Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Хозяйственное право и хозяйственное законодательство




Хозяйственное право представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе отношения, носящие некоммерческий характер, а также отношения связанные с государственным регулированием экономики в целях обеспечения интересов государства и общества[1].

Предметом правового регулирования хозяйственного права выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Метод (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности[2].

В юридической науке традиционно выделяют два метода правового регулирования: диспозитивный и императивный.

Суть диспозитивного метода состоит в том, что участники отношений, признаются юридически равными и самостоятельными субъектами, обладающими автономной волей. Для диспозитивного метода правового регулирования характерно обилие диспозитивных норм, то есть таких норм, которые могут изменены соглашением сторон.

Императивный метод базируется на властном подчинении одной из сторон другой и харектиризуется возможностью для первой из сторон издавать обязательные к исполнению другой стороной распоряжения.

Хозяйственному праву присущ смешанный метод правового регулирования, то есть сочетающий в себе как императивный так и диспозитивный, что обусловлено спецификой входящих в предмет хозяйственного права общественных отношений. Так, например, отношения собственности и договорные отношения сторон регулируются диспозитивным методом, а лицензирование и ценообразование – императивным.

Наука хозяйственного права прошла в своем развитии три этапа, которые именовались как:

1. Двухсекторная теория. Совпала с этапом НЭПа (1921-1930гг), для нее характерно, что наряду с социалистическим сектором хозяйствования, в экономике продолжал существовать частный сектор.

2. Школа единого хозяйственного права (1930-1960гг). Для этой школы характерна, возможность регулировать все хозяйственные отношения, включая частные отношения между гражданами, единой правовой отраслью – хозяйственным правом.

3. Третья школа хозяйственного права (1960-1990гг.) В основу этой школы был положен принцип целенаправленного воздействия на экономический комплекс, путем создания хозяйственно-правовой базы, введения системы планирования, хозяйственного расчета, широкого внедрения между предприятиями договорных отношений.

Нынешний, современный этап в развития хозяйственного права носит название школы предпринимательского права (1991- по настоящее время). Важнейшими особенностями этой школы является внедрение в хозяйственный комплекс основ рыночной экономики: возрождение частной собственности и возможность ее использования в предпринимательстве, участие государственной собственности в рыночных сферах и др[3].

Хозяйственное законодательство составляют нормативные правововые акты, содержащие нормы хозяйственного права. Ситему хозяйственного права составляют:

· законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);

· распоряжения Президента Республики Беларусь;

· постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;

· акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

· акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» акты законодательства СССР, регламентирующие гражданские отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь, могут применяться в случае отсутствия законодательства республики[4].

Необходимо учитывать, что все акты гражданского законодательства должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, которая занимает верхнюю ступень в иерархии нормативных правовых актов.

Положение декретов и указов Президента Республики Беларусь в иерархии нормативных правовых актов зависит от вида декрета и указа. Если декрет или указ Президента Республики Беларусь издан в соответствии с полномочиями, предоставленными ему на их издание законом (ч.1, 2 ст.101 Конституции Республики Беларусь), декрет и указ должны соответствовать закону Республики Беларусь 1998 г. (далее - ГК)[5]. В случае коллизии закон будет иметь верховенство над декретом или указом.

Если же полномочия на издания декрета или указа не были представлены законом и они приняты в соответствии с требованиями ст.85 и ч.3 ст.101 Конституции Республики Беларусь верховенство над Гражданским кодексом и законом будут иметь декрет или указ. В данном случае, при наличии расхождения декрета или указа с кодексом или другим законом, должны применяться декрет или указ «как акты более высокой юридической силы по отношению к Кодексу или другому закону независимо от даты вступления в силу указа или декрета – до вступления в силу Кодекса или после»[6].

Под правоотношением понимается урегулированное нормами права фактическое общественное отношение.

Следовательно, хозяйственное правоотношение – урегулированное нормами хозяйственного права общественное отношение, складывающееся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения, складывающиеся в процессе государственного регулирования экономической жизни и отношения по контролю за осуществлением предпринимательской деятельности.

Предпосылки возникновения хозяйственного правоотношения:

1) норма права;

2) правоспособность;

3) юридический факт.

Юридический факт – это предусмотренное законодательством обстоятельство, которое является основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.

Все юридические факты делятся на события – обстоятельства, протекающие независимо от воли человека, и действия, которые совершаются по воле человека.

События, в свою очередь, делятся на абсолютные и относительные.

Действия делятся на правомерные (соответствуют требованиям хозяйственного законодательства) и неправомерные (противоречат требованиям хозяйственного законодательства).

Правомерные действия делятся на юридические поступки (порождают правовые последствия независимо, а иногда и вопреки намерению человека, совершившего юридический поступок) и юридические акты. Последние делятся на сделки и административные акты.

В соответствии со ст. 154 ГК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Административные акты совершаются с намерением вызвать административно-правовые последствия.

Структуру хозяйственного правоотношения составляют входящие в его состав элементы: субъект, объект и содержание хозяйственного правоотношения.

Субъектами предпринимательской деятельности в соответствии со ст.2 Закона Республики Беларусь 28 мая 1991 года «О предпринимательстве в Республике Беларусь»[7] являются физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь, и группы граждан (партнеров) - коллективы предпринимателей. Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

Субъектами хозяйственного права выступают также государственные органы (антимонопольные, финансовые, налоговые и др.).

Объектами гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК могут выступать:

вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

работы и услуги;

охраняемая информация;

исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);

нематериальные блага.

Содержание правоотношения составляют взаимные права и обязанности его участников.

Принципы хозяйственного права - это основополагающие начала, регулирования хозяйственных правоотношений.

Статьей 2 ГК законодательно закреплены следующие принципы:

все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства (принцип верховенства права);

направление и координация государственной и частной экономической деятельности обеспечиваются государством в социальных целях (принцип социальной направленности регулирования экономической деятельности);

осуществление гражданских прав не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (принцип приоритета общественных интересов);

субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений);

право собственности, приобретенной законным способом, охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется, а принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества либо согласно постановлению суда (принцип неприкосновенности собственности);

граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (принцип свободы договора);

добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается, поскольку не установлено иное (принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений);

вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела);

граждане и юридические лица вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде (хозяйственном суде) и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту гражданских прав с соблюдением пределов, определенных в соответствии с гражданско-правовыми нормами (принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты);

иных принципах, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, других актах законодательства, а равно следующих из содержания и смысла гражданско-правовых норм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.