Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод беседы




Заключение судебно-психологической экспертизы, как и любое заключение, состоит из:

вводной части, где указывается место и время составления заключения, сведения об эксперте, процессуальное основание назначения экспертизы;

исследовательской части, которая носит описательный характер;

заключительной части, дающей ответы на поставленные следствием вопросы,

которые и являются выводами эксперта.

При вознихговении достаточных оснований следователь может назначить повторную или дополнительную судебио-психологическую экспертизу.

(Вопрос 41. Обязательное назначение судебно-психологической экспертизы

Законом предусмотрены следующие случаи обязательного назначения судебно-психологической экспертизы:

для установления умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого перед экспертом будут поставлены вопросы:

- есть ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются;

- можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у конкретного липа отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию значения своих общественных опасных действий;

- в какой степени данное лицо могло руководить своими действиями.

для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Судебно-психологическая экспертиза может установить индивидуальные особенности психики.

для установления беспомощного состояния потерпевшей при совершении в отношении нее изнасилования. При этом состояние беспомощности может быть выражено различных проявлениях:

- общая физическая слабость;

- алкогольное или наркотическое опьянение;

- неспособность правильно оценить ситуацию;

- малолетний возраст и т. д.

для установления состояния аффекта при совершении преступления, который связан с понижением способности человека сознательно руководить своими действиями.

| Вопрос 42. Необязательное назначение судебно-психологической экспертизы

Судебно-нсихологическая экспертиза может быть назначена при наличии необязательных поводов для нее:

для установления авторства письменного документа по определенным психологическим особенностям (выбор слов, правильность и организованность текста я т.п.);

для установления непатмогического психического состояния лица, расположенного к суиииду, происходящего в результате длительной депрессии или длительном накоплении отрицательных эмоций,

при расследовании происшествий, связанных с использованием техники, т.к. при расследовании аварий следователь при помощи эксперта должен отличить ошибки от халатности, преступной самонадеянности или небрежности.

При некоторых дорожно-транспортных происшествиях может быть назначена инженерно-психологическая экспертиза, с помощью которой следователь может анализировать поведение водителя во время ДТП.

I Вопрос 43. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза

Комплексная психолого-психологическая экспертиза проводится одновременно двумя экспертами, которые в своем заключении могут ответить на следующие вопросы следствия:

определить, имеются ли у лица такие особенности умственной деятельности, которые могут препятствовать его осознанию противоправных дейсгвий и такими действиями руководить при совершении преступления;

определить степень влияния особенностей личности исследуемого на реализацию противоправного поведения;

диагностировать состояние аффекта у психопатической личности во время

совершения правонарушения.

Заключение комплексной экспертизы помогает следствию, а в дальнейшем и суду установить мотивы совершения конкретного преступления.

Раздел 9. Психология допроса и очной ставки

Вопрос 44. Допрос — источник доказательств

При производстве допроса в распоряжении следователя находится огромное количество разрозненной информации, которую необходимо обобщить и систематизировать для того, чтобы восстановить картину преступления. Следователь всегда должен помнить о том, что каждый человек воспринимает информацию осознанно и подсознательно, а передать ее может только осознанно, а также и то, что одни и те же слова могут передаваться, различными людьми по-разному, в зависимости от их психических и интеллектуальных особенностей. Главнейшей задачей, которая стоит перед следователем при производстве допроса, является выявление объективной чувственной первоосновы по субъективным свидетельским показаниям, что возможно только при активном взаимодействии следователя с допрашиваемым и оказания последнему мнемической помощи, суть которой состоит в содействии восстановления в памяти допрашиваемого забытого им материала. Такая помощь оказывается следователем на основе оживления их смысловых и пространственно-временных связей и ассоциаций.

. Припоминание осуществляется следующим образом:

автоматическое, когда быстро припоминают тс, что хорошо помнят;

конативное, на которое необходимо определенное напряжение или усиление:

рефлективное, когда для припоминания необходимо размышление.

В целях мобилизации памяти допрашиваемого следователь применяет один из следующих мнемических приемов:

возможность свободного рассказа;

его повторение с различных стадий повествования (с середины или конца события);

предъявление вещественных доказательств, которые наводятся в определенной связи с забытым фактом;

допрос на месте происшествия;

ознакомление допрашиваемого с показаниями других лиц и т.п.

Следователь может оказать помощь в припоминании забытого при помощи сопоставления и активизации осмысленного припоминания событий, при этом необходимо учитывать, что к непреднамеренно сложным показаниям обычно склонны лица эмоциональные и легковозбудимые.

Оказывая допрашиваемому мнемическую помощь, следователь должен учитывать тип памяти этого лица, способность к смысловым ассоциациям и образности восприятия, а также его возрастные особенности. Ведь очевидно, чем меньше возраст ребенка, тем больше ему могут быть непонятны какие-то явления. Следователь должен помнить и о том, что в зависимости от типа высшей нервной деятельности у допрашиваемого лица могут быть определенные затруднения в припоминании. Так, если лицо находится в перевозбужденном состоянии, то проведение допроса следует прервать или вовсе отложить.

При оценке показаний допрашиваемого и определение их истинности следует обращать внимание на:

логическую связь сообщаемых сведений и их непротиворечивость или же, наоборот, противоречивость;

соответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказательствам;

общие психофизические особенности допрашиваемого.

Для правильной оценхм показаний о продолжительности сложных событий следователь должен разделить их на эпизоды или части, при этом выявить продолжительность каждого ю них с дальнейшем определением общей продолжительности всего события.

Что же касается показаний, связанных с установлением размера, цвета, формы, то следователь должен точно установить место расположения очевидца определенных событий и физические условия восприятия этих событий.

Bonpoc45. Психологическая подготовка следователя к допросу

При подготовке к проведению допроса следователь должен определить его цель и задачи с учетом конкретных обстоятельств, т.е, с оздать информационную базу допроса, знакомясь предварительно с личностью допрашиваемого, его социальным положением и его психическими возможностями. Для этой цели, кроме материала дела, следователь может запросить на интересующих его лиц характеристики и допросить близких родственников допрашиваемого лица для установления его образа жизни, связей и привычек. Готовясь к производству допроса, следователь может составить его план, содержащий ряд вопросов, на которые нужно получить ответы:

обстоятельства или условия совершения преступления;

мотивы преступления; 4 способ совершения преступления;

способ его сокрытия;

отношение обвиняемого к содеянному.

Правильная постановка вопросов может создать у обвиняемого впечатление о соответствующей осведомленности следователя по расследуемому делу.

По розним категориям дел планы допроса могут меняться:

при расследовании убийств в первую очередь выявляются свидетели, которым что-либо известно об обстоятельствах убийства, внешности преступника и его взаимоотношениях с потерпевшим;

при расследовании краж сначала допрашивается потерпевший, у которого выясняется способ совершения кражи, количество и приметы похищенного и круг лиц, знавших о месте хранения в квартире ценных вешей.

по делам об изнасиловании следователь должен быть предельно тактичен, помня о психотравмированности потерпевшей, задавая ей деликатно вопросы, касающиеся совершения данного преступления.

Готовясь к проведению допроса, следователь должен решать также и вопрос последовательности допроса различных участников процесса, учитывая их психологию и позицию к обвиняемому.

Bonpoc 46+ Постановка вопросов следователем при производстве допроса

На допрашиваемого воздействует психически не только содержание вопросов, но и их последовательность, а эффективность вопроса следователя при допросе зависит от определенности такого вопроса, его лаконичности и простоты конструкции. Законом запрещены наводящие вопроси.

Вопросы, задаваемые следователем, подразделяются условно на следующие группы:

нейтральные вопросы, формулировка ответов на такие вопросы зависит полностью от следователя;

разделительные вопросы по принципу "или — или";

альтернативные вопросы, которые требуют или положительного, или отрицательного ответа на них;

вопросами косвенного внушения — предоставляют право выбора между двумя ответами;

вопросы ложного содержания, которые является приемом психического насилия.

' Вопрос 47. Психологические особенности допрашиваемых лиц |

1 Следователь при производстве допроса может судить о возможной динамике поведения допрашиваемого по качествам его темперамента. Так, лицо с сильным типом высшей нервной деятельности (флегматик, сангвиник) более устойчиво к различного рода резким воздействиям, а меланхолики более чувствительны к различным событиям. Анализируя особенности личности допрашиваемого, следователю требуется выявлять особенности принятия такой личностью решений, поведения в конфликтных ситуациях, качества интеллекта, пониженный или повышенный уровень притязаний и т.п.

Bonpoc 48. Психологические особенности отдельных стадий допроса

В начальной стадии допроса следователь решает следующие задачи:

устанавливает первичный контакт с допрашиваемым, устанавливается его личность и разъясняется цель его прихода к следователю;

допрашиваемому разъясняется ст.51 Конституции РФ и процессуальные права и обязанности, что подписывается допрашиваемым;

устанавливаются взаимоотношения допрашиваемого с другими проходящими по делу

фигурантами.

После решения данных задач следователь может сделать предварительные выводы о предстоящей тактике допроса в конкретной ситуации и устанавливать коммуникативный контакт с допрашиваемым.

Коммуникативный контакт это система определенных приемов, отношений между

общающимися лицами, информационный процесс, который основан на обратной связи. Для

допрашиваемого наиболее важными являются первые слова следователя, их лексическое

построение, а также внешний вид следователя и обращение к допрашиваемому по имени и

отчеству. Иными словами, следователь не должен допустить ничего, что могло бы вызвать

негативное отношение к нему со стороны допрашиваемого лица.

Значительный ущерб коммуникативному контакту зачастую наносится повышенным интересом

следователя к уличающим, обвинительным доказательствам и его безразличие к смягчающим

обстоятельствам.

