Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура отечественной культурологии




Культурология в России

Году в программы Госкомитета по высшему образованию РФ (с разработкой

Как самостоятельное направление базового высшего образования была введена в

Рологии. В результате культурология как общеобразовательная дисциплина и

соответствующих образовательных стандартов), а в 1995 году группа культурологи-

ческих наук включена в государственный классификатор научных направлений

Министерства по делам науки и ВАКа РФ, введены ученые степени доктора и

кандидата культурологических наук

Становление культурологической науки в России связано с деятельностью выдающегося советского-армянского ученого Э.С. Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке [4]. На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования. За последние десятилетия в России сложились школы:
- философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин, М. С. Каган, В. М. Межуев, Ю.Н. Солонин, М. Б. Туровский и др.).
- теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков, А. А. Пелипенко, Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
- истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
- социологии культуры (А. С. Ахиезер, Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган, А. И. Шендрик и др.),
- культурной антропологии (Э. А. Орлова, Ю. М. Резник и др.),
- прикладной культурологии (О.Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
- культурологии искусства (К. Э. Разлогов, Н. А. Хренов и др.),
- семиотики культуры (Ю.М. Лотман, В. Н. Топоров, Вяч. В. Иванов, Е. М. Мелетинский и др.),
- культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко. Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).
С 1992 г. приступил к работе научно-исследовательский Российский институт культурологии, а в 2006 г. было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах основную массу российских культурологов. В вузах России ведется широкая подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям теория и история культуры, философская антропология и философия культуры. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъеме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира, глобализация, мультикультурализм и пр.

Отечественная культурология – лексема, отражающая закономерность уникальности культур народов и государств, а также специфичности, свойственной теории каждой из этих культур. Это требует, с одной стороны, хотя и критичного, но более внимательного отношения к развитию советского культуроведения, органично связанного с социалистическим культурным строительством. С другой, - более осторожного заимствования понятий и концептов из американской культурной антропологии, немецкой философской антропологии, английской и французской социальной антропологии. Э.А. Орлова обозначает их как единую область знания - культурную (социальную) антропологию.

Именно конъюнктурный антикоммунизм (органичный для отечественных политиков, стремившихся после августа 1991 года к властным вершинам, но противоестественный для исследователей), а также заимствование понятий из культурной (социальной) антропологии, в значительной степени определили содержание первого Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Такой образовательный стандарт в определенной мере «стимулировал» игнорирование сохраняющих дееспособность публикаций С.Н. Артановского и Э.А. Баллера, В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова, Н.С. Злобина и В.М. Межуева, М.П. Кима и В.Т. Ермакова, Л.Н. Когана и Э.С. Маркаряна, Р.В. Садова и Э.В. Соколова, непосредственно занимавшихся в советские годы проблемами теории культуры в философском, историческом и социологическом ракурсах. А это, в свою очередь, лишило постсоветских культурологов возможности создания общепризнанной программы по культурологии.

Общепризнанность не означает однообразия в выборе содержания курса и методов его преподавания. Она сопряжена с необходимостью создания четко структурированного образовательного стандарта, включающего минимум базовых понятий, образующих систему. Их освоение может и должно формировать у студента основы современного культурологического мышления.

Отечественная культурология характеризуется не каким то особым предметным полем, а полипредметностью. Поэтому отечественная культурология изначально полифонична. Это её свойство позволяет культурологии быть метанаукой

Среди многих имен отечественных ученных, назовем наиболее значительные: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, П.П. Гайденко, П.С. Гуревич, Ю.А. Жданов, Н.С. Здобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, М.С. Ким, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.

Советская теория культуры частично «отпочковалась» от исторического материализма (работы Н.С. Злобина, В.М. Межуева) и преимущественно - от теории научного коммунизма (работы А.И. Арнольдова и А.С. Фриша, осуществлявших также редактуру учебных программ, пособий и иных изданий по марксистско-ленинской теории культуры); 3) аналог философской (теоретической) культурологии; именно в философскую культурологию в постсоветское время реформируется марксистско-ленинская теория культуры. Этот факт позволяет утверждать, что отечественная философская культурология (философский аспект фундаментальной культурологии) зародилась в середине 60-х годов ХХ века;

Структура современной культурологии

Современные культурологические исследования представляют собой обширный комплекс научных дисциплин, направлений научной работы, различных подходов к культурологическим проблемам, научных школ, методологий и т.д. Нельзя говорить (по крайней мере, сегодня) о некой строгой организации, четко выделяемой структуре этой системы знаний. Все попытки описать структуру культурологического знания носят предварительный характер, однако вполне возможно выделить наиболее заметные элементы структуры культурологических наук.

