Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель энергетически рациональной структуры движения 4 страница




Основной критерий Показатели рациональности и эффективности двигательной деятельности Изменения при совершенствовании техникотактического мастерства
Экономичность Коэффициент механической эффективности +
Коэффициент использования механической энергии +
Энергетическая стоимость метра пути -
Энергетическая стоимость одного цикла движений -
Пульсовая стоимость метра пути -
Пульсовая стоимость одного цикла упражнений -
Механическая производительность Объем механической работы, выполненной за стандартный отрезок времени +
Среднедистанционная скорость +
Точность Процент попадания в цель
Среднее отклонение пробоины от центра мишени (в стрельбе) +

Условные обозначения: + увеличивается; - уменьшается
При контроле за эффективностью техники и тактики зарегистрированные величины перечисленных показателей сравниваются с литературными данными:
1. Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. - М.: ФиС, 1985.
2. Уткин В.Л. Биомеханические аспекты спортивной тактики. -М.: ФиС, 1984.
3. Уткин В.Л. ГТО: техника движений (с основами контроля и оптимизации). -М.% ФиС, 1986.
Для расчета показателей, характеризующих эффективность двигательной деятельности регистрируют или вычисляют следующие биомеханические характеристики.

Биомеханические характеристики

Кинематические Энергетические Динамические
Траектория Работа Масса
Перемещение (линейное и угловое) Кинетическая энергия (поступательного и вращательного движения) Импульс
продолжительность движения Мощность Импульс силы
Скорость (линейная и угловаяВ) Момент инерцииВ
Ускорение (линейное и угловоеВ) Момент силыВ
Темп
Ритм

 

В биомеханические характеристики, относящиеся только к вращательному движению.

Распространена практика косвенной оценки эффективности техники и тактики по биомеханическим характеристикам (без вычисления коэффициентов, характеризующих эффективность). Например, в академической гребле горизонтальное и вертикальное перемещение весла, а также "кривую работы" (зависимость приложенной к веслу силы от горизонтального перемещения весла) сравнивают с эталонными. За эталон принимают характеристики, зарегистрированные у лучших спортсменов (сравнительная эффективность) или оптимальные характеристики, выявленные путем математического моделирования (абсолютная эффективность). Например, для того, чтобы при сдаче норм ГТО показать наивысший для себя результат, скорость от старта до финиша должна изменяться так, как показано на рис.1. Эталонный график изменения скорости в процессе имитационного моделирования тактики бега, выполненного на ЭВМ.

Рис.1 оптимальная динамика скорости бега на 1000м, рассчитанная в процессе имитационного моделирования на ЭВМ; снижение скорости в конце первой минуты бега объясняется недостаточно высокой емкостью лактацидной энергетической системы

3. БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Результат двигательной деятельности (в том числе и спортивный результат) зависит от физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовленности человека. Физическая подготовленность определяется пятью основными физическими качествами: выносливостью, силовыми качествами, гибкостью и ловкостью.
Выносливость - способность противостоять утомлению. Выносливость зависит от энергетических ресурсов человека, полноты их использования и экономичности движений.
Энергетические ресурсы оцениваются мощность и емкостью окислительной, лактацидной и фосфогенной энергетический систем. Этот вопрос подробно рассмотрен в учебных курсах физиологии и биохимии. За два других фактора (экономичность и полноту исчерпания энергетического потенциала) ответственна биомеханика.
Количественными показателями экономичность движений служат (рис.2.): коэффициент механической эффективности (2/1), коэффициент использования механической энергии (3/2), коэффициент экономичности (3/1), а при циклических локомоциях еще и энергетическая стоимость метра пути, равная отношению скорости метаболических затрат к скорости передвижения, а также пульсовая стоимость метра пути, вычисляемая путем деления частоты сердечных сокращений на скорость передвижения. Смысл этих показателей становится яснее, если учесть, что метаболическая энергия (1) с потерями преобразуется в работу мышц (2), часть которой является полной механической работой (3) см. рис.4. Чем лучше техническая и тактическая подготовленность человека, тем экономичнее двигательная деятельность.
Для повышения экономичности необходимо:
1) исключить лишние движения и ненужные сокращения мышц, уменьшая тем самым непроизвольные энергозатраты (см. рис.2);
2) использовать явление рекуперации энергии, состоящее в том, что кинетическая энергия может переходить в потенциальную и затем снова преобразовываться в кинетическую; в частности, кинетическая энергия при ходьбе, беге и прыжках может частично переходить в потенциальную энергию мышц нижних конечностей, которые в этом случае действуют подобно пружине; примером эффективного использования рекуперации являются прыжки кенгуру, у которой коэффициент механической эффективности достигает 76%;
3) выбирать темп циклических движений, близким к частоте резонансных колебаний конечностей;
4) осуществлять рациональные двигательные переключения с тем, чтобы в каждый момент времени скорость передвижения, сила и скорость мышечных сокращений (длина и частота шагов и т.п.), способ передвижения и вообще биомеханическая структура движений были оптимальными для данных внешних условий и состояния человека.
Полнота использования энергетических ресурсов зависит:
- от топографии работающих мышц (чем больше мышц вовлечено в работу, тем полнее исчерпываются энергетические возможности человека и (по закону сохранения энергии) тем больший объем механической работы может быть выполнен);
- от динамики механической мощности (или скорости); например, марафонские или стайерские дистанции следует преодолевать с постоянной скоростью, а на средних и спринтерских дистанциях рационален
тактический вариант "вовсю", когда с начала и до конца дистанции поддерживается как можно более высокая скорость.

