Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Магия и мифология неолитических земледельцев




Земледельцы неолита

Священное дерево чтили не только охотники-шаманисты. В неолите появляется производящая экономика. Ее отрасли — земледелие и скотоводство. Земледелие появляется там, где плодородные почвы дают хороший урожай при самой примитивной обработке. Это преимущественно речные долины. Достаточно бросить горсть семян в плодородный ил и дождаться урожая. После этого можно перебираться на другое место. Первое земледелие — палочно-мотыжное и кочевое, но довольно скоро оно становится оседлым. В исключительных условиях речных пойм у земледельцев уже при неолитической технике появляются большие богатые поселения — деревни и городища, общины объединяются в племена, возникают государства. Примером цивилизации, зародившейся в каменном веке, является Древний Египет: первое тысячелетие его истории прошло почти без металла. Но таких территорий на планете мало, они составляют не больше 1 % площади обитания человека. Чтобы освоить под пашню густые леса и засушливые степи, палкой-копалкой и мотыгой не обойдешься. Люди оседают, появляются новые отрасли хозяйства.— скотоводство и земледелие. Люди неолита были скотоводами и землепашцами, т. е. крестьянами. Признаки крестьянского общества: аграрная экономика, ручной труд, племенная и общинная организация, в верованиях — анимизм. Анимизм означает всеобщее одушевление мира. Человек находил душу не только у животных, но и у растений, камней, природных стихий. Вся природа одушевлена и представляет собой сообщество родичей человека.

Практиковали они и магию. Земледельческая магия кое в чем отличается от охотничьей. Благополучие и сама жизнь крестьянина зависят от плодородия почвы. Земля видится ему богиней-матерью. Заклинания и обряды должны поддерживать ее женскую плодовитость. Земледельческий обиход невозможен без сезонных ритуалов, открывающих полевые работы и знаменующих сбор урожая. Великие богини-матери — Иштар, Кибела, Деметра, Церера — щедры и чадолюбивы, но и требуют страстного поклонения. Поэтому в их культах немало эротических моментов.

В земледельческом культе важны и мужские персонажи. Умирающий и воскресающий бог может оказаться во вражде с демоном или разгневать богиню-мать, поэтому он погибает. На помощь ему приходит сестра, мать, жена. Они отыскивают его в подземном царстве и выводят наверх, под свет солнца. Иногда воскресший должен оставаться в темноте и, как египетский Осирис, стать властителем загробного царства. Ритуал, разыгрывающий гибель и воскрешение божественного героя, приурочен к смене хозяйственных сезонов и соответствует ритму жизни земледельческих сообществ.

Можно выделить две особенности в развитии религиозных представлений земледельцев: сонм духов и божков упорядочивается, превращается в пантеон (относительно ограниченный круг божественных персонажей, объединенных, как правило, узами родства), и сверхъестественные существа приобретают человеческий облик (антропоморфизируются). На смену культу животных предков-тотемов и звероподобных демонов приходит религия божественных героев и покровителей различных занятий — политеизм. Появляются «специализированные» божества: покровители ремесел, войны, торговли, скотоводства, брака и т. д.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Сначала человекоподобные существа наделяются пугающим обликом, свирепым нравом или

анатомической и физиологической избыточностью. Первочеловек индийских преданий

Пуруша тысячеглав, тысяченог, он покрывает всю землю и еще возвышается над ней на

десять пальцев. Его китайский аналог Паньгу заполняет расстояние от земли до неба. Когда

хаос обуздывается, то первотело разбирается как строительный материал:

Боги, совершая жертвоприношение, приносили Пурушу в жертву..

От него, принесенного в жертву, возникли Саманы (1),

Стихотворные размеры возникли от него,

От него возникли лошади и другие животные с верхними и нижними зубами.

Коровы возникли от него, от него возникли козы и овцы.

Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?

Брахманом (2) стали его уста, руки — кшатрием (3),

Его бедра стали вайшьей (4), из ног возник шудра (5).

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце.

Из уст — Индра (6) и Агни (7), из дыхания возник ветер.

Из пупа возникло воздушное пространство, из головы

возникло небо.

Из ног — земля, страны света — из слуха.

