Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозно-мифологические представления египтян




Иногда Египет называют самой религиозной культурой в истории человечества, и это утверждение имеет достаточные основания. В любом традиционном обществе религиозно-мифологические системы являются смыслообразующими, во многом определяя специфику цивилизации и оригинальность культуры, но в Египте религиозная система отличалась особой цельностью и неизменностью, а также той важной социальной ролью, которую играло жречество.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Боги были местные и общие, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись. Верховным богом был бог Ра — бог Солнца. С ним связаны все космогонические мифы, он выступал как демиург — создатель и повелитель мира. Солнце у египтян имело много имен и обликов, но главным из них был бог Ра. Одновременно существовали представления о богине Неба — Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его — и наступает ночь. Многовариантность объяснения одного и того же явления природы (миф о боге Ра, в золотой ладье плывущем по небесному Нилу, уже упоминался) — характерная особенность мифологи­ческого сознания вообще, а египетской мифологии в частности. Некоторые боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Большинство богов и богинь были связаны узами родства. Бог Осирис относится к типу культурных героев: он согласно мифам был первым фараоном Египта, научил людей земледелию и скотоводству, даровал им вино и хлебные злаки. В эпоху Среднего царства культ Осириса стал центральным звеном заупокойных верований, он почитался в первую очередь как бог мертвых. Египетские верования включают в себя очень сложную систему мифов, не поддающуюся логическому упорядочению, поскольку она являлась системой образного мышления. Наибольшей известностью пользуется миф об Осирисе и Исиде, подробно пересказанный римским историком Плутархом. Согласно мифу, Осирис был образ­цовым правителем, но его брат Сет, завидуя ему, хитростью заманил Осириса в великолепный саркофаг и погубил его. Супруга Осириса, Исида отправляется на поиски тела Осириса и с помощью Анубиса возвращает его к жизни.

Сын Осириса и Исиды Гор становится правителем Египта, а Осирис правит в Царстве мертвых.

В эпоху Древнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальному обряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднего царства с Осирисом отождествляют каждого умершего египтянина. Предполагалось, что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин словно Осирису сможет возродиться для вечной загробной жизни.

Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, была богиней плодородия и мореплавания, символом женственности, семейной верности и материнства. Особую популярность Исида получила в греко-римском мире. Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды и ее сына Гора. Миф об Осирисе относится к мифам об умирающем и воскресающем боге или к календарному мифу (поскольку предполагалось, что он связан с сезонными изменениями в природе). Исследователи, работающие в рамках психологического подхода в мифологии (так называемые трансперсональные психологи), считают, что в мифах об умирающем и воскресающем боге религиозный опыт отражает бессознательные психические переживания ребенка в утробном состоянии и во время родов, таким образом данный тип мифов отражает не закономерность природных перемен, а является, по их мнению, особой формой пси­хотерапии, снимая и излечивая психические травмы.

К типу культурных героев относится и бог Тот — бог мудрости и знания, времяисчисления, бог — покровитель жречества.

Зооморфные (звероподобные черты) прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные, как бык (Апис), кошка (Баст), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные

черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался с головой сокола, а бог Тот — с головой павиана или птицы ибиса.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Огромную роль в египетской мифологии играл заупокойный культ: загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего (в связи с чем распространился обряд мумифицирования), строительства жилища (пирамид и гробниц), приношение в жертву даров как пищи. Смерть египтяне рассматривали не столько как переход к лучшей жизни в ином мире (позиция, к ко­торой нас приучило христианство), сколько как продолжение жизни на земле. В древних египетских папирусах современные исследователи находят принципы этики гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее ценность и неповторимость, красота и счастье настолько ценились, что предполагались и в загробном мире, где люди продолжают жить, как на земле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.