Рис.3. Зависимость между проявляемой силой и скоростью движения (кривой А.Хилла):
+V - преодолевающие движения;
-V - уступающие движения;
F0 - максимальная статическая сила (V=0);
Обратить внимание на то, что в уступающем режиме проявляемая сила больше, чем в преодолевающем; пунктир - зависимость механической мощности N = F V от скорости.
В биомеханике разработаны методы контроля и совершенствования силовых и скоростных качеств. Известно, что они тесно взаимосвязаны: чем выше скорость движения, тем меньше предельная величина проявляемой силы, и наоборот (рис.3).

Для количественной оценки скоростно-силовых качеств применяют градиент силы:

и коэффициент практичности:

(рис.4), где DFm наибольшая величина приращения проявляемой силы (например, силы взаимодействия с опорой), Dtm интервал времени, за который это приращение достигается, P - вес тела. Названные показатели характеризуют "взрывные" возможности человека, его способность за короткое время развить большую силу действия. В отличие от градиента силы коэффициент реактивности позволяет сравнивать скоростно - силовые качества людей, имеющих одинаковую массу тела.

Рис.4. Диаграмма прыжка вверх с места и количественные показатели скоростно-силовых качеств (по вертикали - сила взаимодействия с опорой.
Для количественной оценки скоростных качеств в биомеханике используют три группы показателей. В первой группе - величины латентного времени двигательной реакции, во второй - величины максимального темпа циклических движений (и максимальной скорости передвижения). В пределах каждой группы показатели тесно взаимосвязаны, поэтому при тестировании можно пользоваться одним из них. Показатели из разных групп между собой не коррелируют.
Гибкость определяется подвижностью в суставах и растяжимостью мышц и сухожилий. при контроле за гибкостью различают активную и пассивную гибкость. Активную гибкость человек демонстрирует сам, за счет мышечных усилий. Пассивная гибкость проявляется при приложении внешней силы. Понятно, то пассивная гибкость выше активной.
По современным представлениям, ловкость - это точность быстрых движений. Поэтому биомеханические методы контроля и повышения ловкости тесно связаны с методами контроля и совершенствования скоростно-силовых качеств и точности.

4. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С возрастом меняются тотальные размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки и т.п.) и пропорции тела. Меняется уровень развития двигательных качеств. И, как следствие этих перемен, видоизменяется двигательная деятельность.
Совершенствование двигательной деятельности в онтогенезе человека протекает под влиянием естественного развития (созревания), а также специальных педагогических воздействий (научения). Созревание и научение могут выступить как синергисты, как антагонисты и могут быть независимы. Приведем примеры:
1) в младенческом возрасте ребенка бесполезно обучать двигательным навыкам; близнецовые исследования показали, что это ни на один день не ускоряет овладения простейшими движениями (в том числе хватание предметов, сидение, стояние и т.д.);2) обучение мешает созреванию, если обучающие мероприятия значительно опережают естественные возможности человека (например, силу не следует развивать до того, как опорно-двигательный аппарат вполне сформируется);
3) обучение и созревание являются синергистами, если обучающие мероприятия совпадают по времени с сенситивным периодом для данного двигательного качества.