(1 — гимны; 2, 3, 4, 5 — индийские касты; 6, 7 — индийские боги).

Паньгу используется столь же всесторонне: из дыхания творятся ветер, облака, из голоса —

гром, из левого глаза — солнце, из правого — луна, из крови — реки, из жил и вен — дороги,

из мяса — почва на полях, из волос — созвездия, из растительности на теле — деревья и

травы, из зубов и костей — золото и каменья, из костного мозга — жемчуг и нефрит, из пота

— дождь и роса; паразиты же Паньгу превратились в людей. Первосущество скандинавских
мифов Имир отдал свою плоть для земли, кровь — для моря, кости — для гор, череп — для
неба, волосы —

для леса, а из ресниц Имира построили обиталище людей Мидгард.

Постепенно божественные персонажи становились более привлекательными, соразмерными человеку и красивыми. Повествования о божественных существах соединялись в мифологические циклы. Слово «миф» означает повествование, словоречение. Сначала мифы

— это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные рассказы
складываются в систему жизненных представлений народа, т. е. мифологию. Ученые-мифоло-
говеды разделили мифы на космогонические (о происхождении космоса из хаоса),
антропогонические (о сотворении человека), эсхатологические (о конце света),
этиологические (о происхождении разных вещей и явлений). Мифы объясняют ритуал, но
существуют мифы и без ритуалов.

Миф заменяет первобытному человеку искусство и науку, он дает полное знание обо всем, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несет в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Пер­вобытная память, как и память современного человека, иногда требует высокой точности запоминания, но гораздо чаще эти требования не очень высоки. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти живых людей, поэтому он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и ко­торые необходимо запомнить. Чем-то исполнение мифа сродни гипнотическому сеансу: произнесение слов неотделимо от импровизации, сопровождается пением, пантомимой, танцем. Слушатели полностью сопереживают рассказчику.

Первобытное сознание создает свои символы не в спокойной обстановке, но в состоянии напряжения. Перво-

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

бытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций. И это для магико-мифологического сознания не побочно, это его суть. Первобытная картина мира представляет все природные явления результатом чьих-то действий. Каждый человек может вызвать ужасный катаклизм по неведению или по злонамеренному умыслу. Ведь природа состоит не из причин и следствий, но из персонажей, с которыми люди находятся в свойстве. Даже умерев, человек не перестает с ними общаться. Мертвецы остаются в компании людей и духов как покровители, вампиры, оборотни, демоны.

Мифология — мировоззрение общества непосредственного общения. Там, где опыт ограничен личными контактами, а цель — выживание родственного коллектива, все одушевлено и наделяется человеческими стремлениями. Различия между социальным и природным воспринимаются слабо, и весь мир — большая община родичей и соседей. Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда. Они составляют глубинную суть его существования.

Литература

1. Абрамова 3. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972. С. 28.

2. Алексеев В. П. География человеческих рас. М., 1978.

3. Брейль А. Запад — родина великого наскального искусства // Первобытное искусство. Новосибирск, 1971.

4. Бунак В. В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гоминиды и
происхождение человека. М., 1966. С. 550.

5. Гелен А. О систематике антропологии, проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 186.

6. Марр Н. Я. Язык и мышление. Избр. работы. М. — Л., 1934. Т. 3.

7. Нестурх М. Ф. Происхождение человека. М., 1970.

8. Никольский В. К. Очерки первобытной культуры. М.; Пг., 1924. С. 92, 77.

9. Там же. С. 84.

 

10. Там же. С. 85.

11. Там же. С. 96.

12. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974.

13. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. М., 1963.

14. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 168.

15. Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). Ранние формы искусства. М., 1972. С. 83-84.

16. Там же. С. 96.

17. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра (период античной литературы). М., 1936. С. 54.

18. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1986.

19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

20. Gebserl. Ursprung und Gegenwart. München, 1974, Bd. 1.

21. Hauser A. The social of Art. L., 1951. V. 1. P. 25.

22. Jaynes L. The Origin of consciousness the Breakdown of the Bicameral Mind. Boston, 1982.

23. Ibid. P. 133.

24. Levi-Strauss C. La pensée sauvage. P., 1962.

25. Sartre Y.-P. Espuisse d' une théorie des emotions. P., 1965.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.