Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арбекова Нелли Евгеньевна




Арбекова, Н.E.

А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с OНP. Планирование работы логопеда в подго­товительной к школе группе / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. — 80 с.

ISBN 978-5-91928-063-7

Предлагаемое годовое понедельное планирование поможет логопедам организовать и провести эффективную коррекционную работу в подготовительной к школе логопеди­ческой группе для детей с ОНР. Планирование разработано на тридцать шесть недель учебного года. На протяжении всех периодов осуществляется обучение детей пересказу, составлению рассказов по восприятию (рассказов-описаний, рассказов-сравнений, по­вествовательных рассказов), рассказов по представлению (из личного опыта) и рассказов но воображению (творческих рассказов). Все это будет способствовать подготовке детей с ОНР к связному изложению любых событий и предстоящему обучению в школе.

Пособие входит в комплект «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР».

Адресовано практикующим логопедам ДОУ.

 

УДК 373

ББК 74.3

© Арбекова Н.Е., 2011

ISBN 978-5-91928-063-7 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ», 2011

Издание развивающего обучения

Развиваем связную речь у детей 6—7 лет с ОНР

Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе

Издатель — А.П. Казаков

Обложка — Д.Р. Кудряков

Оригинал-макет — II. М. Кудрякова Корректор — В.В. Шапошникова

Работа печатается в авторской редакции

Подписано в печать 11.01.2011. Формат 60x90 'Д,- Усл. печ. л. 10.

Тираж 2 000 экз. Заказ №

 

 

ООО «Издательство ГНОМ». 107076, Москва, ул. Стромынка д. 18, корп. 13

Тел./факс: (495) 617-06-97. Тел.: 8-926-215-10-05, 8-925-046-44-46

Эл. почта: [email protected]

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Вторая типография».

140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский пр-д, д. 1.


 

Введение

Одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе является уровень развития его речи. Логопедам хорошо известно, что полно­ценное овладение навыками связной монологической речи детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) возможно лишь в условиях специально организо­ванного целенаправленного обучения. Поэтому формирование связной речи старших дошкольников 6-7 лет с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Проведение занятий по развитию связной речи у детей с ОНР часто вызы­вает трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено двумя основны­ми причинами. Во-первых, психологическими особенностями детей и их ог­раниченными речевыми возможностями. Детям с ОНР сложно организовы­вать и выстраивать в логической последовательности собственные высказы­вания. Словарный запас у таких детей беден, в свободной речи наблюдаются смысловые пропуски, аграмматизм. Во-вторых, логопеду сложно наладить взаимосвязь с воспитателями и родителями.

Предлагаемое понедельное планирование поможет логопедам организо­вать и провести эффективную коррекционную работу в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Планирование разработано на тридцать шесть недель учебного года и разделено на три периода обучения (первый период — с сентября по ноябрь, второй период — с декабря по фев­раль, третий период — с марта по май).

На протяжении всех периодов осуществляется обучение детей пересказу, составлению рассказов по восприятию (рассказов-описаний, рассказов-срав­нений, повествовательных рассказов), рассказов по представлению (из лич­ного опыта), рассказов по воображению (творческих рассказов). Постепенно у детей формируется навык составления плана любого устного высказывания, осуществляется правильный и точный подбор речевых средств.

В первые две недели сентября традиционно проводится обследование речи детей и заполнение речевых карт. В планировании па каждый рабочий день недели в соответствующих графах логопед отмечает виды проводимой работы, фамилии детей, проходящих обследование, и записывает задания для воспитателей и родителей.

Далее каждую неделю предполагается проведение логопедом:

— трех фронтальных занятий (два занятия по произношению и обучению грамоте и одно занятие по развитию навыков связной речи);

— двух подгрупповых занятий по развитию словесно-логического мыш­ления и связной речи;

—индивидуальных занятий (ежедневно).

Темы и цели фронтальных занятий (понедельник и среда) по произно­шению и обучению детей грамоте на каждую неделю логопед записывает в планирование самостоятельно (в соответствии с используемыми пособия­ми). Фронтальное занятие[1] по развитию связной речи проводится в пятницу как итог проведенной совместно с воспитателями группы работы за неделю по каждой заявленной лексической теме. На фронтальных занятиях широко используется демонстрационный материал, репродукции картин известных русских художников и опорные картинные или рисуночные планы.

Для создания у детей положительной мотивации логопед использует на за­нятиях специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или кружки). За составление любого высказы­вания по заданию логопеда ребенок обязательно получает одну фишку. Но каждый ребенок может также заработать и призовую фишку (за каждое со­ставленное «красивое» предложение, сравнение или использованное образ­ное выражение, поговорку или пословицу). Призовые фишки — контраст­ного красного цвета. Дети, как правило, начинают очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эту фишку. Не беда, если на первых порах ребята допускают ошибки и неточности. Логопед тактично поправляет детей и под­держивает их.

Подгрупповые занятия по развитию связной речи проводятся по вторни­кам и четвергам. Логопед делит группу на две подгруппы, учитывая инди­видуальные особенности каждого ребенка. Как показывает практика, самое главное — создание логопедом благоприятной атмосферы для детей в каж­дой подгруппе. Только в этом случае дети будут испытывать эмоциональный комфорт, смогут раскрыть свои творческие, а параллельно и речевые воз­можности.

На подгрупповых занятиях логопед активизирует словарь детей по каждой лексической теме, отрабатывает у детей умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки словообразования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и расска­зов разных видов. На занятиях логопед знакомит детей со значениями раз­личных образных выражений, пословиц и поговорок, учит детей правильно использовать их в свободной речи.

В графе «Задания воспитателям и родителям» подобраны речевые и сло­весно-логические игры и упражнения по каждой лексической теме[2].

Воспитатель проводит с детьми беседы по содержанию темы, уточняет по картинкам названия предметов, значения некоторых слов и выражений, уп­ражняет детей в словообразовании и словоизменении. Для удобства педаго­гов многие задания отрабатываются по специальным альбомам[3]. Таким об­разом, выполняя рекомендации логопеда, воспитатель готовит речевую базу для проведения подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

Каждую пятницу логопед просит родителей в выходные дни повторить вместе с детьми дома по альбому задания по пройденной лексической теме, оценить знания и достижения ребенка.

В последнюю графу таблицы планирования логопед заносит фамилии де­тей, с которыми проводит индивидуальные занятия. Количество занятий с каждым ребенком логопед определяет самостоятельно.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необхо­димыми речевыми умениями и навыками, на основе которых становится возможным составление развернутых, правильно составленных пересказов и рассказов по восприятию, представлению и воображению. У детей форми­руются представления об основных принципах построения связного сообще­ния: последовательное изложение событий, отражение причинно-следствен­ных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор линг­вистических средств. Все это подготовит детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у дошкольников языковое чутье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.