Рис.5 Сенситивные периоды для различный двигательных качеств
Сенситивным называется наиболее благоприятный период для развития двигательного качества. В этот период происходит заметный естественный прирост данного качества. Сенситивные периоды для разных двигательных качеств приходятся на разный возраст. (рис.5).

Представленные на рис.5 графики верны для большинства людей. Но у многих двигательные возможности возникают быстрее, а у других - медленнее, чем обычно. Первых называют акселератами, вторых - ретардантами.
Двигательным возрастом индивидуума называется возраст среднего человека, соответствующий двигательным возможностям индивидуума. В соответствии с этим, акселераты это люди, у которых двигательный возраст опережает паспартный, в ретарданты - те, у кого двигательный возраст отстает от паспортного.
Отметим как положительое явление все чаще встречающуюся двигательную ретардантность людей среднего и пожилого возраста.Двигательному долголетию способствуют регулярные занятия оздоровительной физкультурой.
Важной для практики задачей является предсказание двигательных возможностей человека. Различают ювенильные и дефинитивные признаки. Ювенильные регистрируются, когда осуществляется прогнозирование (например, в возрасте 7 лет). Дефинитивным называется признак, величина которого предсказывается (например, если нас интересует, какими будут двигательные возможности этого ребенка через 10 лет - в 17-летнем возрасте). Коэффициент прогностической информативности равен коэффициенту корреляции между значениями одного и того же показателя в ювенильном и дефинитивном возрасте.
В зависимости от величины этого коэффициента различают хорошо и плохо прогнозируемые качества. Но во всех случаях прогностическая инфомативность растет до пубертатного периода, когда она заметно снижается, и по достижении полового созревания вновь увеличивается (рис.6).Индивидуальные особенности двигательной деятельности проявляются в двигательных предпочтениях.
Большинству людей в цивилизованном обществе свойственна праворукость. Однако встречаются и левши (лучше владеющие левой рукой и ногой), и амбидекстрики (одинаково владеющие обеими парами конечностей).Предпочитаемая человеком сторона тела или конечность называется доминантной.

Рис.6 Коэффициент корреляции между величинаями двигательный возможностей в дефинитивном и ювенильном возрасте в зависимости от ювенильного возраста (в данном случае дифинитивный возраст - 18 лет).

