Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тектоника материалов для одежды




Тектоника любого объекта материального мира, в том числе костюма, в значительной степени определяется структурой и свойствами материалов. Визуальное восприятие мате­риала и возможности создания из него объемно-пространственной формы зависят, прежде всего, от его структуры. Именно за счет направленного изменения структуры материала воз­можно создание определенных заданных форм в костюме, например драпировок, фалд, вы­пуклостей на отдельных участках деталей изделия и т.п.

В структуре материалов, применяемых при изготовлении одежды, можно выделить сле­дующие тектонические системы: монолитная, решетчатая, каркасная, оболочковая. Структу­ра большинства текстильных материалов, то есть материалов, получаемых в условиях тек­стильного производства (прядения, ткачества, вязания и т.п.), представляет собой решетча­тую тектоническую систему. К таким материалам относятся прежде всего ткани, трикотаж­ные полотна и вязанотканые материалы. Ткань представляет собой систему взаимно перпен­дикулярных нитей, которые, переплетаясь между собой в процессе ткачества, образуют гото­вое полотно, пригодное для изготовления одежды. Таким образом, элементами структуры ткани являются нити основы (продольные нити) и нити утка (поперечные нити), а порядок их переплетения определяет эту структуру. На рисунке 8 (а) представлены структурные схе­мы тканей полотняного и саржевых переплетений. Решетчатая тектоническая система для ткани является по сути сеткой с прямоугольной ячейкой и относительно подвижными эле­ментами, образующими грани ячейки. За счет подвижности своей сетчатой структуры, то есть изменения угла ячейки (прямой сетевой угол может трансформироваться в острый или тупой в зависимости от направления приложения деформирующего усилия), относительно плоскостная структура ткани может преобразоваться в определенную объемно-пространственную структуру. Степень такой трансформации зависит от различных факто­ров: волокнистого состава и вида переплетения ткани, ее плотности, направления приложе­ния деформирующего усилия. Одним из основных средств достижения проектируемой фор­мы изделия из ткани является ее деформирование в направлении, совпадающем с диагона­лью прямоугольной ячейки, так как при этом происходит максимальная трансформация формы ячейки в ромбовидную, и ткань проявляет наилучшие пластические свойства.

Трикотаж относится к текстильным материалам, имеющим решетчатую тектоническую структуру, образованную системой горизонтальных и вертикальных рядов петель, то есть его основным структурным элементом является петля. На рис. 8 (б) приведены структурные схемы поперечновязаного и основовязаного трикотажа. Образуемые петлями трикотажа ря­ды (горизонтальный ряд петель) и столбики (вертикальный ряд петель) располагаются по от­ношению друг к другу под углом, близким к 90°. Связи между элементами структуры в три­котаже значительно слабее, чем в ткани, в связи с чем его структура намного более подвиж­на. Это определяет высокие пластические свойства трикотажа и возможность его значитель­ного деформирования в различных направлениях, что позволяет не только получать сложные объёмно-пространственные формы типа драпировок, фалд и т.п., но и обеспечить кинетиче­скую трансформацию формы при достаточно простом конструктивном решении изделия.

Вязанотканые материалы сочетают в себе решетчатую тектоническую структуру ткани и трикотажа., то есть образуются чередованием сетчатых и петельчатых участков. Структурная схема вязанотканого полотна представлена на рис. 8 (в). Тканые сетчатые области обеспечи­вают определенную стабильность формы, характерную для ткани, а участки трикотажных петель делают ее достаточно подвижной. Такое строение вязанотканых материалов позволя­ет использовать средства объемного формообразования, характерные как для ткани, так и для трикотажа.

Нетканые материалы (нитепрошивные, тканепрошивные, иглопробивные, полученные методом электрофлокироваиия и др.) по способу их получения в большинстве своем отно­сятся к каркасным тектоническим системам. Наличие в структуре относительно устойчивых к деформациям базовых структурных элементов (системы нитей, готовой ткани и т.п.) в зна-


чительной степени снижает пластические свойства этих материалов, но при этом обеспечи­вает возможность их использования в качестве основы для организации формы и придания ей объемности. Так, например, для усиления выразительности и декоративности поверхности стеганых изделий основной материал соединяется с объемным нетканым материалом.

Примером оболочковых тектонических систем материалов для одежды могут служить искусственные кожи, материалы с пленочным покрытием и т.п., в структуре которых поли­мерные материалы, наносимые на основу, выполняют функцию оболочки с заданными свой­ствами, например водозащитными, ветростойкими, светоотражающими, сигнальными и др. Объемное формообразование из таких материалов за счет изменения их структуры практиче­ски невозможно, так как положение элементов системы является достаточно стабильным, и необходимые воздействия на материал могут привести к частичному или полному разруше­нию как оболочки, так и материала в целом.

 

Рис. 8. Решетчатые тектонические материалах: а - ткань; б - трикотаж; в - вязанотканое полотно

К монолитным тектоническим системам в наибольшей степени относятся структуры та­ких материалов для одежды, как фурнитура (пуговицы, пряжки, кнопки, стразы, пайетки и др.) и элементы каркасных систем костюма. В настоящее время создание фурнитуры задан­ной формы из-за монолитности структуры исходного материала требует специальной техно­логической обработки, связанной с приложением значительных механических усилий или переводом вещества в иное агрегатное состояние. Благодаря разнообразию исходных мате-


риалов доя производства фурнитуры возможнё применение различных современных техно­логий получения формы таких элементов костюма.

Закономерности в строении материалов для одежды, их структура влияют не только на возможность создания той или иной объемно-пространственной формы в костюме, но и слу­жат средством ее выявления. В зависимости от структуры, например от переплетения, вида применяемых нитей, колористического оформления, плотности и т.п., материал может вос­приниматься как современный или морально устаревший, подчеркивать форму и объем из­делия или скрывать их. Таким образом, знание особенностей и использование тектоники ма­териалов для одежды позволяют грамотно осуществлять проектную деятельность и созда­вать гармоничное трехмерное решение костюма.

Контрольные вопросы

1. Место архитектоники в системе искусств.

2. Отличия архитектонических и изобразительных искусств.

3. Определение понятия «тектонический принцип выразительности».

4. Определение понятия архитектонической выразительности.

5. Тектоническое решение формы.

6. Система связей между элементами формы.

7. Законы распознавания структуры формы.

8. Виды тектонических систем объемно-пространственных структур.

9. Особенности тектоники тканей.

10. Влияние структуры трикотажа на его пластические свойства.

11. Примеры каркасных и монолитных тектонических систем в материалах для одежды.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.