Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронологический возраст 3 страница




Можно предположить, что частота распространения рисунка как массового вида детской деятельности несколько уменьшается с возрастом, но для полной уверенно­сти в этом, разумеется, необходимы достоверные статистические данные. Такие дан­ные особенно необходимы для выяснения того, в какой мере отличаются в этом отно­шении девочки и мальчики в разные периоды дошкольного детства. Все же можно допустить, основываясь на наших прежних наблюдениях, что в старшем дошкольном возрасте рисунок занимает большее место в жизни девочек. Следует заметить, что никаких существенных различий в уровне и типах изображений между девочками и мальчиками нет. Все они проходят одни и те же ступени развития рисунка и овладе­вают приемами реалистического изображения.


Человек как предмет познания

Различия в темпах развития и качестве изображения зависят от одаренности и других индивидуально-типических особенностей в пределах одного и того же возра­ста. Половые различия обнаруживаются в содержании и направленности рисунков детей среднего и старшего дошкольного возраста, особенно последнего.

В лаборатории социальной психологии ЛГУ под руководством А. А. Бодалева Н. Ку-банова выполнила специальную работу по изучению 600 рисунков детей дошкольного возраста (младшего, среднего и старшего) с целью выяснить особенности построения образа человека в их изобразительном творчестве. Среди ряда выводов следует отме­тить положение о влиянии пола на содержание рисунка: дети в основном рисуют сверст­ников своего пола, причем это в большей мере характерно для мальчиков, которые ред­ко изображают девочек. Возможно, что на отбор типажей влияет сюжетное построение рисунка (а рисунки мальчиков в старшие дошкольные годы почти всегда посвящены индустриальным и военным темам). По данным Н. Кубановой, у мальчиков 6-7 лет 70 % составляют рисунки с индустриальным пейзажем, между тем как у девочек этого же возраста рисунки на тему составляют всего лишь 6 %. Девочки и в этом возрасте чаще рисуют домики, деревья, цветы, пейзажи природы и облик человека. В изображе­нии человека они тщательно вырисовывают платье, прическу и пользуются разнообраз­ными элементами декоративности, связанной с глазомерной оценкой пропорций при гра­фических действиях правой руки.

Именно такая оценка вырабатывается и в некоторых операциях трудового само­обслуживания, особенно при шитье, вырезывании, вдевании нитки в иголку и т. д., к которым довольно рано приучают девочек.

Мы позволили себе подобный экскурс для того, чтобы найти одно из возможных объяснений различий в точности оценок между бинокулярным и левосторонним глазо­мером, с одной стороны, и правосторонним, с другой. Вместе с тем вышеприведенные данные показывают, что глазомерная функция во всех случаях зависит от характера накопленного опыта деятельности и направления ее тренированности, т. е. является производной от научения. Это убедительно подтверждается на другом материале ис­следованием Г. В. Поршневой, проведенном на кафедре общей психологии ЛГУ под руководством Е. Ф. Рыбалко. Она определяла линейный глазомер у детей восьмилетне­го возраста, прошедших решающую для эволюции глазомерной функции школу тгерво-начального обучения, ведущими предметами которого являются письмо и чтение на родном языке, используемые затем при изучении всех остальных предметов. Напом­ним, что в отношении механизма научения это означает перевод зрительно-моторной координации на правостороннюю ориентацию со стереотипной точкой отсчета (слева направо). Вместе с тем при изучении многих предметов в период первоначального обу чения все шире применяются различные виды измерительных работ, способствующих прогрессу монокулярного и бинокулярного глазомера. Поэтому показательны данные Г. В. Поршневой (см. табл. 11), обнаружившей полное совпадение обеих монокулярных оценок и почти полное в бинокулярном линейном глазомере (на расстоянии 1 м).

Таким образом, сравнительно с остротой зрения, динамика которой связана с возрастно-половыми характеристиками человека, глазомерная функция непосред­ственно связана не с ними, а с опытом деятельности и особенностями научения, че­рез которые на нее опосредованно могут влиять природные различия, в том числе и половые.


Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция челове

Таблица 11

Средние ошибки глазомерных оценок у восьмилетних школьников, мм

 

 

Группы Монокулярные оценки Бинокулярная
Левый глаз Правый глаз оценка
Девочки Мальчики 16 16 20 20 17 18
Среднее     17,5

В этом плане большой интерес представляет поле зрения, поскольку эта характерис­тика имеет особое значение для пропускной способности зрительного аппарата в целом, объема внимания и оперативной памяти. Экспериментально-психологические исследо­вания Е. Ф. Рыбалко показали, что гетерохронность созревания функций пространствен­ного видения проявляется в различных темпах и сроках их развития. Острота зрения у большинства детей, как мы уже знаем, достигает к семи годам нормы взрослого челове­ка, между тем поле зрения по объему составляет 80 % от общих размеров поля зрения взрослого человека, а глазомерная функция у семилетнего ребенка в семь раз меньше раз­вита, чем у взрослого. Поле зрения занимает в этой картине своеобразное положение как по степени зрелости, так и но своей исключительной зависимости от фактора возраста.

В связи с определяющей ролью фактора функционального созревания как собствен­но возрастного фактора (применительнок детскому и подростковому периодам жиз­ни) следует допустить участие и фактора полового диморфизма в онтогенетической эволюции полей зрения. В пользу такого допущения говорят экспериментальные дан­ные Л. В. Саулиной и В. И. Сергеевой, полученные на детях и подростках (с 6 до 17 лет включительно).

Рассмотрим средние величины монокулярных полей зрения у детей, полученные в исследовании Л. В. Саулиной (табл. 12).


Средние величины монокулярных полей зрения у детей 6-7 лет/ Правый глаз

Возрастно-половые группы

Девочки 6 лет Мальчики 6 лет Девочки 7 лет Мальчики 7 лет


 

Левый глаз
     
     
     
     
     

 

           
      32,5   32,5
           
           
           

Таблица 12

 

2277 3482 5632 4437


Человек как предмет познания

В шестилетнем возрасте как общая площадь полей зрения, так и все величины гра­ниц каждого из монокулярных полей зрения у мальчиков превышают аналогичные показатели у девочек. Однако в семилетнем возрасте происходит значительное изме­нение в ходе развития, связанное с интенсивным приростом величин почти по всем параметрам полей зрения. Хотя Л. В. Саулина располагала небольшим (в количествен­ном отношении) материалом, ее предварительные данные позволяют сделать вывод о некоторых сдвигах в сенсорном развитии детей этого возраста.

Сопоставим относительные величины прироста в 7 лет (сравнительно с 6 годами) у девочек и мальчиков (табл. 13).

Без каких-либо исключений весьма значительный прирост всех величин обнару­живается у девочек, причем прирост вдвое и даже более сравнительно с относитель­ным увеличением аналогичных показателей у мальчиков. Создается впечатление, что периметрические показатели выражают неравномерный ход созревания функций: бо­лее интенсивное созревание этой функции у девочек и переход их на новую ступень сенсорного развития при более медленном созревании ее у мальчиков и сохранении у них в этот период той же фазы развития, что и в шестилетнем возрасте.

Таблица 13 Прирост относительных величин монокулярных полей зрения у 7-летних детей, °

 

 

  Левый глаз   Правый глаз  
Группы                  
Девочки Мальчики 24 И 21 10 15 7 17 5 3098 1250 23 8 21,5 10 17 4 20,5 7 3355 955

Это впечатление переходит в уверенность, когда мы обращаемся к лонгитюдиналь-ным данным В. И. Сергеевой, получившей статистически достоверные величины, ха­рактеризующие половой диморфизм в возрастной эволюции поля зрения. В. И. Сер­геева обнаружила, что общий ход этой эволюции сопровождается периодическим уси­лением полового диморфизма с переменным ускорением созревания функции (то у мальчиков, то у девочек).

Восьмилетние дети, согласно данным В. И. Сергеевой, характеризуются суммиро­ванными показателями поля зрения (табл. 14).

Общая площадь поля зрения, внутренние и верхние границы поля у девочек выше аналогичных величин у мальчиков, у которых, однако, несколько выше ве­личины, характеризующие наружную и нижнюю границы поля зрения. Сопостав­ление этой картины с ранее отмеченными сдвигами (по материалам Л. В. Саули-ной) показывает, что в восьмилетнем возрасте темп роста объема поля зрения у девочек замедляется и не является столь глобальным, как в семилетнем возрасте. В некоторых отношениях мальчики-сверстники уже обгоняют их. И, как показали


Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека Таблица 14

Группы Девочки

Мальчики


Наружи.

24 11


Поле зрения у детей 8 лет

Направление, °

Нижн. Верхи. Внутрен.

21 15 17

10 7 5


Общая площадь поля зрения, кв. ед.

3098 1250


исследования В. И. Сергеевой, уже в девять лет происходит некоторое уменьше­ние общей величины (объема) поля зрения у девочек при некотором увеличении объема поля зрения у мальчиков. Так, объем поля зрения девятилетних девочек равен 7350 кв. ед. (сравнительно с 8075 кв. ед. в восьмилетнем возрасте), а объем поля зрения мальчиков равен 7600 кв. ед. (соответственно 7300 кв. ед. в восьми­летнем возрасте).

В 10, И и 12 лет сохраняется известный параллелизм объемных характеристик поля зрения (при незначительном превышении величин у мальчиков). Общие вели­чины поля зрения (его объема) приведены в табл. 15.