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ БИОМЕХАНИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Овладение основами биомеханики дает фундамент, на котором возможно построение методики обучения движениям. Но современная биомеханика при решении задач физического воспитания берет на вооружение и основополагающие принципы дидактики (принципы системности обучения, постепенности, сознательности и др.).
На уроках физкультуры в школе преподаватель сталкивается с трудностями, связанными с многочисленностью обучаемых и неодинаковостью их физической и технической подготовленности. Преодолеть эти трудности можно, опираясь на глубокое знание основ биомеханики, перечисленные выше дидактические принципы, а также на идеи программированного обучения и педагогической кинезиологии. Практически это означает, во-первых, что весь объем знаний и умений "квантуется", т.е. разделяется на небольшие порции (кванты), передаваемые ученику в определенной последовательности. А во-вторых, четко формируются цели обучения: общая и частные, решаемые на каждом уроке, части урока и в отдельных двигательных заданиях. Этим путем достигается эффективность обучения, несмотря на разнородный состав класса, наличие в нем двигательно одаренных учеников, детей со средними способностями и отстающих.
Идеи и методы педагогической кинезиологии и программированного обучения смыкаются с представлением об оптимизации двигательной деятельности как основной цели обучения. При обучении детей разного возраста, имеющих склонность к занятиям различными видами спорта, неодинаковы критерии оптимальности двигательной деятельности.
К числу силовых критериев оптимальности относятся: экономичность, точность, скорость, механическая производительность, эстетичность движений, а также безопасность, комфортабельность и некоторые другие, не столь важные для школьной педагогики. На характеристики оптимального двигательного режима оказывают влияние внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы оптимизации. в числе эндогенный факторов: состояние здоровья, степень утомления, уровень физической подготовленности. На экзогенных наиболее важны психологические, экологические и эргонометрические факторы.
Выявление оптимальных режимов двигательной деятельности и их освоение осуществляется по-разному. Наряду с традиционными методами обучения, все шире используются биомеханические тренажеры. На начальном этапе обучения их применение особенно эффективно.
Перспективными представляются педагогические приемы, основанные на математическом моделировании техники двигательных действий и тактики двигательной деятельности и выявлении оптимальных двигательных режимов в процессе имитационного моделирования на ЭВМ с диалоговым режимом работы, эргометрия, оценка экономичности техники и эффективности спортивной деятельности, изучение кинематики и онтогенеза моторики, анализ данных динамоментрии и хронометрии и многие другие.
5.1. моделирование техники локомоций
Моделированием называется исследование каких-либо явлений, процессов, объектов путем построения и изучения из моделей.
Математическое моделирование - это описание какого-либо процесса языком математических формул. Но у большинства математических моделей есть серьезный недостаток, они не позволяют легко и наглядно имитировать явления, т.е. многократно воспроизводить их на модели. Имитация на математических моделях стала практически осуществима с появлением ЭВМ с диалоговым режимом работы.
Имитационным моделированием называется создание модели - аналога изучаемой системы и экспериментирование с этой моделью на ЭВМ с диалоговым режимом работы. Метод имитационного моделирования позволяет многократно воспроизводить моделируемый процесс и решать задачи оптимизации двигательной деятельности (например, находить наилучший тактический вариант).
Имитационное моделирования тактики циклических локомоций удалось осуществить лишь после того, как синтезирована адекватная математическая модель, описывающая процессы энергетического обеспечения мышечной работы и преобразования продуцируемой энергии в скорость передвижения.
В модели могут быть учтены следующие параметры:
1) энергообеспечение мышечной работы осуществляется тремя источниками энергии: фосфагенным, лактацидным и окислительным;
2) априори известны:
- индивидуальные характеристики: масса тела, максимальное потребление кислорода, емкость лактицидного и фосфагенного источника энергообеспечения, анаэробный порог, константа восстановления для потребления кислорода, оптимальная (наименее энергоемкая) скорость предвидения и оптимальный темп движений;
- групповые константы: зависимость общей и рабочей эффективности мышечной работы от развиваемой мощности, максимальная скорость расходования (мощность) анаэробных источников энергии, константа вырабатываемая для потребления кислорода и т.д.;
- характеристика спортивных сооружений: профиль и тип покрытия или коэффициент скольжения (в лыжных дистанциях) и др;
- 3) возможные тактические варианты различаются динамикой развиваемой мощности или скорости, длина и частота шагов и биомеханическая структура движений выбираемая человеком самостоятельно в соответствии с "принципом минимума энергозатрат", т.е. так, чтобы при любой скорости тратить минимум энергии на единицу выполняемой механической работы на метр пройденного пути;
4) механическая энергия движущегося человека, которая складывается из кинетической энергии его тела, приведенной к общему центру масс, потенциальной энергии и энергии движения конечностей.
БИОМЕХАНИКА ХОДЬБЫ И БЕГА
С этой лекции начинается изучение частной биомеханики, т.е. биомеханики отдельных видов спорта. Проводя биомеханический анализ какого-то движения или вида двигательной деятельности, изучают:
- топографию работающих мышц;
- кинематику, динамику и энергетику;
- оптимальные двигательные режимы.
Длина шага (l)

