КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ и самоанализ современного логопедического занятияСтруктура логопедического занятия по коррекции ОНР III уровня Тема: «..(по плану)..» Цели: (то же). Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. 3. Развитие зрительно-пространственной ориентации: ü развитие общей моторики; ü развитие мелкой моторики. 4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. 5. Развитие артикуляционной моторики. 6. Развитие дыхания, голоса. 7. Объявление темы: ü активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «(по плану)..»; ü задания на обобщение и классификацию по теме: «(по плану)..». 8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему). 9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов. 10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью. 11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись. 12. Домашнее задание. 13. Итог занятия. 14. Оценка работы детей на занятиях.
Примечание: цели, структура и объем занятий могут варьироваться в зависимости от структуры дефекта и возможностей детей.
Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести. Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания, в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации. Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога, однако чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности. Последнее необходимо не только воспитать, но и все время поддерживать и развивать. В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.
Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда _______________________________________________________________ Город (район) ___________________ ДОУ ___________________ дата _________________ Этап работы___________________________________________________________________ Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое) Тема_________________________________________________________________________ Возраст, количество детей_______________________________________________________ Анализирующий_______________________________________________________________ Цель посещения_______________________________________________________________ 1. Анализ целей занятия Ø соответствие целей занятия особенностям учебного материала; Ø место данного занятия в системе занятий по теме; Ø место данной темы в общей системе логопедической работы; Ø уровень подготовленности группы (ребенка); Ø постановка и доведение целей занятия до детей, (ребенка). 2. Степень достижения целей занятия Ø образовательной; Ø коррекционно-развивающей; Ø воспитательной. 3. Анализ структуры и организации занятия Ø соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; Ø логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; Ø четкость перехода от одного этапа к другому; Ø продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между этапами занятия; Ø рациональность выбора форм обучения; Ø наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом; Ø соответствие фактического хода занятия запланированному; Ø отступления от конспекта, их причины; Ø оборудование занятия; Ø рациональная организация работы логопеда, реализация дидактических принципов обучения – от простого к сложному. 4. Анализ содержания занятия Ø соответствие содержания занятия требованиям государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей; Ø полнота, достоверность доступность изложения; Ø степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; Ø связь занятия с жизнью; Ø подведение детей к восприятию новых знаний; Ø формирование новых понятий; Ø актуализация опорных знаний; Ø организация самостоятельной работы детей; Ø характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей); Ø инструкции и помощь логопеда; Ø степень усвоения нового материала (эффективность); Ø согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим; Ø повторение (организация, формы приемы, объем); Ø подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка). 5. Оценка коррекционной направленности занятия Ø развитие понимания речи; Ø воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; Ø формирование практических навыков словообразования и слово изменения; Ø формирование правильного произношения звуков; Ø развитие фонематического слуха и восприятия; Ø закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; Ø контроль за внятностью и выразительностью речи; Ø подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; Ø обучение самостоятельному высказыванию; Ø усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; Ø включение заданий с опорой на несколько анализаторов; Ø упражнения на развитие высших психических функций; Ø упражнения на развитие общей и мелкой моторики. 6. Анализ методики проведения занятия Ø определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; Ø соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); Ø разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; Ø эмоциональность подачи материала; Ø доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда; Ø эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, ТСО; Ø оценка методической вооруженности и педагогической техники логопеда. 7. Анализ работы и поведения детей на занятии Ø общая оценка работы группы (ребенка); Ø внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах; Ø интерес к занятию; Ø активность детей (ребенка); Ø формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; Ø выполнение единых требований; Ø индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; Ø качество выполнения заданий, умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях и степень овладения практическими навыками; Ø глубина, осознанность и прочность знаний; Ø умение детей применять знания в различных ситуациях; Ø степень овладения практическими навыками; Ø характер проверки знаний детей логопедом; Ø работа над ошибочными ответами. 8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия Ø температурный режим; Ø физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); Ø освещение; Ø предупреждение утомления и переутомления; Ø смена видов деятельности; Ø своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; Ø соблюдение правильной рабочей позы; Ø соответствие мебели росту ребенка; Ø создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; Ø посильность нагрузки речевого и дидактического материала; Ø целесообразное ослабление напряженности в конце занятия. 9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим 10. Результаты занятия Ø оптимальность обучающих действий логопеда; Ø достижение целей, задач занятия; Ø качество знаний, умений, навыков, полученных детьми; Ø тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом. 11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов 12. Недостатки занятия Ø диагностика причин; Ø предложения по их устранению. 13. Личность логопеда Ø собранность и внимательность логопеда на занятии; Ø самообладание и самоорганизация; Ø стиль и тон в работе; Ø речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность); Ø соотношение речи логопеда и детей (ребенка); Ø доброжелательное отношение к детям; Ø соблюдение норм педагогической этики; Ø мастерство педагогического общения; Ø знание материала занятия. 14. Общие выводы и предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |