Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как пространство гуманистической жизнедеятельности самодеятельного характера




Культура как подсистема этноментальной жизнедеятельности

 

Этноментальность – этнонационально окрашенное мироощущение и мировосприятие, посредством которого члены этнической или национальной общности, сохраняя близость, внутреннее родство и следуя межпоколенной преемственности, вырабатывают собственные, отличные от других народов, психологические установки и духовные предпочтения, ценностные ориентации и модели поведения. Этноментальность означает сопричастность судеб. Она придает жизнедеятельности людей особый колорит и избирательность, межиндивидуальную распознаваемость, опирающуюся на отделение «наших» от «других».

Этноментальность позволяет находить в общем информационно-культурном пространстве родные мотивы и интонации, знаки и символы, языки и образы.

В силу значимости этнического разнообразия для устойчивого развития общества имонентным свойством культуры является этноментальность жизнедеятельности (макроуровень).

Самодеятельный характер гуманистичности – это словосочетание выражает имманентное свойство культуры на микроуровне. Впервые связь между культурой и самодеятельностью раскрыл Р.В. Садов в книге «Коммунизм и культура» (глава «Личность как субъект культуры»). Термин «самодеятельность» удачно отражает четыре ступени гуманистичной жизнедеятельности: самостоятельная, активная, свободная и творческая жизнедеятельности.

Самостоятельная жизнедеятельность – это первая ступень, с которой начинается движение ребенка в мир культуры. Самостоятельность возможна тогда, когда в рамках своего жизненного пространства индивид, с одной стороны, компетентен, а, с другой, - находится в атмосфере доверия. Дефицит доверия побуждает человека быть конформистом, т.е. личностью, которая не просто адаптируется, а пассивно принимает существующий порядок, господствующие мнения, некритично следует авторитетам и доминирующим тенденциям.[4]

Атмосфера доверия – это объективная сторона самостоятельной жизнедеятельности, а компетентность – ее субъективная сторона. Компетентность не сводится к знаниям. Она включает жизненный опыт и интуицию.

Наиболее простым и оптимальным «пространством» для самостоятельной жизнедеятельности является семейный коллектив. В семье человек не только рождается биологически, с помощью родителей входит в мир собственной этнокультуры, но и осознает свою причастность к существующему культурному пространству[5].

Вторая ступень – активная жизнедеятельность. Активной является та жизнедеятельность, которая осуществляется без толчка извне. Ее пусковой механизм находится внутри личности. Этот механизм – самостоятельность, которую именуют самостийностью (сам себе голова). Активная жизнедеятельность, с одной стороны, сверх напряженна. Она требующая повышенной энергии, выделяет личность из общей массы, т.е. объективно усложнена. Но, с другой, субъективной стороны – активность приносит удовлетворение, ибо ускоряет продвижение личности в реальном мире, в том числе - мире культуры.

Третья ступень – свободная жизнедеятельность. Свобода может пониматься как осознанная необходимость и как утверждение собственной оригинальности. Во втором случае – это свобода не «от», а «для». Она – для утверждения личности в мире культуры.

С позиций культурологии, свободна та жизнедеятельность, в процессе которой индивид в качестве субъекта или актора культуры реализует свои сущностные силы.

Четвертая, завершающая ступень - это креативная или творческая жизнедеятельность. Она опирается, «вбирая» в себя самостоятельную, активную и свободную жизнедеятельности, т.е. в совокупности с ними образует жизнедеятельность самодеятельного характера в полном объеме.

Творческая жизнедеятельность отличается от свободной тем, что она не только означает реализацию индивидуальности, но и пополнение совокупного ассоциативно-образного, интеллектуально-понятийного или ценностно-ориентационного потенциалов.

Благодаря творческой жизнедеятельности деятельности личности происходит «прирастание» культурного пространства. Поэтому именно творчество чаще всего рассматривается как сущность культурного процесса, а культуру отождествляют с творчеством. Деятельно творящие индивидуальности – это субъективно-личностная основа культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.