Во-первых, это теория культуры, представляющая собой все многообразие попыток общего осмысления культуры, версий «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых можно было бы описать культуру и ее развитие. Особое место в этой сфере занимает философия культуры, в рамках которой задача создания теории культуры решается с помощью традиционных философских методов и понятий.

Во-вторых, это историко-культурные исследования, опирающиеся на достижения классических гуманитарных наук (истории, филологии, литературоведения, искусствоведения, истории религий и т.д.), но использующие новые культурологические подходы. Выделяются историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей (то есть формировавшихся в разных культурах способов восприятия людьми мира), исследования религиозного аспекта культуры, литературоведческие исследования истории культуры, культурологическое изучение мифологии, культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики.

В-третьих, это социология культуры, являющаяся синтезом социологической (изучающей общественную систему) и культурологической науки. Социологические исследования культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указать на концепции культурной политики и деятельности культурных институтов (структур общества, связанных с функционированием культуры), социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах, проблемы социализации и инкультурации личности (вхождения, или вживания, человека в общественно-культурную систему), охрана культурного наследия и т.д.

В-четвертых, это культурная антропология - область культурологических знаний, во многом близкая социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языков и иных средств коммуникации (общения, обмена информацией) в различных культурах. Конечно, этими вопросами, при всей их важности, интересы культурной антропологии не ограничиваются. В соответствии со своим названием (в переводе с греческого языка «anthropologia» - «наука о человеке») она стремится создать как можно более полную картину жизни человека в культурной среде, то есть среде, самим же человеком и сотворенной. Для достижения этой цели культурная антропология широко использует данные естественных наук, имеющие отношение к жизнедеятельности человека, а также данные археологии, этнографии, лингвистики, фольклористики, истории религии и мифологии, истории, социологии, философии.

Помимо этих направлений в культурологических науках, которые возможно определить как основные, или традиционные, формируются (то как часть основных направлений, то на «стыке» их, то вне их) специальные и нетрадиционные сферы исследований. Многие из них приобретают особую важность. Так, в рамках теории культуры появились детально разработанные теории динамики (изменения, развития) культуры, морфологии (образование системы видов и форм) культуры, типологии (изучение типов) культур, герменевтики (науки об истолковании) культуры, культурных образцов-моделей (архетипов, парадигм, универсалий, паттернов). Здесь же отдельно изучаются методы культурологических исследований. Синтез на базе культурологии историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т.д. Большое значение имеют для развития культурологии сравнительно-культурные, они же - компаративные, или кросс-культурные, исследования. В последние десятилетия динамично развивается эколого-культурологическое направление, «культурологическая экология», изучающее отношение тех или иных культур к природной среде.

Система культурологических знаний постоянно изменяется и развивается. Анализ культурологической литературы показывает, что широкое признание в мире получили следующие 10 направлений:

историософия цивилизаций – О.Шпенглер, А.Тойнби;

историческая культурология - М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель, Ж.Ле Гофф;

социокультурные теории - М.Вебер, П.Сорокин, М.Мид, В.Шубарт, Т.Парсонс;

этноантропологические теории культурологии - Б.Малиновский, Б.Радклифф-Браун, Ф.Боас, К.Леви-Строс;

неокантианская философия культуры - В.Виндельбанд, Г.Риккерт, Э.Кассирер;

экзистенциалистский подход - Ж.-П. Сартр, А.Камю;

психоаналитические и социопсихологические направления - В.Вундт, З.Фрейд, К.Юнг;

неомарксистская культурология - Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе;

религиозно-этическая культурология - П.Тейяр де Шарден, М.Бубер, А.Швейцер;

постструктурализм и постмодернизм - М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида.

 

Авторитетом пользуются концепции отдельных ученых:

 

культурфилософские труды М.Хайдеггера, X.Ортега-и-Гассета, К.Ясперса;

игровая концепция культуры Й.Хейзинги; герменевтика Х.-Г. Гадамера и П.Рикера;

культурология науки Т.Куна, П.Фейерабенда;

культурология массовой коммуникации М.Маклюэна, социобиологические концепции К.Лоренца и др.;

игровая концепция культуры Й.Хейзинги, Х.Ортеги-и-Гассета; Г.Гессе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.