Как было замечено ранее, законом запрещено добиваться ооказаний путем угроз, насилия и

других незаконных действий под страхом уголовного наказания, как и за принуждение к даче

показаний путем применения угроз или других незаконных действий.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лица, которые в ходе допроса не давали

правдивых показаний, часто связывали этот факт с отрицательным поведением следователя, его

грубостью, необъективностью, а также безразличием к судьбе обвиняемого. Следователь

должен твердо усвоить такое правило, что среди допрашиваемых им лиц нет и не может быть

врагов.

После свободного рассказа допрашиваемого следователь должен приступить к детализирующей стадии допроса, суть которой составляют:

восполнение пробелов свободного рассказа допрашиваемого, уточнение неопределенностей его высказываний и выяснение противоречий в его рассказе;

оказание мнсмической помощи для полного воспроизведения отдельных эпизодов события;

получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

установление причин умышленного замалчивания допрашиваемого об отдельных событиях преступления;

изобличение ложных показаний;

оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо для получения правдивых показаний.

Если следователь чувствует, что допрашиваемое лицо каким-то образом ему противодействует, то необходимо избрать тактику межличностного взаимодействия, суть которого состоит в:

выяснении мотивов такого противодействия;

вторичном уточнении деталей показаний;

анализе возможных причин появившихся в показаниях противоречий;

изобличении ложности показаний, основанных на правомерном психическом

воздействии.

В заключительной стадии допроса допрашиваемое лицо, ознакомившись со своими показаниями, расписывается на каждом листе протокола допроса.

Bonpoc49. Психология допроса потерпевшего

При подготовке к допросу потерпевшего следователь должен помнить о том, что часто, находясь под впечатлением происшедшего, потерпевший излишне эмоционален или, наоборот, преступление вызвало у него состояние охранительной заторможенности, одним словом, преступное событие деформирует логическое мышление потерпевшего. Именно поэтому взаимодействие следователя с потерпевшим необходимо строить с учетом психического состояния потерпевшего, который ищет защиту у правоохранительных органов. Малейшее невнимание со стороны следователя может усилить отрицательное эмоциональное состояние потерпевшего и привести к затруднению в общении при производстве допроса. Задача следователя заключается в заверении потерпевшего в том, что преступление будет полно и объективно расследовано, таким образом, он должен успокоить потерпевшего.

Вопрос 50. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

Привлечение к уголовной ответственности является весьма драматичным обстоятельством в жизни человека, т.к. в этот период повышается уровень его тревожности, отчаяния и обреченности, в ряде случаев — чувство агрессивности и активного противодействия правоохранительным органам. Очень драматичной бывает ситуация, когда к уголовной ответственности привлекается невиновное лицо, что полностью дезорганизует его психику. Это приводит к особой агрессивности его поведения, иногда к самооговору, а в некоторых случаях -к сунциду.

Процессуальное положение подозреваемого отличается от процессуального положения fc обвиняемого, но имеет и некоторое сходные черты, которые заключаются в том, что в двух случаях следователь разъясняет им ст.51 Конституции РФ, суть которой состоит в том, что подозреваемый и обвиняемый могут не давать показаний ни против себя, ни против своих близких.

В ходе допроса подозреваемому должны быть заданы вопросы, ответы на которые следователю известны, таким образом выясняется позиция подозреваемого к правоохранительным органам. Затем следователь должен организовать допрос так, чтобы у подозреваемого не возникли сомнения об его неосведомленности о совершенном преступлении. Сам же следователь должен помнить о том, что лицо, возможно, оказалось в роли подозреваемого в силу оговора, ошибки свидетелей или их заблуждения, с этой целью следователь должен выделить группу обстоятельств, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление. В процессе допроса следователь анализирует осведомленность подозреваемого по поводу совершенного преступления путем косвенных вопросов, как бы далеких от расследуемого преступления. i Драматичной ситуацией может стать самооговор, который связан с психическим состоянием подозреваемого от полученного стресса, возникшего от просчетов следователя, его ошибочных подозрений, нарушающих права личности. Разоблачить самооговор можно проведением детального повторного допроса и ряда следственных действий, в ходе проведения которых выявляются заученность и схематичность показаний, а также неспособность лица, подозреваемого в совершении преступления, сообщить факты о преступлении, которые могли быть известны только ему одному.

Что касается допроса обвиняемого, то он проводится по конкретно предъявленному обвинению. Своими показаниями обвиняемый отрицает свою вину, признает ее частично или признает в полном объеме.

При допросе обвиняемого следователь должен учитывать некоторые психические особенности — состояние подавленности, депрессии, страха перед наказанием, а также исключительную заинтересованность в исходе дела. Особое внимание следователь должен делать не на признании вины, а на глубоком раскаянии, которое в конечном итоге содействует полному и всестороннему расследованию преступления. При производстве допроса обвиняемого достоверно должны быть проверены данные об его личности, сведения о соучастниках и причины, которые привели обвиняемого к совершению преступления, все это способствует правильной квалификации содеянного.

Bonpoc5I. Изобличение ложных показаний




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.