Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тексты с преобладанием предметной лексики




Тексты с преобладанием глагольной лексики

Тексты для чтения 1-й степени сложности

Мама купила рыбу. Дома были Маша и Вова. Мама дала рыбу Маше и Вове. Дети ели рыбу.

Мама и Наташа гуляли в саду. В саду они увидели розы. Розы были хороши.

Дети пошли в кино. Там было много народу. Дети купили билеты и пошли в зал. Было весело. Дети были довольны.

Моя жена работает на часовом заводе. Она делает часы. В цехе чисто и тихо. Все работают в белых халатах. Жена любит свою работу.

Наступила ночь. На небе показалась луна. Стояла тишина. Природа уснула. Люди тоже легли спать. До утра будет полная тишина.

Иван Иванович родился в Москве. В Москве он окончил школу. Потом Иван Иванович переехал в Ленинград. Там он учился в институте и работал. Недавно он вернулся в Москву.

Мой сын инженер. Он работает далеко на Севере. Там очень холодно, но зато там у него друзья с теплой душой. Они молодые, смелые и веселые.

Наступает лето. Приходит время отпусков. Люди летят на самолетах, едут на поездах, идут пешком. Они хотят хорошо отдохнуть: купаться, загорать, собирать грибы. Вечером отдыхающие танцуют, ходят в кино, театр. Кто хорошо отдыхает, тот потом лучше работает. Не забывайте об этом.

Всем надо двигаться. Некоторые ходят пешком, другие ездят на велосипедах, третьи играют в спортивные игры. Без движений человек может заболеть, появится одышка, начнут болеть суставы ног и рук. Заботьтесь о своем здоровье! Будьте подвижны!

Если Вы захотите приготовить борщ, надо взять мясо, залить его водой и поставить на огонь. Затем нужно нарезать овощи и, потушив их на сковороде, опустить в бульон. Варить 20 минут, и борщ готов.

Он много работает, творит, мечтает, сочиняет. Мой сосед ест, гуляет, спит, отдыхает, болтает. Мой друг бегает, прыгает, играет в футбол, поет, танцует, плавает. Мой брат занимается, читает, думает, изобретает. Моя жена шьет, готовит обед, убирает квартиру, воспитывает детей. Мой муж работает, ходит в магазин, помогает по хозяйству, воспитывает детей.

Было бы замечательно, если бы люди никогда не ссорились друг с другом. Каждый бы уступал другому, был вежлив, приветлив. А ведь это так нетрудно! Нужно только думать о том, что от тебя самого зависит твое собственное спокойствие, твоих родных и близких. Будьте всегда внимательны, вежливы, приветливы, и Вас все будут любить.

Мечтать, думать, творить — высшее счастье. В книге В. Каверина «Два капитана» есть замечательные слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Так должен поступать каждый настоящий человек.

Солнце. Море. Пляж. На горизонте белый пароход. Красиво! Настроение прекрасное. Как хороша жизнь!

Я очень люблю лето: лес, грибы, купанье. Прогулки в поля. Там золото спелых колосьев. Легкий ветерок. Неоглядные близкие сердцу просторы. Все это — наша Родина!

Наша семья: я, жена, дети. Я — шофер. Профессия отличная: дорога, колеса, скорость. Моя жена — врач. Борьба за жизнь больного. День и ночь. Без сна и отдыха. Это благородно. Мой сынстудент. Его задача — учеба. Лекции, конспекты, занятия. Вечером — кино, театр, танцы. Молодежь! Без веселья нельзя! Дочь — школьница. У нее большие способности к литературе. Книги — ее главное увлечение. Заветная мечта — стать журналисткой. — Что ж, желание — великая вещь! В нашей семье — закон: взаимная помощь, дружба, уважение. Это главное для семьи!

Я люблю овощи, фрукты, мясо, молоко, макароны, конфеты. Мой друг любит кино, театр, музыку, литературу, живопись. Мой отец любит тишину, лес, поля, реку, рассветы, закаты, цветы. Мой сын любит город, шум, веселье, праздники, танцы. Я люблю мать, отца, детей, жену (мужа), Родину.

Как научиться лучше запоминать и быстрее находить слова?

Даже если больной достиг значительных успехов в восстановлении речи, у него могут остаться трудности, связанные с недостаточным объемом внимания, памяти, замедленным темпом подбора нужного слова в нужный момент. Такие расстройства обозначаются как нейродинамические, поскольку проявляются в недостаточной подвижности (динамичности) нервных процессов.

Преодоление этих изменений требует выполнения достаточно сложных заданий, тренирующих внимание, память, речевое мышление.

Для укрепления внимания полезны такие виды деятельности, как:

• Рисование фигур, требующих двигательных переключений.

• Воспроизведение серий движений кисти — К — Л — Р (кулак — ладонь — ребро); Р — Л — К; Л — Р — К.

• Воспроизведение серии движений органов артикуляции с заданным числом повторов: 1 раз подуть — 2 раза поцокать языком (повторить это 7 и более раз подряд); 3 раза подуть — 2 раза чмокнуть губами (повторить 5 и более раз подряд).

• Прослушивание воспроизводимых кем-либо ритмических фигур и отстукивание или отхлопывание их.

• Решение разного рода головоломок (ребусы, лабиринты, «найди отличия» и пр.), содержащихся в журналах, книгах для детей.

• Отсчитывание от 100 по 3, 7, 9. Аналогично — от 300, 500 и пр.

• Устное решение арифметических примеров и задач.

• Подчеркивание заданной буквы в тексте объемом в одну, две, три страницы.

Для тренировки памяти можно использовать следующие виды работы:

• Зрительное восприятие и запоминание: фраз и текстов разной длины с последующим письменным воспроизведением их по памяти; рядов геометрических фигур и цифр в прямом и обратном порядке (число элементов ряда постепенно увеличивать), телефонов. Качество запоминания проверяется по тому, как больной воспроизводит запомненное на бумаге.

• Заучивание наизусть стихотворений.

• Восприятие и запоминание со слуха и с последующим повторением услышанного по памяти: тех же рядов звуков, слов, фраз и текстов, что и для восприятия со зрительной опорой.

Примеры для запоминания постепенно удлиняющихся рядов цифр в прямом и обратном порядке:

8 — 4 — 2 — 1 9 — 5 — 7 — 1 —3 3 — 6 — 9 — 4 — 5 — 7

0 — 7 — 6 — 8 — 4 — 9 — 3

Примеры постепенно удлиняющихся рядов звуков и слов:

А — У — О А — О — И — У У — И — А — О — Э

Э — А — О — У — И — Ы

КОТ-ЛЕС-НОЧЬ

НОЧЬ-СТОЛ-КОТ-ЛЕС

НОЧЬ-КОТ-ЛЕС-СТОЛ-ДОМ-СЫН

КОТ-СЫН-НОЧЬ-СТОЛ-ДОМ-ЛЕС-СВЕТ

СВЕТ-СЫР-КОТ-ЛЕС-НОЧЬ-СТОЛ-ДОМ-СЫН

СТОЛ-ДОМ-СЫН-КОТ-ЛЕС-НОЧЬ-СВЕТ-СЫР-МЯЧ

МЯЧ-НОЧЬ-КОТ-СВЕТ-ЛЕС-СТОЛ-ДОМ-СЫН-СЫР-ЗУБ

Примечание: При повторении рядов следует стараться соблюдать порядок звуков и слов.

Речевое мышление отрабатывается с помощью таких упражнения:

• Подбор слов: на заданную букву; с заданным числом букв; по заданному признаку; ассоциативно связанных с заданным словом.

• Объяснение слов («Толковый словарь»).

Пример: Телевизорэто техническое устройство, передающее изображение на расстоянии.

• Объяснение пословиц и идиом.

Пример: Цыплят по осени считают — Подводить итоги можно лишь после завершения дела.

•Подбор омонимов, синонимов.

• Сходство и различие между понятиями.

Пример: Чем похожи: попугай и дятел; весна и зима; трава и цветок; стакан и чашка; дерево и куст; стул и табурет и т.д.? Чем они различаются?

• Исключение «4-го лишнего» и объяснение, почему принято именно такое решение.

Примеры постепенного удлинения фраз:

Собака лает

Во дворе лает собака

Во дворе лает злая собака

В нашем дворе лает злая собака

В нашем темном дворе лает злая лохматая собака

В нашем старом темном дворе лает злая черная лохматая собака

Запоминание «столбиков» слов:

• Прочитать каждый столбик в отдельности сверху вниз.

• Прочитать слова обоих столбиков попарно: «дом — комната».

• Закрыть листом чистой бумаги левый столбик и вспомнить, какое слово было парным к каждому из тех, которые содержатся в правом столбике.

• Закрыть листом чистой бумаги правый столбик и вспомнить, какое слово было парным к каждому из тех, которые содержатся в левом столбике.

I. дом комната
  хлеб стол
  цветок сад
  собака кошка
  чай самовар
  ребенок мама
  кольцо свадьба
  бумага книга
  муж семья
  свет тьма
  товар деньги
  страна народ

 

II. телефон обед
  монета клей
  улица пила
  аптека окно
  линейка дорога
  суп цирк
  платье кино
  врач голубь
  мяч лампа
  артист ребенок
  птица зонт
  круг радио

 

III. любовь дорога
  день судьба
  радость гроза
  терпение свобода
  прошлое место
  красота слезы
  минута плен
  грамота лень
  весна звук
  доход слух
  колокол скука
  маска телевидение
  страх глупость

 

Все задания данного раздела следует выполнять с секундомером, фиксируя время, затрачиваемое на выполнение упражнения. Постоянное сокращение времени является важным показателем продвижения больного вперед по пути нормализации пострадавшей функции.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Если вам ничто не помешало внимательно прочесть предыдущие главы, то вы должны почувствовать себя достаточно ориентированным, т.е. понимать, в чем состоят причины заболевания, его симптоматика, принципы, по которым строится лечение, обучение и, в конечном счете, восстановление утраченных функций.

Однако бывает, что наших пациентов или их родственников интересуют конкретные вопросы, и нет нужды знакомиться с проблемой в целом. На этот случай мы отвечаем на наиболее часто встречающиеся вопросы и расшифровываем распространенные медицинские термины, что поможет читателю лучше ориентироваться в советах специалистов.

1. ЧТО ТАКОЕ ИНСУЛЬТ?

Острое, относительно внезапно возникающее нарушение кровоснабжения участка головного мозга, вызывающее омертвление клеток мозга (инфаркт мозга). Диагнозы инсульт и острое нарушение мозгового кровообращения — одно и то же (ОНМК).

2. КАКОВЫ ПРИЧИНЫ ИНСУЛЬТА?

Нарушение кровоснабжения возникает в результате перекрытия кровотока: закупорка артерии эмболом, тромбом или при сжатии (спазме) сосуда.

При ухудшении сердечной деятельности, при болезнях сердца или при снижении сердечной активности во время сна создаются условия, при которых резко снижается кровоток в склерозированных артериях. Эти изменения приводят к недостаточности кровоснабжения (ишемии). Клетки мозга голодают («белая смерть»). В других случаях происходит разрыв сосуда с излиянием крови в вещество мозга (геморрагия), что также приводит к гибели участка мозга («красная смерть»).

Разрушение мозга опухолью, ранением, инфекционным процессом (энцефалит) приводит к тем же нарушениям функций, что и инсульт.

3. ОТЧЕГО ВОЗНИКАЮТ ТРОМБОЗ,
ЭМБОЛИЯ, СПАЗМ?

В нормальных условиях кровь остается жидкой, способной протечь по тонким сосудам — капиллярам. Она как бы скользит по абсолютно гладкой стенке сосуда. При нарушении этой гладкости вступают в силу механизмы самозагустения — свертываемости. Не будь этого — малейшая ранка привела бы к смертельному кровотечению. В то же время эта способность крови — свертываться — становится вредной, если гладкость сосудистой стенки нарушается. Так бывает при ревматизме, эндартерите, сифилисе и некоторых других болезнях. Тогда возле поврежденной стенки образуется сгусток — тромб. Иногда часть сгустка отрывается и плавает в токе крови до тех пор, пока не попадает в сосуд, диаметр которого меньше, чем сгусток. Такой комочек-эмбол может оторваться от ревматической или склеротической бляшки, туберкулезного бугорка и т.п.

Способность сосудов сжиматься (спазмировать) носит защитный характер, так как позволяет организму регулировать ток крови. Но повышенная готовность к длительным спазмам приводит к недостаточности кровообеспечения отдельных участков.

4. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТЯЖЕСТЬ ИНСУЛЬТА?
ЧТО ЗНАЧИТ МИКРОИНСУЛЬТ?

Чем больший участок мозга разрушен, тем глубже расстройства функций, которые он организует. К тому же есть жизненно важные функции, «выпадение» которых ведет к тяжелейшим последствиям, например к отсутствию речи. Величина пораженного участка мозга зависит от калибра закупоренного сосуда. При микроинсультах функция, как правило, сохраняется (иногда не полностью). Микроинсультом считается такое ОНМК, последствия которого (афазия, дизартрия, парезы, нарушения чувствительности) исчезают в пределах 36 часов.

5. МОЖНО ЛИ ПРЕДОТВРАТИТЬ ИНСУЛЬТ?

Обеспечение полноценного кровоснабжения головного мозга — это и есть профилактика инсульта. Необходимо уберечь от заболевания сосуды, обеспечить их бесперебойную работу. В этом поможет тот комплекс мероприятий, который именуется здоровым образом жизни.

Каждый человек имеет возможность уменьшить, если не исключить, факторы риска: нервные перегрузки, курение, гиподинамию (недостаток движения), ожирение, алкоголизм. Колоссальное значение имеет своевременное лечение заболеваний, поражающих сосуды. Отсюда вытекает важность регулярных врачебных осмотров.

6. ВЛИЯЕТ ЛИ НА ЧАСТОТУ ИНСУЛЬТОВ КУРЕНИЕ?

Безоговорочно — да! Оставляя в стороне фактор канцерогенности табачного дыма, каждому человеку необходимо знать, что содержащийся в этом дыму никотин вызывает спазм сосудов.

У молодых людей одна выкуренная сигарета вызывает тридцатиминутный спазм мозговых сосудов. Этим объясняется головокружение, подташнивание, которые появляются у начинающих курить после первых затяжек.

7. НАСКОЛЬКО ОПАСЕН АЛКОГОЛЬ?

Вряд ли можно найти в организме орган или ткань, для которых алкоголь был бы безвреден. Говоря о его вредоносном воздействии на сосуды, напомним читателю лицо человека «с похмелья»: кожа отечна, в синюшных и багровых пятнах. Ткань мозга «выглядит» так же, а ведь ее клетки во много раз «нежнее» клеток кожи.

8. КАКИЕ ПОГРЕШНОСТИ
В ДИЕТЕ ГРОЗЯТ ИНСУЛЬТОМ?

Основные требования к диете — это ее сбалансированность по соотношению белков, жиров, углеводов, достаточная витаминная обеспеченность, полноценность минерального состава.

Любые излишества (в том числе и излишние воздержания) вредны. С возрастом, когда явления атеросклероза более вероятны, следует отдавать предпочтение молочнокислым продуктам, растительным жирам, уменьшая количество животных, меньше употреблять крепкие бульоны, студень, печень, икру. Концентрированные настои чая, отвары кофе увеличивают нагрузку на сердце. Особенно противопоказаны они для людей с гипертонической болезнью. Поваренная соль также вредна: она способствует удержанию воды в тканях организма, что вызывает дополнительную нагрузку на сердечную мышцу.

9. МОЖНО ЛИ ЗАМЕТИТЬ
КАКИЕ-НИБУДЬ ПРЕДВЕСТНИКИ ИНСУЛЬТА?

В некоторых случаях предвестники инсульта проявляются в кратковременном онемении («мурашках») конечностей, их слабости или неловкости, появлении пятен или звездочек перед одним из глаз, звоне или «закладывании» уха, тошноте, головокружении, пошатывании и т.п. Эти состояния относят к преходящим нарушениям мозгового кровообращения, но успокаиваться на том, что «все прошло», нельзя. Такие состояния должны насторожить, побудить обратиться к врачу и аккуратно выполнять его рекомендации по профилактике инсульта.

В большинстве случаев имеется возможность оперативным путем восстановить нормальное кровоснабжение в поврежденном сосуде, избавив больного от грозящего инсульта.

10. МОЖЕТ ЛИ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
ВЫЗВАТЬ ИНСУЛЬТ?

Защитные механизмы в организме человека очень сильны. Однако при непомерных нагрузках их можно «сорвать». Представим себе человека, сосуды которого в какой-то степени склерозированы. Кровообеспечение его головного мозга нормализовано за счет немного повышенного давления, помогающего крови продвигаться по несколько суженному руслу. При нагрузке (даже незначительной) нетренированное сердце может не справиться, давление крови в склерозированных сосудах мозга упасть, кровоток снизиться, возможно, до критического состояния, т.е. до развития инсульта.

Все, что неблагоприятно влияет на организм — отрицательные эмоции, резкие перемены погоды, другие вредности внешней среды, болезненные состояния и т.д., — может привести к срыву компенсации системы кровообращения, неполноценной по какой-либо из многочисленных причин.

11. ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНСУЛЬТА?

Всеми функциями организма, его внутренней средой, взаимодействием с внешней средой управляет нервная система. В головном мозге имеются участки поля, в которых расположены нервные клетки — нейроны, ответственные за ту или иную функцию: движение, чувствительность, зрение, слух, вкус, речь во всем ее многообразии и т.д.

Последствия инсульта, т.е. вид утраченной функции, зависит от того, какой участок мозга погиб. При этом следует помнить, что иннервация организована перекрестно, т.е. правой половиной тела управляют нейроны, расположенные в левом полушарии.

Представим себе участок омертвения в задних отделах левой лобной доли, где находятся нейроны, организующие движения в правых конечностях. Ясно, что произвольные движения в них окажутся невозможными. Рядом расположены скопления нейронов, управляющие речевой мускулатурой (речевые центры только в левом полушарии), следовательно, во многих случаях, кроме паралича правых конечностей, в нашем примере больной может лишиться произносительной стороны речи. Функции, нейроны которых не задеты очагом поражения, сохраняются. В случае поражения другого поля может сохраниться движение, но погибнут чувствительность, зрение, понимание речи и т.п.

12. ПОЧЕМУ РУКА ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ
ХУЖЕ, ЧЕМ НОГА?

Нервные клетки не способны к регенерации. Но в большинстве случаев после инсульта часть клеток функционального поля в мозге выживает. Некоторые функции можно заместить, приспособить. Например, больной не может произвольно согнуть и разогнуть ногу в голеностопном суставе, но опорная функция ноги за счет работы систем, обеспечивающих позу, может быть приспособлена для ходьбы.

Функции руки значительно сложнее и многограннее, их заместить сложнее.

13. ЧТО ТАКОЕ РЕАБИЛИТАЦИЯ —ВОССТАНОВЛЕНИЕ?

Врачи-невропатологи, физиотерапевты, специалисты по лечебной гимнастике, а также логопеды и психологи разработали комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и адаптацию расстроенных в результате инсульта различных функций.

В результате своевременного и планомерного проведения этих мероприятий удается улучшить многие из утраченных функций, сохранив для больного возможность приспособиться к условиям быта, а иногда и к социально полезной деятельности.

 


[1] Рекомендация лекарств — прерогатива лечащего врача.

[2] Расположение в мозге.

См Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения»/ Под ред. В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе. — М., 1997, с. 58.

[3] Мы сознательно не касались того, что не все ученые выделяют именно эти формы афазических расстройств, что и у нас в стране, и за рубежом существуют различные взгляды по этому вопросу.

[4] Дизграфия — нарушение способности писать; алексия — полная потеря способности читать; дислексия — частичная потеря этой способности.

[5] Оптической эта алексия названа потому, что мы воспринимаем букву оптически, т.е. зрительно.

[6] Логопед, работающий с больными, имеющими афазию.

[7] Это дает основание называть их автоматизированными речевыми рядами.

[8] Набор пиктограмм и методика их использования разработаны в соавторстве с В.М. Шкловским и Т.Г. Боровенко.

[9] Резко различающиеся по звучанию.

[10] Сходные по звучанию.

[11] Используются любые картинки с изображением предметов, которые выкладываются на столе перед больным.

[12] Местоимения отрабатываются при восстановлении лица глагола.

[13] Упражнения требуют обязательного прослушивания больным предложений, читаемых с утрированной интонацией или переносом логического ударения с одного слова на другое.

[14] Логически ударное слово определяется логопедом произвольно.

[15] Слоговые таблицы на остальные буквы составляют по аналогии с приведенными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.