Рис.7 Изоспиды - кривые равных скоростей.
Ходьба и бег относятся к циклическим локомоциям, при которых скорость передвижения (V, м/мин) равна произведению темпа (n, 1/мин) на длину шага (l, м): V = l * n. Поэтому, одна и та же скорость может быть достигнута при разных сочетаниях длины и частоты шагов. (рис.7).
Ходьба отличается от бега тем, что не имеет периодов полета. В каждом шаге возникает период двойной опоры: переносная нога уже поставлена на опору, а толчковая еще не отделилась от нее. Цикл ходьбы состоит из трех фаз: задний шаг, передний шаг и переход опоры (двойная опора). Фаза переход опоры по длительности примерно в 5 раз меньше одиночной опоры.
Бег состоит из периодов полета и опоры. Период полета состоит из двух фаз: разведения и сведения стоп. С момента постановки стопы на опору начинается период опоры. Он состоит так же из двух фаз: подседания и отталкивания с выпрямлением опорной ноги.
При сохранении общего построения (деление на фазы и их взаимодействие) бег с разной скоростью имеет существенные различия в длине, частоте шагов, их ритме, кинематических и динамических характеристиках. Средняя скорость бега колеблется от 10 м/с (в беге на 100м) до 5 м/с (в марафоне). Длина шага меняется значительно: 100м - 2,20м, 5000м - 2,05м. Частота шагов меняется существеннее: 100м - 4,3 1/с, 5000 - 2,8 1/с. В достижении высокой частоты шагов большую роль играют безопорные фазы полета, активность сведения стоп в полете.

Рис. 9 Хронограммы ходьбы (вверху) и бега; читателю предоставляется возможность самостоятельно найти на эти хронограммы периоды переноса ноги, полета, опоры, двойной опоры.
Соотношение длительности периодов опоры и полета изменяется не в очень больших пределах: в спринте 0,46, а в беге на 5000м - 0,53. Время опоры почти в 2 раза меньше, чем время полета, причем это наиболее резко проявляется в спринте.

Рис.10 Энергозатраты (вверху) и энергетическая стоимость метра пути (внизу в зависимости от скорости ходьбы у тренированного молодого человека.



Рис. 11 Возрастные изменения величин оптимальных (наиболее экономичных) величин скорости ходьбы и бега; вертикальные линии показывают, в каких пределах лежат 95% всех значений


Все эти факты необходимо учитывать при физическом воспитании молодежи и при организации "групп здоровья" и других оздоровительных мероприятий.
Рис.12 Произвольно выбираемые (показано стрелками) людьми разного возраста режимы циклической мышечной работы умеренной относительной мощности; зона экономичных режимов; двойной стрелкой показана скорость, выбираемая больными ишимической болезнью сердца.

