только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга (т.е. стран, прилегающих к экватору) не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде; у них нет причин развивать культуру; жители холодных северных стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ; следовательно, они не имеют времени для занятия науками, литературой и искусствами.
Ибн Халдун сформировал теорию исторических циклов, согласно которой в странах с умеренным климатом наиболее активной силой истории являются кочевники, обладающие физическим и моральным превосходством над оседлым населением, особенно горожанами. Именно поэтому кочевники периодически захватывают страны с оседлым населением и образуют обширные империи со своими династиями. Но через три-четыре поколения потомки утрачивают свои положительные качества; тогда из степей и пустынь появляются новые волны кочевников-завоевателей, и история повторяется. Эти идеи оказали большое влияние на русских «евразийцев» и на теорию Л.Н. Гумилёва. Европейская эпоха Великих географических открытий явилась новым этапом развития идей географического детерминизма. Французский ученый Жан Боден (1530—1596) в работе «Шесть книг о государстве» (1577) вновь поднял интерес к проблеме географического детерминизма. Различия и изменения в государственном устройстве он объяснял тремя причинами: Божественной волей, человеческим произволом и влиянием природы. На первое место по силе влияния природы он ставил географические причины, а наибольшее значение среди всех географических факторов придавал климату. Земной шар Боден делил на три части: жаркую — экваториальную, холодную — полярную и умеренную — среднюю. Вслед за греческим мыслителем Полибием он утверждал, что характер народов в первую очередь зависит от климатических условий места их развития. На севере живут более сильные физически и воинственные люди, на юге — более одаренные. При правильном взгляде на историю, полагал Боден, видно, что «величайшие полководцы приходят с севера, а искусство, философия и математика рождаются на юге». Идеи географического детерминизма нашли широкое распространение в XVIII—XIX вв. Особенно популярны они были во Франции (Шарль Монтескье-1689—1755). В своей работе «О духе законов» (1748) он главную причину определенного законодательного устройства государств вслед за Боденом видел в особенностях климата. В холодном климате, полагал Монтескье, люди более нравственны. В умеренном климате люди нравственно более неустойчивы, потому что недостаточно определенные свойства этого климата не в состоянии дать им устойчивость. А жаркий климат ослабляет характер людей, что, по мысли Монтескье, привело к развитию рабства.
Начиная с.первой четверти XIX в. школа географического детерминизма перемещается в Германию. Ее основателями считают А. фон Гумбольдта и К. Рихтера. Немецкий ученый, географ Карл Риттер (1779—1858) также успешно развивал идеи географического детерминизма существование народов: их развитие идет в русле, проложенном физической природой — почвой, климатом, географическим положением. Он пришел к выводу, что «Европа счастливым своим климатом и умеренностью времен года обязана ограниченности своего пространства». О влиянии окружающей природы на человека и общество и наоборот указывали основатели классической немецкой философии И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах. В своей работе «Философия истории» Гегель (1770—1831) говорит о роли географических факторов в жизни народов. А в курсе лекций по философии истории у него есть специальный раздел «Географическая основа всемирной истории». В нем он обосновывает и те естественные свойства стран, которые «раз и навсегда исключают их из всемирного исторического движения». Причиной такого движения является жаркий или излишне холодный климат. У него только страны Западной Европы и США являются носителями исторического прогресса. Народы же других регионов и частей света, в том числе и России, рассматриваются им как стоящие ниже европейцев. Тот или другой общественный строй философ выводит из комбинации трех «географических различий». Нетрудно рассмотреть в этих географических изысканиях философа попытку доказать превосходство немцев, англосаксов, французов, испанцев и выходцев из этих стран, заселивших американский континент, над всеми другими народами. Точку зрения Гегеля впоследствии развивали не только немецкие, но и многие другие западноевропейские ученые. Свое видение исследуемого источника было у профессора географии Лондонского университета Генри Томаса Бокля (1821—1862), который не ограничивался только рамками влияния климата на общественный строй. В книге «История цивилизации в Англии» он высказал идею о совокупности условий географической среды, влияющей на жизнь общества. Бокль выделяет четыре группы факторов: климат, пищу, почву и общий вид природы. По его мнению, главная причина цивилизации в древнем мире — плодородие почвы, в Европе — климат». Русская школа географического детерминизма развивалась в большей степени учеными-историками: Б.Н. Чичериным, С.М. Соловьёвым, В.О. Ключевским, А.П. Щаповым и др. Наибольший вклад в развитие этой школы внес, по нашему мнению, Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879). Он значительно глубже Б.Н. Чичерина рассмотрел проблему географической детерминации русской государственности. Москва смогла объединить русские земли и создать сильное централизованное государство благодаря особенностям ее географического положения и природных условий. Природа среднерусской равнины была не очень щедра на дары: небогатая гумусом почва, продолжительные и суровые зимы, короткое, часто дождливое лето и т.п. приучили жителей русской равнины вообще и Московского княжества в частности к упорному интенсивному труду (особенно коротким летом), к коллективным формам организации труда и образа жизни, к твердости в преодолении трудностей, сообразительности, творческому отношению к решению тех или иных житейских, бытовых, трудовых, военных и прочих проблем. Суровую природу Центральной России Соловьев называл мачехой. Природно-климатические условия русской равнины были значительно тяжелее по сравнению со средой обитания народов Западной Европы. Соловьев в этом природно-климати-ческом неравенстве видел причины отставания России от Западной Европы (монголо-татарское нашествие задержало это развитие еще на 250 лет. — Авт.) Народам, населяющим русскую равнину, приходилось вести суровую жизнь, постоянно бороться за выживание, отвоевывать жизненное пространство у окружающей природы, представляющей собой участки плодородной земли, леса, болота, каменистые плато. Эти сложные условия наложили свой специфический отпечаток на весь уклад жизни народа1. По мнению другого русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841—1911), в судьбе каждого народа «встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа,— природу его страны». Глубокий след в русской научной мысли оставили работы Льва Ильича Мечникова (1838—1888). Мечников видел в качестве основы исторического развития гидросферу. По его мнению, водные пути выступают своего рода синтезатором географических условий. Они более существенно влияли на человека, чем другие элементы географической среды. Ученый разделил человеческую историю на три периода, каждый из которых был связан с водой. Основу цивилизаций этих периодов составляли: река, море, океан. Речной период — четыре древнейших цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Ефрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ). Этот ранний период в истории человечества характеризуется такими главными чертами, как деспотизм и рабство. Морской (средиземноморский или средневековый) период начинается у него с основания Карфагена и заканчивается правлением Карла Великого. Изначально он характеризуется рабством, затем — подневольным трудом крепостных, феодальными федерациями. Океанический период начинается с открытия Америки. Охватывая Новое время и Новейшее время, он, как полагал ученый, только начинается и несет уничтожение принуждения, свободу, равенство, братство. Но наиболее глубоко и обстоятельно идеи влияния географических факторов, в частности почвы и пространства, были развиты Ф. Ратцелем и Р. Челленом.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |