Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Мадлен (15—10 тыс. лет)




III. Солютре (18—15 тыс. лет).

II. Ориньяк (30—19 тыс. лет).

I. Перигорд (35—20 тыс. лет).

I. Перигорд (35—20 тыс. лет). Непосредственно следует за мустьерской эпохой среднего
палеолита. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники
копий. В раннем перигорде — отсутствие изображений при изобилии нарезок и насечек на
костях,

украшений, красок; в позднем — барельефы, изображения животных и человека.

II. Ориньяк (30—19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы,
костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления
краски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с перигордской и объединяется в
ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой
скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты
ориньякцев скромны: контуры рук, обведенных краской, отпечатки рук на краске; так
называемая меандра — борозды, проведенные пальцами на влажной пещерной глине. Из
меандровых линий («макароны») вырисовываются контурные рисунки, сначала их наносят
пальцами, затем какими-то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или
мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола:
это один из первых в истории символов.

Конец ориньяка характерен массовым распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так что весь период иногда называют эпохой палеолитических Венер.

III. Солютре (18—15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ
жизни палеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техника
обработки кремня.
Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками
копий, дротиков, а также ножами и кинжалами. Появились кремневые скребки, резцы,
проколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне
и кости. Наскальная живопись, которую можно с уверенностью отнести к солютре, не
найдена.

IV. Мадлен (15—10 тыс. лет). Чрезвычайно суровый климат в условиях нового наступления
ледника. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто
кочевали, преследуя стада оленей. Высокая

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в так называемые микрополиты. Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Однако вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего пер­вобытного) искусства становится пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании, учтенных А. Леруа-Гураном, на 986 — изображение животных. Изображений человека — 512, причем около 100 — человекообразных существ [там же]. В целом пещерная живопись реалистична, точнее — натуралистична. Условных, обобщенных рисунков меньше, чем индивидуализированных изображений животного. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом как в деталях, так и в целом, и твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеолитического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением (как в «настоящем» искусстве) или с пиктографией (как у детей). По мнению А. Хаузера, «палеолитический художник еще рисует то, что он действительно видит во вполне определенный момент и при вполне определенном взгляде на объект. Он еще ничего не знает об оптической неоднородности различных элементов картины и рациональных методах композиции... Палеолитическое искусство без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы» 21.

«Физиопластическая» живопись «Физиопластическая» живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей. Поразительное различие

между мощным искусством приледниковой Европы и робкими художественными опытами позднепалеолитических обитателей Средиземноморья и Юго-Восточной Азии, пишет открыватель пещерной живописи аббат А. Брейль, в том, что «у последних, собирателей съедобных улиток и ракушек, не было тех динамических впечатлений, которые необходимы для возникновения изобразительного искусства. Они предпочли жизнь банальную и легкую»3. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи: орнаменту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.