В зависимости от того, какая часть всей мышечной массы активна, физическую работы делят на локальную (менее 1/3), региональную (от 1/3 до 2/3) и глобальную (более 1/3). Ходьба и бег относятся к мышечной деятельности глобального характера. Топография мышц, работающих при ходьбе и беге, изучена методом электромиографии (рис.9). При технической подготовке из кинематики циклических локомоций важнейшее значение имеют хронограммы. Они дают наглядное графическое изображение ритма движений (рис.10). А при тактической подготовке необходимо регистрировать скорость передвижения, динамику скорости (или "раскладку"), длину и частоту шансов. При углубленном анализе кинематики ходьбы и бега регистрируют, кроме того, величины суставных углов, линейных и угловых скоростей и ускорений отдельных звеньев тела.
Важнейшей динамической характеристикой ходьбы и бега является сила взаимодействия с опорой. Регистрируя ее изменения во времени (при помощи динамографической платформы или вкладываемых в обувь тензостелек), получают диаграмму. Форма диаграммы зависит не только от вида локомоций, но и от техники движений и уровня скоростных и силовых качеств.
С точки зрения энергетики движений ходьба и бег имеют как общие черты, так и существенные различия. Сходны фракции механической работы и графики зависимости энергетических затрат от скорости. Но при беге энергозатраты в единицу времени выше, чем при ходьбе. Другое различие состоит в том, что при ходьбе кинетическая и потенциальная энергия тела изменяются противофазно, а при беге синфазно.
Благодаря нелинейному (квадратичному) характеру зависимости энергетических затрат от скорости ходьбы и бега, имеют место оптимальные скорости, при которых минимальны энергетические затраты на метр пути (рис.11). Величина оптимальной скорости прямо связана с физической работоспособностью человека. Она закономерно изменяется с возрастом (рис.11), а также при спортивных тренировках и оздоровительных занятиях физическими упражнениями.
При каждой скорости (не только при оптимальной) можно найти оптимальное сочетание длины и частоты шагов. Оно зависит не только от скорости, но и от длины ноги и мышечной силы.
В соответствии с принципом минимума энергозатрат любой практически здоровый взрослый человек самостоятельно находит наиболее экономичный режим ходьбы и бега. Но дети выбирают наиболее высокие скорости (рис.12) - это помогает им физически развиваться. У больных и пожилых людей произвольно выбираемая скорость ходьбы, наоборот, ниже наиболее экономичной. Доминирующим критерием оптимальности у них, по видимому, является не экономичность, а безопасность (т.е. профилактика обострения болезни)
Все эти факторы необходимо учитывать при организвции”групп здоровья” и других оздоровительных мероприятий.
БИОМЕХАНИКА ПЛАВАНИЯ.
Хроногораммы основных стилей плавания (вольного стиля и браса) представлены на рис.13.
Рассмотренные выше основные закономерности циклических локомоций верны и в плавании.
Отличительные особенности техники плавания обусловлены тем, что вода почти в 800 раз плотнее воздуха, а также горизонтальным положением тела спортсмена. На тело пловца действуют следующие силы:
- в вертикальной плоскости: сила тяжести, выталкивающая "архимедова" сила, подъемная "сила крыла";
- в горизонтальной плоскости: продвигающая сила, возникающая при движении пловца, сила лобового сопротивления, тормозящая сила вихреобразования, сила трения тела пловца о воду.
Совершенствование техники плавания должно приводить к увеличению механической работы, выполняемой за счет продвигающей силы, и к уменьшению тормозящих сил. Этим обусловлены требования к позе и движениям пловца. Рациональным является обтекаемое положение тела, при котором минимальна сила лобового сопротивления и сведены к минимуму "вихревые потоки", возникающие в местах отрыва струй от поверхности тела.
Техника плавания (а также передвижения на лыжах, коньках и велосипеде) зависит от длины дистанции. Различают тактику победы (она в значительной мере зависит от поведения соперников) и тактику рекорда (которая определяется основным критерием оптимальности). На длинных дистанциях и при стремлении к экономичности оптимальным является тактический вариант постоянной скорости (при передвижении по пересеченной трассе правильнее говорить не о постоянной скорости, а о постоянных энергозатратах). Если критерием оптимальности служит механическая производительность (среднедистанционная скорость), то на коротких и средних дистанциях следует выбирать тактический вариант "вовсю", отличающийся повышенной начальной скоростью и постепенным ее снижением от старта к финишу.

 

Наиболее быстрым видом плавания является кроль на груди. Цикл движений в кроле подразделяется на основные, рабочие и подготовительные движения. В рабочем движении рук принято выделять три фазы: за-хвата, подтягивания и отталкивания. В подготовительные движения входят: выход руки из воды, пронос (или вынос руки вперед), вход руки в воду. Рабочей фазой движения ног является движение стопы вниз (удар), а подготовительной - движение стопы вверх. Полный цикл движений состоит из непрерывно чередующихся гребков правой и левой руками и определенного количества ударов ногами. По количеству этих ударов различают двух-, четырех- и шестиударный варианты техники. В шестиударном кроле чаще специализируются пловцы высокого роста, имеющие длинные конечности, хорошую подвижность в суставах плечевого пояса, коленных и голеностопных. Двух и четырехударные варианты больше подходят пловцам среднего роста, обладающим хорошим равновесием тела в воде. Длительность рабочих движений рук в среднем 0,7 с, а подготовительных 0,5 с (при длительности цикла 1,2с).
В плавании брасом движения руками и ногами также делятся на основные и подготовительные. Рабочие фазы движения рук - захват и основная часть гребка. Их длительность в среднем 0,5 с. К подготовительным движениям относится фаза выведения рук вперед, ее длительность - 0,25 с. Рабочей фазой движение ног является отталкивание, которое длится в среднем 0,35 с. После этого следует непродолжительная пауза в движениях ног, а затем происходит подтягивание - подготовительная фаза движения ног, длительность которой - 0,55 с. (при длительности цикла 1,0 с) (рис.13).

БИОМЕХАНИКА ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Переместительные действия делятся на ударные и броски (или метания).
При ударе приращение количества движения равно импульсу силы: Например, по неподвижному футбольному мячу массой 0,45кг наносится удар с силой 90Н при длительности взаимодействия ноги с мячом 0,05с. В результате мяч приобретает скорость:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.