Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный стиль. Упражнение 44. Зависит ли степень экспрессивности и эмоциональности научной речи от характера научного произведения




Упражнение 44. Зависит ли степень экспрессивности и эмоциональности научной речи от характера научного произведения, отрасли науки, жанра, а также авторской индивидуальности? Проиллюстрируйте свои ответы примерами из научных работ различного плана.

Упражнение 45. В приведенных ниже отрывках из научных работ найдите образные средства языка; охарактеризуйте их. Выполните задания к текстам, ответьте на вопросы.

 

I

 

По своему строению атом напоминает нашу Солнечную систему. Подобно тому как планеты, притягиваясь к Солнцу, движутся вокруг него, так и электроны в атоме движутся вокруг ядра, удерживаемые силами притяжения к нему.

II

 

Плодовое тело трюфеля белого напоминает клубень картофеля, достигает массы 500 г и более. Мякоть суховатая, на разрезе сначала белая, затем серовато-белая, как бы мраморная, с желтовато-бурыми прожилками, в которых расположены сумки со спорами.

 

III

 

Подобно хлориду натрия большинство солей состоит не из молекул, а из отдельных ионов.

IV

 

До сих пор мы имели в виду язык как систему символов, говорили о филологии, которая изучает этот язык, старается провести отдельные ниточки между элементами смысла и элементами символов – будут ли это интонация, паузы и т. д. Это достояние филологии. Есть другая наука, межеумочная. Она изучает не символы и их значимости, не ниточки, которые соединяют элементы смысловые с элементами символов, а, перерезав эти ниточки, символы и отвлечения.

 

V

 

Главные особенности этого края: обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегущих в разных направлениях.

VI

 

И хотя термин "фонология" употреблялся и раньше... да и термин "фонема" Бодуэн взял у Соссюра, но вложил в него свой, особый смысл,— все это восходит к Бодуэну как к отцу и прародителю и фонемы, и фонологии.

Вопросы и задания к текстам

 

1. Докажите уместность / неуместность употребленных в текстах образных средств.

2. Отметьте случаи, когда образные средства языка используются только для пояснения характеризуемых явлений, для иллюстрации, не преследуя специально экспрессивных целей.

3. Встречаются ли в приведенных примерах сравнения и метафоры, обладающие яркой образностью?

4. Отличается ли использование средств словесной образности в научной речи от использования этих средств в художественной литературе? Обоснуйте свой ответ.

Упражнение 46. Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке». Укажите в нем языковые средства, не входящие в состав научного стиля. Противоречит ли их использование в данном тексте нормам научного стиля? Объясните их употребление в научной работе.

Оканчивая свое обозрение так называемых «частей речи» в русском языке, я начинаю слышать тот стон, который идет из учительских рядов: «Как все это сложно? Неужели все это можно нести в школу? Нам надо бы что-нибудь попроще, поотчетливее, непрактичнее...»

К сожалению, жизнь людей не проста, если мы хотим изучать жизнь,— а язык есть кусочек жизни людей,— то это не может быть просто и схематично. Всякое упрощение, схематизация грозит разойтись с жизнью, а главное, перестает учить наблюдать жизнь и ее факты, перестает учить вдумываться в ее факты. Важно не то, чтобы дети бойко и без ошибки, по старой или новой системе, классифицировали слова, а важно то, чтобы дети сами подмечали существующие в языке категории, вдумывались в слова, в их смысл и связи.

Проповедуя необходимость реформы старой школьной грамматики, я всегда отдавал себе ясный отчет в том, что реформа не поведет к облегчению. Идеалом была для меня всегда замена схоластики, механического разбора – живой мыслью, наблюдением над живыми фактами языка, думаньем над ними. Я знаю, что думать трудно, и тем не менее думать надо и надо, и надо бояться схоластики, шаблона, которые подстерегают нас на каждом шагу, всякий раз, как мысль наша слабеет. Поэтому не следует прельщаться легким, простым и удобным: оно приятно, так как позволяет нам не думать, но ложно, так как скрывает от нас жизнь;

бесполезно, так как ничему не учит, и вредно, так как ввергает мысль нашу в дремоту.

Однако, как я говорю своим слушателям с самого начала своей педагогической деятельности, все трудности окажутся значительно более легкими, если мы до конца признаем тот факт, что дети владеют теми грамматическими категориями своего родного языка и что наша задача только разбудить у них лингвистический инстинкт и заставить осознать уже имеющиеся категории. Все предшествующее исследование имело целью показать, на чем базируется этот инстинкт, и к начальному обучению вовсе не относится. Здесь надо лишь, не мудрствуя лукаво и не насилуя ни своего, ни детского языкового чутья, налепить ярлыки на существующие у них категории, которые таким образом и будут приведены в сознание.

Упражнение 47. Исходя из грамматических особенностей научного стиля, выберите правильные пункты из перечня, приведенного ниже. Мотивируйте свой выбор.

Характерными для научного стиля грамматическими чертами являются:

I

 

а) Преобладание имени существительного над остальными частями речи.

б) Преобладание иных частей речи над именем существительным.

 

II

 

а) Преобладание отвлеченных имен существительных над конкретными.

б) Преобладание конкретных имен существительных над отвлеченными.

III

 

а) Характерно употребление имен существительных singularia tantum во множественном числе.

б) Не характерно употребление имен существительных singularia tantum во множественном числе.

Упражнение 48. В приведенном ниже тексте слова, заключенные в скобки, поставьте в форму числа, характерную (нормативную) для научного стиля. Обоснуйте свой выбор.

Для выпрямления (высокого напряжения – высоких напряжений) выпущены кремниевые столбы в прямоугольных пластмассовых корпусах, залитых изолирующей смолой. <...> На рис. 8-1 с помощью электрических диаграмм изображено возникновение (тока - токов) в электронно-дырочном переходе туннельного диода (И.П. Жеребцов. Основы электроники).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.