Объем поля зрения у детей 10-12 лет


Таблица 15


 

 

Группы   Возраст, лет  
  И  
Девочки Мальчики 8500 8913 8420 8750 8380 8875

С 13 лет начинается период более интенсивного созревания функции у девочек. В последующие годы темпы роста зрительного поля у девочек-подростков возраста­ют, и общая величина их поля зрения намного превышает объем поля зрения мальчи­ков, как это показывают данные табл. 16.


Изменение поля зрения у подростков 13-17 лет


Таблица 16


 

  Возраст, лет
Группы          
Женская Мужская 9500 8200 9950 8960 9500 8812 10590 8895 11040 10890

Человек как предмет познания

В. И. Сергеева отмечает, что если зрительное поле 14-15 и даже 16-летних маль­чиков по своему объему мало чем отличается от поля зрения 10-11-12-летнего под­ростка, то поле зрения девочек 13-14-15 и тем более 16-летнего возраста более чем на 1000 кв. ед. шире зрительного поля 10-11-12-летних девочек. Значительный рост объема поля зрения девочек, по мнению В. П. Сергеевой, связан, вероятно, с более быстрым развитием их в процессе полового созревания. Этим же, возможно, объясня­ется более позднее, но весьма интенсивное увеличение объема зрительного поля у мальчиков к 17 годам, когда происходит выравнивание периметрических показателей обеих групп.

Что касается структуры полей зрения, то она также своеобразно изменяется в про­цессе развития у мальчиков и девочек. Наиболее важным симптомом структурного изменения поля зрения является факт более раннего у девочек установления абсо­лютного преобладания горизонтали над вертикалью. Поэтому можно и в отношении структуры поля зрения отметить ту же закономерность, которая проявляется в отно­шении объема общей площади поля: у девочек наблюдается более интенсивный рост величины поля зрения и становление его структуры в более раннем возрасте (с 13 лет), чем у мальчиков.

В отношении поля зрения половые различия проявляются как фактор, дополни­тельный к возрастному. Сами по себе половые различия специфически не характери­зуются каким-либо функциональным механизмом, имеющимся у одного пола и от­сутствующим у другого, не определяют они и какой-либо особенной констелляции или уровня развития свойств зрительного поля. Действие фактора полового димор­физма каталитическое: он ускоряет внутренние процессы созревания зрительной сис­темы и достижение ее зрелости в более ранние сроки у девушек, что стоит в непосред­ственной связи с процессом общесоматического и полового созревания и объективной необходимостью их сенсорного обслуживания. Вместе с тем возможно тормозящее действие фактора полового диморфизма в отношении других сенсорных функций, например в сфере восприятия времени.

Таблица 17 Различия в оценке, отмеривании и воспроизведении временных интервалов

у мальчиков и девочек

 

  Оценка Отмеривание Воспроизведение
Группы испытуемых                  
Средние для группы мальчиков Средние для группы девочек Разность средних 6,3 8,3 2,0 5,6 7,0 2,6 6,0 7,6 1,6 4,6 1,7 2,9 3,6 7,7 4,1 4,5 4,7 0,2 1,9 4,5 2,6 6,2 6,0 0,2 4,05 4,8 0,75

 


Глава 4. Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека

На кафедре общей психологии ЛГУ Л. Л. Камчатова под руководством В. П. Ли-сенковой экспериментально изучала особенности восприятия у детей 10-11-летнего возраста, дифференцируя их по полу. Исследовались явления оценки временных ин­тервалов, отмеривания и воспроизведения, а также время реакции на движущийся объект. Переоценка временных интервалов квалифицировалась как «плюсовая ошиб­ка», недооценка — как «минусовая ошибка». Здесь приведена табл. 17, составленная Л. Л. Камчатовой на основании результатов исследований.

Различия в оценке и воспроизведении временныхинтервалов статистически не­достоверны, равно как и общие средние величины ошибок в отмеривании. Однако об­ращает на себя внимание тот факт, что при отмеривании временных интервалов у де­вочек «минусовая ошибка» встречается чаще, чем у мальчиков, т. е. преуменьшение (недооценка) временных интервалов более специфично для девочек. Такого рода оши­бок у девочек вдвое больше (7,7), чем у мальчиков (3,6). Своеобразным подтвержде­нием этого феномена является обратное соотношение в «плюсовых ошибках» при от­меривании. Мальчики вдвое больше переоценивают (4,6), чем девочки (1,7). Однако в оценке и воспроизведении временных интервалов положение иное, и поэтому следует учесть, что половые различия не носят глобального характера и сосредоточены лишь на одной из полос перцептивных реакций на время.

Что касается точности реакций на движущийся объект (РД О), то Л. Л. Камчатова обнаружила, что мальчики работают с большей точностью, чем девочки, причем эти различия оказались статистически значимыми. Приведем эти данные (табл.18).

Таблица 18




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.