Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные определения культуры в отечественном культуроведении: дискриптивный, аксиологический, деятельностный метод




Культура в контексте деятельностного метода – это созидательная, творческая деятельность, как прошлая, опредмеченная в культурных ценностях, так и, прежде всего, настоящая, основанная на их распредмечивании и превращение в достояние личности.

Деятельностный метод – имеет объяснительную направленность (характер). Мир культуры предстает как духовное производство, в котором культурные ценности являются продуктом опредмечивания самостоятельной, активной, свободной и творческой деятельности людей. Результат деятельностного метода – сущностная модель культуры. Деятельностный метод чаще других используется в философии культуры.

 

Культура в контексте аксиологического метода – это система базовых (общесоциальных) ценностей общества, создаваемых, воспроизводимых и передаваемых (транслируемых) последующим поколениям. Ценности являются регулятором поведения и высшей целью деятельности человека. [1] Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы.

Аксиологический метод имеет понимающий характер, порождающий определенную ценностную ориентацию. Благодаря нему конфигурация культуры приобретает разновысотностью. В ней выделяются ценности персональные и групповые, национальные и общечеловеческие; ценности специализированные (политические и философские, экономические и правовые) и обыденные (нравы и обычаи, обыденно-мировоззренческие и домашне-хозяйственные) ценности. Результат аксиологического метода – рельефная модель культуры. Ценностно-нормативный метод выходит на первый план в социологии культуры.

 

Культура в контексте дескриптивного метода – это совокупность явлений культуры (артефактов), образующих определенную конфигурацию на фоне окружающей среды. Первое из дескриптивных (описательных) определений принадлежит основателю антропологии в Англии Э. Тайлору (1832-1917). В книге «Первобытная культура», опубликованной в 1871 году, оно сформулировано следующим образом: «Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Дескриптивный метод имеет описательно-повествовательную направленность. Исследование мира культуры осуществляется через перечисление явлений (предметов) культуры, находящихся в состоянии изменения. Результат дескриптивного метода - пространственно-предметная и событийно-динамичная модель культуры. Этот метод доминирует в историко-культуроведческих исследованиях, которые ограничиваются шедевроведением.

 

Значимость первого научного определения культуры можно увидеть и оценить, если соотнести его с первоначальным смыслом, которое оно имело в античный период. Тогда посредством этого слова, хотя оно и не было самостоятельным термином, обозначалось, с одной стороны, обустройство места проживания, прежде всего – возделывание, обработка земли. С другой стороны, - поклонение, почитание богов, которые оберегают людей, возделывающих, обживающих свою землю. Другими словами, культура представала как обустроенное людьми место поклонения, почитания покровительствующих им богов. Приобщение к культурной деятельности имело существенное значение, так как в процессе её происходило становление благонадежных и благопристойных людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.